Итоги 2021: Смещение фокуса

Логотип компании
Несмотря на сложное время ИТ-рынок растет. Востребованы программные продукты, услуги, оборудование, консалтинг.

Многие запустили собственную разработку, продолжается активная трансформация бизнеса, перестраиваются модели взаимодействия. Но появились и новые проблемы. Об итогах уходящего года рассказывает Илья Набатов, директор по производству Т1 Консалтинг.

Каким был 2021 год для вашего бизнеса? Что изменилось по сравнению с прошлым годом? Появились ли какие-то новые сложности и вызовы?

Несмотря на сохранение эпидемиологических рисков, на рынке наблюдается стабилизация с восстановлением роста по всем областям. Во многом динамика обусловлена тем, что сам бизнес стал более предсказуемым: в первый пандемийный год компании определили свои потребности, многие пересмотрели стратегии развития, сделав акцент именно на цифровой оптимизации бизнес-процессов. Если посмотреть на статистику банковской отрасли, кредитно-финансовые учреждения страны увеличили бюджеты на автоматизацию в 2021 году в полтора раза, лидеры подняли бюджетную планку до уровня 500 млн рублей в год.

По оценке РУССОФТ, в 2020 году ИТ-рынок вырос на 20,6% - до 2,46 трлн рублей. Итоги текущего года будут подведены весной. В плюс ушли все направления: услуги, оборудование, софт. Сопоставимо увеличивалась и выручка компаний, работающих в этих сегментах. В Т1 Консалтинг число заказов увеличилось на треть, а проблемы остались прежними: основная из них — дефицит кадров.

Свою лепту в «перегретость» рынка труда вносит то, что многие ИТ-компании вынуждены были запустить разработку собственных решений и усилили и без того высокую конкуренцию среди работодателей. Еще одна порожденная коронавирусом сложность — снижение эффективности коммуникаций, по сравнению, например, с 2019 годом. Бизнес в условиях удаленного и гибридного форматов занятости все еще не смог вернуться к прежним показателям.

Какие изменения на рынке произошли за последний год? Какие из них оказали или могут оказать влияние на вашу компанию?

В 2021 году многие компании стали уделять больше времени вопросу безопасности данных и защите от киберугроз. Из-за взлета использования цифровых каналов продаж, вынужденного перехода к электронному документообороту, внедрения цифровых услуг это становится одним из ключевых вопросов.

Диджитализация многократно увеличила требования к конфиденциальности при работе с персональными данными и сохранению коммерческой тайны, с этим связана необходимость решать и множество юридических вопросов. Мы сами внедряем новые инструменты контроля качества разработки, учимся выявлять нарушения на ранних стадиях и предотвращать их повторение. Тем не менее учесть все, безусловно, невозможно, поэтому одним из важнейших факторов становится скорость реакции и возможность устранения последствий.

Какие технологии «выстрелили», то есть обрели значительную популярность на рынке в этом году?

В 2021 году на рынке начался активный рост сектора IoT. Еще один динамичный тренд — разработка собственных продуктов. На сторону вендоров российские компании переходят под влиянием импортозамещения. В целом в сегменте ПО, по итогам 2020 года, рост составил 16%, а совокупная выручка достигла 43 млрд рублей. Также большое развитие получают цифровые каналы и мобильные приложения.

Что касается характеристик решений — мы наблюдаем смещение фокуса с функциональности на удобство использования и «дружелюбность» интерфейса.

Как изменились заказчики, их требования пожелания и запросы за последние год–два?

Заказчики стали более требовательны к срокам релизов продуктов: time-to-market превращается в один из главных факторов. Кроме того, многие из клиентов хотят принимать непосредственное участие в процессе разработки и контролировать ход проекта. Это отражается в увеличении числа запросов на ресурсную модель взаимодействия, когда ИТ-компания превращается фактически в кадровое агентство. Тем не менее Т1 Консалтингу по-прежнему удается наращивать экспертизу внутри по стратегическим направлениям.

Предприятия идут по пути цифровой трансформации бизнеса. Процесс этот не быстрый, занимает не один год. На какие тенденции цифровизации вы обратили внимание в этом году?

Сейчас в фокусе всех компаний, независимо от отрасли, — клиентоцентричность. Любой бизнес исходит из потребностей клиента и строится на возможности быстро и качественно их удовлетворить. Развитие удобных мобильных приложений, диджитал-каналов, понимание запросов и анализ обратной связи — ключевые тренды, заданные в 2020–2021 годах и раскрытые не полностью. Для достижения целей недостаточно ИТ как инструмента — требуется анализ зрелости бизнес-процессов и сервисной модели на стороне клиентов.

Многие предприятия окончательно перешли на удаленный либо на гибридный режим работы большинства сотрудников. Как это отразилось на рынке ИТ-решений?

Ответ на данный вопрос неоднозначен. Надо понимать, что тренд на удаленную работу в ИТ не является чем-то абсолютно новым: в той или иной форме «удаленка» существовала всегда, поэтому шоковой ситуации не возникло. Однако, трудности все равно есть.

Читайте также
Сергей Леонов, CEO и CPO Альянса Региональных Ритейлеров – о том, как использовать ИИ для автоматизированного управления товарами, и как передовые технологии позволяют ретейлерам оптимизировать цепочки поставок, совершенствовать взаимодействие с покупателями и контрагентами и оптимизировать бизнес-процессы.

С одной стороны, гибридный формат — важный способ повышения лояльности талантливых разработчиков, которым удобно работать из дома, и возможность расширить территориальные границы найма. С другой стороны, это более дорогостоящая и менее эффективная коммуникация между членами команды и необходимость полностью трансформировать взаимодействие друг с другом. Все это влияет на конечную стоимость продуктов — к сожалению, делает их все менее доступными.

Пандемия коронавируса далека от прекращения. Одна волна накатывает за другой. Власти регулярно налагают ограничения. Научились ли ИТ-компании, и их клиенты работать в новых условиях за два года?

Нам, так же, как и нашим клиентам и партнерам, пришлось перестроить модели взаимодействия. Сейчас мы точнее понимаем потребности и успешно строим гибридные модели сотрудничества.

Поделитесь прогнозами на 2022 год по вашему бизнесу и ситуации на ИТ-рынке в целом.

В 2022 году мы ожидаем продолжение роста рынка минимум на 10%, в том числе, за счет позитивной динамики в сегментах качественной заказной разработки и аутсорсинга/аутстаффинга. Ограничивающим фактором, по-прежнему, является кадровый голод. Однако здесь заложенный в последние два года фундамент — стажерские программы и upskilling курсы — должны принести свои плоды.

Опубликовано 18.12.2021

Похожие статьи