Цифровая экономика: мифы и реальность

Логотип компании
Цифровая экономика: мифы и реальность
Цифровое будущее стремительно наступает, и застрельщиками здесь становятся инновационные институты

К традиционным ИТ-мероприятиям сентября относится и конгресс ИТ-директоров «Подмосковные вечера», чьим неизменным организатором выступает Клуб 4CIO. В нынешнем году он пройдет уже двенадцатый раз, и интерес к событию не ослабевает со стороны аудитории, поскольку это одна из немногих площадок, где CIO могут обсудить в неформальной обстановке реальные задачи и проблемы, стоящие перед ними, поделиться опытом, обменяться мнениями, встретиться со старыми и завести новых друзей. Формат «Подмосковных вечеров» остается прежним, однако тематика секций и дискуссий ежегодно меняется и всегда отражает наиболее злободневные и актуальные проблемы – над этим работает программный комитет, в состав которого входят сами CIO. Что нынче ждет участников «Подмосковных вечеров»? Об этом нам рассказали Павел Пестряков, один из отцов-основателей и член совета Клуба 4CIO, а также Алексей Кравченко, директор Клуба 4CIO.

Цифровая экономика: мифы и реальность. Рис. 1
Павел Пестряков
 

Тема пленарного заседания конгресса называется «Цифровое будущее. Проблемы и решения». Почему выбрали именно эту тему?

Павел Пестряков: Мы в этой парадигме живем с момента организации клуба. Как известно, он был создан в связи с появлением новой профессии – CIO. И требовалось решать задачи внедрения цифровых технологий в бизнес. Наконец, дошло и до Правительства, которое призывает нас строить и развивать цифровую экономику. Мы хотели бы поговорить о том, насколько все это серьезно и как люди, занимающие различные позиции в государстве и бизнесе, воспринимают данную проблематику. Если почитать соответствующее обсуждение в Facebook, то станет отчетливо видно, что кто-то относится к этой теме несерьезно, как к очередной «кампании», на которой можно хорошо заработать, не делая ничего, как и было с государственными программами в прошлом. Но у многих вполне ответственное отношение. Вот об этом бы и хотелось поговорить.

Цифровая экономика: мифы и реальность. Рис. 2
Алексей Кравченко
 

Алексей Кравченко: Не могу не согласиться. Клуб — это, прежде всего, дискуссионная площадка. О цифровой трансформации сегодня не говорит только ленивый. Но одни считают ее реальным шансом поднять российскую экономику, а другие не замечают всей важности затронутых вопросов. Вот почему мы бы хотели в ходе дискуссии найти ответы, узнать точку зрения уважаемых в нашем сообществе людей. Даже если мы не сойдемся во мнении, это тоже будет полезно. На одном из программных комитетов мы попытались найти определение понятиям «цифровизация» и «автоматизация». При обсуждении присутствовало пять опытных профессионалов, но мы так и не смогли сформулировать отличия. Но если это произойдет на пленарном заседании – тоже будет интересно. Люди получат свою порцию опыта и мнений.

Чем будет отличаться 12-й конгресс «Подмосковные вечера» от мероприятий прошлых лет?

А. К.: Формат остается традиционным, мы его не меняем. Но темы, которые мы выносим на обсуждение, всегда самые горячие, самые востребованные. Спикеры секций тоже меняются, поэтому конгресс, с одной стороны, будет отличаться от предыдущих, а с другой – сохранит тот же формат.

П. П.: В разные годы у меня было различное отношение к программе «Подмосковных вечеров». В этот раз я хочу послушать буквально все. Все заявленные темы меня заинтересовали, раньше такого со мной не было.

А. К.: Потому что ты активно участвовал в формировании программы.

П. П.: Могу сказать, что все, что беспокоит людей, начиная от майнинга и заканчивая прорывными технологиями, в программе обязательно будет. Разумеется, будет и мейнстрим про цифровую экономику, что в ней правда, а что нет.

Одна из секций носит название «ИТ для тех, кому не лень думать». Что под этим подразумевается?

П. П.: Впервые в 2014 или в 2016 году прозвучало слово «импортозамещение». Мне сначала это очень понравилось. Казалось, компании предложат что-то светлое на рынке. Но ожидания не оправдались. Все продолжали покупать решения Microsoft, однако за это время на рынке созрели действительно интересные, не шаблонные решения, хотелось бы о них поговорить. Таких решений много, рассказать обо всех за одну секцию не получится, но о двух-трех обязательно расскажем и порассуждаем о том, почему они до сих пор не получили должную популярность. Надеюсь, после конгресса тоже будем освещать эту тему на страницах вашего журнала. Немало интересных решений нам акселераторы дают, о них тоже нужно поговорить. Считаю, что механизм инновационного развития наконец-то начал в нашей стране давать свои результаты.

Одна из секций посвящена тому, чего не хватает CIO, чтобы стать CDO. Что планируете обсудить? Что такое CDO? Новое название старой должности?

П. П.: Я, как соведущий данной секции, считаю, что это все-таки разные должности. CIO – хороший, замечательный ИТ-директор, а CDO – это лучший CIO. Есть определенная преемственность, но и термин появился неслучайно. Хотя я не хочу навязывать свое мнение. У нас планируется большое обсуждение, будем на эту тему разговаривать. Мнений очень много, и все они не бесспорны.

А. К.: Тема и правда дискуссионная, а потому мы ее вынесли в отдельную секцию. В апреле-мае Минпромторг выпустил документ, в котором описывает позицию «директор по цифровому развитию». Там указано, что он напрямую подчиняется генеральному директору. Моментально две-три огромные госкорпорации берут людей на эту позицию. Функциональные обязанности, тем не менее, описаны плохо, и заказчиков нормально не привлекли к обсуждению самогго документа. Возникают внутренние конфликты с ИТ-службами, с бизнесом. Существует риск того, что все наработки пойдут прахом. Непродуманно все как-то. Есть теоретики цифровой экономики в лице государства, институтов развития, а есть практики. Наша задача, как практиков, заключается в том, чтобы понять, можем ли мы помогать друг другу в рамках своих отраслей. Что делается в промышленности и применимо ли это в ретейле? Что делается в ретейле и применимо ли это в банках?

В программе конгресса заявлены цифровые кейсы. Есть ли уже такие?

А. К.: Мы недавно прикинули, у нас будет примерно семь докладчиков со своими кейсами. Это реальные заказчики.

П. П.: Здесь опять же все упирается в то, что мы считаем «цифрой». Если речь пойдет о «цифре» в понимании CIO, то будут говорить о проектах, которые делались и раньше, то есть об автоматизации. Правда, бывает автоматизация, способная за пару лет преобразовать весь бизнес. Хороший пример – сервисы такси, бронирование гостиниц и т. д. То есть сервисы меняют саму структуру, саму парадигму бизнеса. Вот такие цифровые кейсы нам нужны, их и необходимо показывать. И здесь мы опять возвращаемся к теме пленарного заседания. Мне пришла тут на дачу телеграмма из Росреестра по Тверской области. Ее принесла соседка, и только потому, что случайно заехала на почту. Телеграммы не доходят до адресата, поскольку их никто не приносит. А телеграмма серьезная, мне угрожают всякими административными санкциями. Тем не менее есть Портал Госуслуг, я на нем зарегистрирован и при регистрации специально отметил, что не хочу получать бумажные версии обращений, а предпочитаю электронную почту и телефон. Нахожу контакты инспектора, связываюсь с ним. Это заняло всего 3–5 минут, объясняюсь с ним. Первое, что сказал мне инспектор: «Почему вы лезете в мое личное пространство?» То есть он предъявляет мне претензию, что я его нашел. При этом мне посылает телеграмму, которую до меня просто не могут донести. Это взрыв мозга. Люди живут в далеком прошлом и считают возможным создавать проблемы нормальным гражданам. Все это я рассказал к вопросу о парадигме цифрового будущего. Как поменять сознание таких людей? Вот один из цифровых кейсов. Мы его тоже обсудим.

И последний вопрос. Что за год изменилось в Клубе 4CIO?

А. К.: Прибавление в Клубе происходит с каждым годом. Достаточно посмотреть список участников «Подмосковных вечеров», ежегодно появляются новые свежие имена. Клуб в нынешнем году провел несколько мероприятий, в том числе совместно с площадкой ФРИИ. Ездили на экскурсию на завод «Физприбор», изучали практику АСУ ТП. Часто нас приглашают проводить внутренние мероприятия для ИТ-служб. Например, с ноября прошлого года нас приглашали компании «Россети», «Газпромнефть», «Лукойл-Информ». В Калининграде мы организовать конференцию для всех энергетических компаний России. Сразу после «Подмосковных вечеров» состоится мероприятие для ИТ-служб «Атомэнергомаша». 

П. П.: Мне кажется, что большой интерес вызывают мероприятия, посвященные возможностям, которые открывает цифровая экономика. ИТ-директорам интересны не специальные мероприятия только для них, а инновационные форумы. Цифровое будущее стремительно наступает, и застрельщиками здесь становятся инновационные институты. А стандартные мероприятия уже не настолько интересны. Поэтому мы стараемся больше фокусироваться на дискуссионности, на обсуждениях. Клуб меняет свою концепцию. Это происходит незримо, само собой.

Читайте также
Социальные сети, экспертные сообщества и порталы сейчас все масштабнее входят в жизнь различных профессиональных направлений деятельности. И для развития CIO эти инструменты также применимы и достаточно востребованы. Получился некий чек-лист, но уверен, он будет даже удобнее для восприятия.
Начну с того, для чего необходимо развитие личного бренда ИТ-директору. Причин несколько, и все они крайне важны.

 

Читайте также
Командный дух — величина важная, но непостоянная. Как при помощи корпоративов поддерживать результаты в команде, какие сценарии заходят лучше и как усилить HR-бренд с помощью мероприятий, порталу IT-World рассказал Андрей Никонов, CEO компании Riverstart.

Опубликовано 01.10.2018

Похожие статьи