Оценка эффективности цифровых решений

Логотип компании
Оценка эффективности цифровых решений
Оценка эффективности цифровых решений
Сегодня на рынке масса предложений по цифровым решениям. Зачастую они не апробированы, что сильно затрудняет предприятиям выбор.

Возникает потребность в экспертной оценке их применимости, и для этого лучше привлечь стороннюю экспертизу.

Я в основном использую отраслевой бенчмаркинг, насмотренность и опыт реального внедрения с понятными и рассчитанными инвестиционными показателями.

Приведу пример алгоритма, как выбрать и правильно оценить цифровое решение (классический офис трансформации):

1. Собрать пул потенциальных предложений, существующих на рынке.

Количество таких предложений измеряется десятками. Это компании разного масштаба - от самостоятельных либо системных стартапов до уже устоявшихся компаний, которые расширяют свою продуктовую матрицу. В фокус моего внимания всегда попадает ПО, позволяющее либо снизить операционные расходы, либо повысить выручку компании, что в совокупности дает увеличение эффективности EBITDA.

Главное при выборе - обращать внимание на зрелость решения, реальные кейсы его применения и потенциальные экономические эффекты для компании. Участвуя в конференциях, я неоднократно сталкивался с такими вариантами: либо ПО находится в стадии стартапа и непонятна его работоспособность и жизнеспособность на этапе внедрения; либо же с ПО все нормально в плане работы, но вендоры не могут показать и доказать реальность экономических эффектов.

2. Произвести расчеты эффектов.

Для этого необходимо определить бизнес-цель внедрения ПО, выстроить метрики, которые мы хотим получить в итоге. Например: увеличение EBITDA на 10% по году, снижение ФОТ на 5%, повышение производительности труда на 15% и т.д.

При моделировании мы берем экономическую бизнес-модель компании, смотрим, какие статьи будут задействованы при внедрении ПО, прописываем все бизнес-цепочки и рассчитываем их. По итогу сводим всю информацию в единый пул и делаем расчет. Для расчетов применяется классический метод моделирования инвестиционных проектов.

Результаты имеют достаточно высокую степень достоверности, так как при расчете используется факторное моделирование: учитываются риски, инфляция, внешние/внутренние факторы, конъюнктура рынка и многое другое.

3. Начать пилотное внедрение решений, которые показали инвестиционные значения, выгодные для компании.

Сколько решений тестировать, зависит от масштаба компании и бюджета. На практике мы внедряли сразу порядка 20 решений-пилотов - на разных активах компании в зависимости от максимальной расчетной экономической эффективности и зрелости предприятия для изменений. Это, конечно, было в большом холдинге, где создавался специальный Цифровой офис со множеством сотрудников. Но и результаты кратно окупились на горизонте 3-х лет.

Изначально нужно быть готовыми, что из всего посева пилотных проектов подтвердят свою эффективность 30-50%, и сразу учесть это в бизнес-плане проектов.

4. После пилота часть решений из воронки пройдет на этап тиражирования. Произвести тираж на всю компанию.

При правильно проведенном пилоте риски при тиражировании практически отсутствуют. В этом и есть главное предназначение пилота - максимально проработать решение, “приземлить” его (внедрить на производстве) и убрать все “шероховатости” (доработать узкие места).

Для правильного тиражирования необходимо учесть все сложности и их решения, полученные на стадии пилота, правильно сформировать команду (усилить команду пилота) и подготовить точный план работ. План тиражирования - это увеличенная копия плана пилота. Важно отметить этапность, критические пути, сроки (их реальность), распределить ответственность, разработать механизмы контроля и мотивации.

При этом всегда присутствует сопротивление персонала изменениям. И работать с этим можно двумя способами. Первый - инициатива сверху: вовлеченность высшего руководства в процесс и демонстрация сотрудникам позитивной воли к проекту. Второй - инициатива снизу. На уровне исполнителей всегда есть небезразличные лидеры мнений: мастера и начальники участков, признанные авторитеты трудовых коллективов. Можно выстраивать работу и влиять на персонал через них.

5. Перевести проектную деятельность в линейную

По окончании проекта очень важно перевести работу в линейную деятельность. Это значит, что проектная команда завершает работу, и все процессы передаются текущим операционным сотрудникам. Для этого необходимо подготовить новые должностные инструкции, положения, методику работы, обучить персонал, оказать поддержку при переходе.

Мы должны увидеть целевую картину: работа решения не изменилась, все процессы налажены и работают. Это и будет признаком перехода в операционный блок.

6. Отслеживать результаты и эффекты.

Делать это можно с нескольких точек контроля: либо внутренним менеджментом, либо проектным. Обычно контроль осуществляется  в течение года. Методика заключается в расчете фактических значений и сравнении с плановыми (учтенными в экономической модели паспорта проекта). Участвуют финансово-экономические, производственные и при необходимости другие блоки.

Если расчет изначально был произведен правильно, а все указания выполнены, расхождения в отрицательную сторону практически исключены. Но если такое произойдет, необходимо выявить коренные причины: технология, расчет, внедрение, исполнение. И внести необходимые корректировки для достижения эффектов. Поэтому важно вести контроль в месячной дискретности, чтобы можно было на длинном горизонте вносить коррекцию.

Опубликовано 03.04.2023

Похожие статьи