«Индустрия 4.0»: эра цифрового развития

Логотип компании
«Индустрия 4.0»: эра цифрового развития
Четвертая промышленная революция, известная как «Индустрия 4.0», — новая эра в мировом производстве. Именно ей мы обязаны масштабному проникновению информационных технологий в производство и бизнес-процессы. Разбираемся в деталях, в чем инновационность данного подхода.

Разбираемся в понятиях

В самой четвертой промышленной революции нет чего-то принципиально нового. В ее основе — автоматизация. Отличие только в том, что прежде к автоматизации подходили дискретно, то есть автоматизировали процессы при необходимости.

«Индустрия 4.0» сделала этот цикл непрерывным. К тому же в новой парадигме акцент сделан на возможности организации качественной обратной связи через обмен данными между машинами. Представим ситуацию, когда работают два станка, один из которых производит, а второй осуществляет функцию контроля. В этом случае наша задача — организовать высокий уровень межмашинных коммуникаций, чтобы гарантировать максимальное качество итоговой продукции с минимизацией человеческого участия.

Родоначальницей «Индустрии 4.0», как ни странно, можно считать концепцию бережливого производства — одного из базовых элементов методологии управления World Class Manufacturing, позволяющей обеспечить качественную декомпозицию от стратегических целей до конечных технологических процессов производства через призму постоянного улучшения и борьбы с потерями. Автоматизация, проводимая параллельно с планированием и реализацией изменений в процессной базе и внедренная в PDCA-цикл, становится не проектной, а регулярной деятельностью.

Проще говоря, «Индустрия 4.0» — это непрерывная автоматизация и расширение периметра межмашинных коммуникаций. Иногда ее связывают с проникновением «Интернета вещей», что действительно имеет место быть: за счет «Интернета вещей» можно увязать многочисленные сложные устройства и факторы воздействия в единую информационную среду, обеспечить упреждающий сбор данных для накопления и последующей реализации потенциала Big Data и машинного обучения.

«Индустрия 4.0»: российский опыт

Драйвером автоматизации обычно является либо высокая стоимость человеческого труда, либо необходимость обеспечить очень высокий уровень качества выпускаемой продукции. Именно поэтому, учитывая относительно низкую стоимость труда в России, можно говорить об использовании элементов «Индустрии 4.0» на сложных и ответственных производствах — например, в пищевой промышленности, машиностроении, оборонной отрасли и тому подобных. При этом на рынке присутствуют очень сильные российские игроки (в частности, компания «Цифровая сборка»), поставляющие уникальные, не имеющие аналогов даже на зарубежных рынках, цифровые «гиды» с машинным зрением, которые позволяют направлять человека при настройке производственного оборудования и анализировать выполнение необходимых производственных операций.

Распространенное мнение, что мы где-то отстаем в текущей ситуации постоянно ускоряющейся гонки технологий, можно воспринимать не как негативную, а как позитивную новость. Ведь у нас есть возможность избежать ошибок идущего впереди или вовсе выбрать совершенно другой путь. Это легко прослеживается на примере европейских складских и производственных комплексов, которые исторически оснащались огромным количеством конвейеров и ограниченными в маневрировании кранами-штабелерами или шатловыми системами. Такие системы стационарны и требуют больших трудозатрат на переконфигурирование, что значительно ограничивает масштабирование бизнеса и снижает скорость реакции компании на изменения. Разве плохо то, что нас практически миновал этот тренд и мы получили возможность сразу перейти в эру автономных мобильных роботов?

В странах с низкой стоимостью труда вполне логично, что необходимость автоматизации наступает гораздо позже. Пока в стране есть доступная рабочая сила, говорить о быстром полномасштабном распространении концепции «Индустрии 4.0» сложно. Дело в том, что и модернизация технологических процессов, и автоматизация, и роботизация требуют серьезных вложений с длинным периодом возврата инвестиций, достигающим порой нескольких десятков лет. Для сокращения этого периода требуется не только готовность вложить деньги и применить немалые усилия, но и необходимая для окупаемости емкость рынка.

Если добавить к этому постоянное появление новых технологий, становится понятно, почему для большинства российских предприятий характерен более спокойный темп с поступательным развитием системы производства.

Как преодолеть барьеры?

Может ли в России произойти качественный рывок в сторону масштабного распространения автоматизации, цифровизации и цифровой трансформации бизнеса? В погоне за инструментами топ-менеджмент предприятий часто оставляет за рамками своего внимания самое главное — бизнес-процессы. Без качественно проработанных процессов автоматизация превращается в попытки применить ту или иную информационную систему без комплексного, системного подхода. Именно поэтому самое главное, что требуется сделать в первую очередь, — привести в порядок технологический базис, к которому потом можно применять самые разные инструменты с получением ожидаемого результата.

Преодолеть барьеры можно с помощью грантов, субсидий, целевых кредитов — ничего нового в этом тоже нет. Однако, помимо денежных вливаний, важно организовать помощь от специализированных центров компетенций, которые помогут провести аудит, разработать план по внедрению изменений, чтобы производства прошли через все этапы, получив в итоге положительный результат. Подобные проекты уже реализуются с государственной поддержкой на отдельных предприятиях: многие внедряют концепцию бережливого производства, модернизируют процессную базу, устанавливают системы управления от уровня основного и детального планирования до уровня контроля исполнения. Но для всего нужно время, а потому для нас это путь не революции, а эволюции, пусть и ускоренной.

Что касается систем технической базы, здесь нам есть чем похвастаться. Крупные предприятия внедряют, например, системы контроля рабочего процесса на базе видеонаблюдения и даже индивидуальных видеорегистраторов. Сотрудник выполняет рабочие задачи, все его действия записываются, и на основе сюжетного распознавания делается вывод о качестве выполненной работы. Кроме того, в России есть успешные примеры производств автономных роботов, БПЛА, есть компании, занимающиеся реверсным инжинирингом и высокоточной 3D-печатью компонентов, заменяя импортные комплектующие и системы управления полнофункциональными аналогами собственного, российского производства.

Без ложной скромности можно сказать, что наша страна уверенно ощущает себя в части облачных вычислений и информационной безопасности, так что в большей мере вопрос не в барьерах, а в необходимом для внедрения изменений времени.

Революция или эволюция?

Если посмотреть сначала на пустой горшок, а потом на цветущее растение, то можно подивиться, как быстро оно выросло. Но это лишь потому, что наблюдатель не смотрел на него каждый день, и темп изменений ему кажется революционным. Происходящее — однозначно эволюционный процесс, который включает не только огромные изменения в части производственных процессов, но и готовность рынка, инфраструктуры, а далее и экосистемы, в которой все изменения станут неотъемлемой частью, обеспечивающей оптимизацию не каждого отдельного предприятия, а всей цепочки — от производства или добычи сырья до передачи готового продукта конечному потребителю.

Опубликовано 31.07.2023

Похожие статьи