Из чего складывается стоимость ИТ-проекта на предприятии?
При этом можно взять схожие по объемам переработки предприятия, с одинаковыми запросами к системе учета на старте, и у одного проект будет реализован за два месяца и обойдется в 500 тысяч рублей, а у другого растянется на год и потребует 10–20 миллионов. Почему так? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся.
1. Софт
Итоговая сумма зависит от количества лицензий, а также от того, собственный это софт или арендованный. Но в любом случае повлиять на стоимость софта мы не можем.
2. «Железо»
Рынок предложений хардовой части широк, при этом баланс цены и качества достаточно хорошо выдержан. Однако это тоже скорее постоянная, чем переменная часть бюджета на проект.
3. Работы
А вот здесь начинается самое интересное. То, на что вы действительно можете влиять напрямую.
Из чего складывается стоимость работ?
C= W×Q×T, где W – состав команды (количество специалистов, необходимых для выполнения задач). Можно выделить методологов, архитекторов, программистов, консультантов, администраторов (во многих случаях без них нельзя), и это будет одна сумма. Однако есть и проекты, где состав команды будет включать в себя всего двух-трех специалистов, и стоимость их работы, соответственно, будет гораздо меньше.
«А что, так можно было?» – спросите вы. Можно. В каких случаях, рассказываем далее.
Q – уровень квалификации специалистов
Насколько узких специалистов или экспертов вам требуется привлечь? Например, если у вас какое-то уникальное оборудование, с которым необходимо сделать интеграцию, сэкономить на этой статье не удастся.
T – длительность проекта
Вы берете специалистов у подрядчика/вендора в аренду и платите за время, проведенное ими в проекте. Чем быстрее реализуется проект, тем (предположительно) он дешевле, поскольку времени участия специалистов затрачено меньше.
Длительность проекта – это еще одна переменная, которая зависит от довольно большого количества факторов и на которую можно влиять.
Из чего складывается длительность проекта?
1. Объем и интенсивность задачи
Каковы у вас объемы отгрузок, выпуска, приемки заказов и т. д.? Это важные факторы, от которых зависит следующий критерий.
2. Количество участков или складов
Введу два понятия. Веха – это объем изменений, который предприятие может переварить без последствий для процесса (например, остановок производства или отгрузок). Внутри вехи есть этапы: моделирование, подготовка, обучение пользователей, промышленный запуск.
Если объем переработки и интенсивность у вас невысокие, то в принципе мастер может и за смену собрать все данные на учетных точках и внести их в систему. А если у вас происходит, например, 100 завешиваний в сутки, то цена ошибки будет очень высока. Поэтому приходится делить проект на этапы: сначала запустить один цех, затем второй и т. д.
То же самое с обособленными участками. Например, у вас два склада: на каждом из них учет придется запускать отдельно.
3. Детальность учета
Насколько детально вы хотите видеть остатки? Например, в разрезе партий, ячеек, коробок? На производстве в разрезе скольких переделов, на скольких точках фиксировать потери? И еще один важный вопрос: а нужна ли вам в действительности такая детализация учета?
К примеру, на молочном производстве определить, где теряется количество и качество, можно на огромном количестве точек: сепарирование, нормализация, выделение творожного зерна, прессование и т. д. В одном из наших проектов изначально мы выделили 15–18 точек. Однако, взвесив необходимость такого детального учета, выбрали из них только 8.
Для сравнения: наш параллельный проект с похожим объемом переработки, но более высокими требованиями к детальности учета.
Верхний рисунок - 75 т молока в сутки и 8 точек учета. Второй рисунок - тоже 75 т молока в сутки и почти 30 точек учета. У этого завода сроки проекта в разы больше, и стоимость соответственно
Определение необходимого и достаточного уровня детальности учета – это важная задача перед началом проекта.
4. Количество пользователей и смен, (которых необходимо обучить и поддерживать)
5. Количество оборудования, (которое необходимо настроить и обслуживать).
Опубликовано 25.10.2023