Конкуренция с технологическими гигантами

Логотип компании
Конкуренция с технологическими гигантами
Как малым и средним предприятиям выжить в мире Amazon, Google и других крупных игроков.
Это противостояние, если можно так выразиться, существовало всегда. Однако если, говорить про ИТ или кибербезопасность, складывается впечатление, что места на этом рынке хватит для всех. Но на самом деле всё немного тоньше. 

Маленькие провайдеры зачастую не уступают гигантам

Конечно, существует и прямая конкуренция, и в этом смысле она ничем не отличается от любой другой – одна компания предлагает какой-то классный продукт на условиях лучших, чем у конкурентов и к ним тянутся клиенты. Например, в такой сфере как аренда облачных мощностей для размещения серверов или веб-сайтов. Да, есть технологические гиганты вроде того же AWS или Azure, но не всем нужен набор сервисов, которые они предлагают за немалые деньги. Большинство, скорее всего воспользуются более мелкими поставщиками услуг и будут платить только за то, что им реально требуется. Более того, в части функционала и надежности, маленькие провайдеры зачастую не уступают гигантам, а уж про качество технической поддержки и говорить не приходится – она у них как правило на высоте, потому что каждый клиент действительно важен.

Сложности конкуренции

Но конкурировать становится сложнее, если речь про совсем популярные и массовые программные продукты. Никто с нуля не сможет сделать конкурента gmail или почты mail.ru. Трудно будет убедить инвесторов, что именно ваш почтовый сервис станет настолько же популярен, потому что переход с одного подобного сервиса на другой – это уже сама по себе отдельная проблема для конечного пользователя.

Даже технологические гиганты, конкурируя между собой, зачастую терпят неудачу. Вспомните запуск Windows Phone от компании Microsoft? Вложения были колоссальными, платформа и инфраструктура были готовы, возможно, лучше других, однако Microsoft не удалось убедить пользователей перейти на свои устройства и время было упущено.  Нехватка мобильных приложений, скудный ассортимент устройств и общая скорость развития не дали Microsoft занять свое место на этом рынке. Что уж говорить, о небольших компания, которые бы могли решиться на такое.

Поэтому как правило, конкуренция происходит не напрямую. Стартапы не пытаются играть на поле крупных игроков, а находят свои ниши, которые технологические гиганты не заметили или по каким-то причинам проигнорировали. 

Как это бывает

Например, стартап Pebble, который собирал деньги буквально на Kickstater’e предложил клиентам простые и недорогие фитнесс-часы с монохромным экраном. И это было отличной идеей, потому что в 2013 году платить сотни долларов за доминировавшие тогда на рынке Apple Watch или Garmin большинство потенциальных клиентов были просто не согласны. Появился Android Wear, но он был еще в стадии глубокой разработки и не подходил для пользовательских устройств. Популярность была огромной, потому что владельцы Pebble просто нашли незанятую нишу. Пока в 2016 году Pebble не был приобретен компанией Fitbit, но это уже совсем другая история.

Поглощение стартапов

Поглощения - это тоже важный этап жизненного цикла небольших компаний. Зачастую, разрабатывая свои технические решения как с дополнения к уже существующим решениям крупных компаний, стартапы бывают поглощены этими самыми гигантами и после этого теряют самостоятельность. Партнерство может принимать разные формы, но это довольно частый сценарий. Хотя сегодня в эпоху цифровых магазинов так происходит далеко не всегда. Хотя та же компания Microsoft, например, активно скупает различных студии и разработчиков компьютерных игр вместо того, что просто продавать их продукты в своих маркетплейсах.

Правда и в том, что большинство стартапов не выживают и в принципе совсем не против, чтобы их купил какой-то крупный игрок, принеся прибыль своим основателям. Дальше эта прибыль будет вложена в следующий стартап и цикл повторится. 

Кадры решают все

Есть еще один аспект этого вопроса – а кто работает в этих компаниях? Для того, чтобы создавать программные продукты нужны специалисты, а их надо чем-то привлекать. Конечно, у больших компаний свои плюсы - это и ресурсы, и привлекательные условия труда, доступ к более продвинутым технологиям. Но и у стартапов и небольших компаний есть что-то, из-за чего их все чаще выбирают молодые инженеры. Такие вещи как отсутствие бюрократии, а также возможность непосредственно влиять на создаваемый продукт привлекает очень многих. Видеть, как продукт, к которому лично ты приложил руку растет, развивается и выходит на рынок – это очень приятный опыт. Тем более, что небольшая компания всегда ближе к клиентам и более чутко реагирует на их запросы, а значит и ваш продукт адаптируется куда быстрее, чем аналогичный у крупной компании. 

Итого

Если подытожить, то я бы сказал, что у маленьких ИТ-компаний сегодня есть все инструменты и возможности, чтобы стать успешными. История знает взлеты небольших стартапов, но провалы продуктов таких гигантов как Google. Кто сейчас вспомнит Buzz или Google+? А много ли сейчас пользователей в соцсети Orkut? Зато все мы пользуемся Youtube, который как раз был стартапом, но был приобретен Google, когда те перестали развивать свой аналогичный сервис Google Video. В то же время, например, Airbnb, Pinterest или Wordpress – всё это стартапы, которые нашли свою нишу, завоевали популярность и стали многомиллионным компаниями.

Опубликовано 31.08.2023

Похожие статьи