УправлениеИТ Директор

Три кита CIO

Максим Белоусов | 25.06.2014

Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club
Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club

На что опирается работа ИТ-директора? Что лежит в основе нашей деятельности? Обсуждая этот вопрос с Ольгой Поповой, главным редактором IT-Manager, мы нашли много вариантов, но ее требования были жесткими: надо найти три самых главных и важных.
На что опирается работа ИТ-директора? Что лежит в основе нашей деятельности? Обсуждая этот вопрос с Ольгой Поповой, главным редактором IT-Manager, мы нашли много вариантов, но ее требования были жесткими: надо найти три самых главных и важных. Те, без которых наша работа не может быть не только эффективной, но и реальной! Итак, в этой статье я расскажу о своих трех китах — именно на них строится моя жизнь и работа. Рассуждения, о которых читатель сейчас прочтет, не должны привести его к мысли о расстройстве моего рассудка. Попробуйте прочитать между строк. А главное — подумать и постараться выбрать три основные опоры в своей профессиональной карьере.

Кит № 1

Чем мы занимаемся? Что стало нашим объектом внимания как профессионалов? Это конечно ИНФОРМАЦИЯ. ИТ-директор занимается прежде всего организацией сопровождения ИТ-сервисов. Главные из них — информационные системы. Суть работы которых получение, обработка и передача информации. Мы не вводим информацию в ИС, но отвечаем за путь, пройденный ею в системах. Все эти нолики и единички мы должны в результате превратить в понятный для человека визуальный образ. Основные наши операции с информацией: получение, хранение, обработка и передача.

Информация — это то, что является ключевым объектом внимания для бизнеса. И когда мы говорим о качестве работы ИТ-службы, то прежде всего должны иметь в виду качество информации, предоставляемой пользователям ИТ-сервисами. То, чем мы занимаемся, решения, что мы внедряем, — все направлено на работу с информацией, и я считаю, что это один из тех китов, на которых стоит на мир ИТ! В задачи CIO/руководителя ИТ-службы входит изучение состава информации, используемой на предприятии, ее структуры, сущности и свойств с целью дальнейшего определения эффективного инструмента для ее обработки.

Кит № 2

Логично, что второй кит — ТЕХНОЛОГИИ. Я имею в виду решения, предложенные или созданные нами в рамках заказа для клиента. К ним я отношу не только ИТ-продукты, существующие на рынке, но и все то, что связанно с использованием знаний, умений и навыков в различных областях, что позволяет нам разрабатывать решения для бизнеса. Это может быть из области ИТ, продаж, маркетинга, логистики, финансов, менеджмента и т. д.

Технологии — наши инструменты, помогающие в реализации тех или иных решений. Инструменты бывают дорогими или дешевыми, эффективными и не очень. Главное — выбрать тот инструмент, который «рядом лежит», и тот, «которым вы владеете наиболее уверенно». Технологии бывают разными как по составу, так и по своему действию. Основное их предназначение для нас — способность обрабатывать информацию. А поскольку их появляется достаточно много, то задача CIO состоит в постоянном изучении новых возникающих технологий и в поиске наиболее эффективных из них для выполнения той или иной задачи.

Кит № 3

Выбор третьего, основополагающего кита для меня как для руководителя очевиден — это УПРАВЛЕНИЕ. Именно основы менеджмента позволяют нам планировать, организовывать, контролировать и принимать решения. Информация, бизнес-процессы, персонал, финансы — всем необходимо управлять. Причем управление — отдельный процесс, необходимый для того, чтобы спланировать, а потом привести к цели организации.

Управление — это движущая сила от одного состояния к другому. Управление в ИТ ничем не отличается от управления в другой отрасли. Методы и способы решения задач схожи. Только субъекты и объекты разные. Сложность нашей отрасли в том, что объекты и технологии постоянно развиваются, и очень быстро, а потому выбирать нужные методы каждый раз все сложнее и сложнее. И обязанность каждого CIO — постоянно совершенствоваться в части управления не только ИТ, но и всеми смежными областями деятельности предприятия.

ЧЕРЕПАХА

В одной из древних иллюстраций описывалось, что земля держится на трех слонах, которые стоят на черепахе. Если допустить, что «три кита» и «три слона» — это одно и то же, то что тогда в нашем представлении «черепаха»? В нашей отрасли такой опорой с моей точки зрения является ПРОГРЕСС. Именно благодаря ему наша отрасль развивается и наша работа остается актуальной.

Впрочем, один мой коллега сказал, что внизу всего находится БИЗНЕС. Мы опираемся на его потребности, возможности, требования, ожидания и т. д. Он нас нанимает, он пользуется нашими сервисами, он финансирует и, самое главное, он решает, в какую сторону повернуть.

Прогресс или бизнес, а может, даже (если сложить вместе) прогресс бизнеса, его зрелость, в том числе в части ИТ — это то, что дает нам надежду на наше будущее в компании. Это то, что придает нам уверенности в правильности выбранного пути и правильности выбранных ИТ-решений.

Эпилог

А как бы вы расшифровали слово «кит»? В одной из компаний, где я работал, это слово расшифровывалось как «комплексные информационные технологии». А для кого-то — «корпоративные информационные технологии» или нечто подобное. Удивительное наблюдение пришло в момент написания статьи, не правда ли? Речь ведь идет не просто о китах, на которых стоит мир, а о том, что является основой всех ИТ. И здесь можно по-разному рассматривать состав «трех китов». Это и информация, технологии, управление. Это, возможно, время, ресурсы, качество или знания, умения, навыки. Это как пример фундаментального подхода к управлению: процессы, проекты, изменения или, как сказали мне некоторые коллеги, знания, люди, решения. Но как бы мы ни определяли эти три составляющие, мне кажется, главное в том, что ожидает от нас бизнес. Как он видит то, что мы готовы ему предоставить в качестве ИТ-сервисов. И уж точно, поверьте, он не думает о тех трех китах, о которых я рассуждаю в статье.

P. S. О важном...

Заканчивая статью, я натолкнулся на высказывание известного философа и основоположника эмпиризма Френсиса Бэкона: «Знание есть сила, сила есть знание». Знания — это усвоенная информация (Википедия). Я не могу не упомянуть о том, что наши знания об окружающем мире, о людях и взаимоотношениях, об ИТ и т. д. являются важным фундаментом нашей деятельности в быту и профессии. Конечно, все начинается с них. Они нам помогают жить, и именно они становятся отправной точкой в наших решениях. Поэтому я рекомендую постоянно находиться в поиске новых знаний, постоянно совершенствоваться и развиваться. Человек, который находится в постоянном поиске знаний, не может не быть успешным!

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 05/2014], Подписка на журналы

Об авторах

Максим Белоусов

Максим Белоусов

Президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров "SPb CIO Club", член правления Российского Союза ИТ-директоров "СоДИТ". 


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00