Как мы выбираем ИТ-подрядчика

Логотип компании
Как мы выбираем ИТ-подрядчика
22 TREE HOUSE/shutterstock.com
Подрядчиков сейчас много, но найти тех, кто действительно понимает суть вопроса и какой результат от них требуется получить, — совсем непросто. Не всегда всё определяется только опытом или ценой. Важнее, насколько подрядчик готов погрузиться в вопрос, предложить верное решение, а не просто формально выполнить поставленную задачу. Я расскажу о том, на что мы в первую очередь обращаем внимание для того, чтобы сотрудничество не превращалось в головную боль.

Первое, на что я смотрю, — реальный опыт подрядчика. Была ли у него успешная реализация похожих проектов? Причем для меня недостаточно лишь упоминания о таких кейсах в интернете или сайте подрядчика, нужны конкретные факты: результаты, отзывы, реальные внедрения. Например, проект на Astra Linux или работа с аналогичными системами. Если подрядчик может рассказать, как он решил конкретные задачи или справился с возникшими трудностями, а не просто показать красивые слайды, это уже хороший знак. С таким подрядчиком возникает желание взаимодействовать.

Рекомендации и знакомства

Рекомендации — это как добрый совет из прошлого. К примеру, раньше мы доверяли только проверенным автосервисам, когда хотели отремонтировать автомобиль, сейчас это касается и подрядчиков. Когда кто-то из коллег или партнеров говорит: «Да, контрагент справился, всё сделали хорошо и качественно», — это уже половина успеха. А если получится увидеть результат работы подрядчика своими глазами, например, посмотреть, как настроена система или смонтировано оборудование, это внушает уверенность. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Достучаться» до руководства

Еще один важный момент — доступность и открытость лиц, принимающих решения, в подрядной компании. Если возникает нештатная ситуация по проекту, нужно иметь возможность быстро связаться с руководством, чтобы оперативно повысить приоритет задачи. Зачастую у подрядчиков десятки проектов выполняются одновременно и мой запрос может встать в очередь. А если сроки сжаты и наблюдается риск финансовых потерь, такое промедление неприемлемо. Бывали случаи, когда не только до руководства достучаться невозможно, но у сотрудников и специалистов элементарно нет связи с менеджером или руководителем проекта, поскольку такая позиция взаимодействия у руководства. Это очень тяжелая история, делайте выводы, как работать с такой компанией.

Главное — люди, а не вывеска на двери

Сколько лет компании на рынке — вопрос десятый. Иногда настоящее экспертное мнение и бесценный опыт вместе с исключительными знаниями накапливается не у фирмы, а у конкретных людей, которые будут работать над проектом. Я смотрю на опыт таких людей и на то, что они делали раньше. Часто сталкиваюсь с результатами проделанной ими работы в других проектах и понимаю: «Эти ребята знают свое дело, с такими можно и нужно работать».

Как мы выбираем ИТ-подрядчика. Рис. 1

Если проект сложный, где, к примеру, софт и «железо» переплетаются в одно целое, я выберу для взаимодействия крупную компанию, работающую в этой области. У них есть ресурсы, чтобы привлечь субподрядчиков, если что-то пойдет не так. У них большая команда и специалисты в разных областях. Маленькая компания с такими задачами может просто не справиться — времени и сил не хватит, а возможно, и опыта.

Метрики, которые имеют значение

Для оценки подрядчиков в первую очередь смотрю на SLA (соглашение об уровне обслуживания). Это основной показатель того, насколько подрядчик справится с задачей в заданные сроки. Например, если проект предполагает реализацию в течение года, я готов подождать. Но если срок реализации — месяц, то любые задержки становятся критичными.

Еще один важный момент — соотношение цены и качества. Однако это очень непростой вопрос. Качество работы подрядчика заметно в мелочах уже на старте проекта, и это может помочь сделать о вывод о конечном результате в целом: получу ли я то, что соответствует моим запросам с нужным уровнем качества, или нет? Сейчас рынок стабилизируется и цены у большинства подрядчиков примерно одинаковые, поэтому я не буду гнаться за выгодой, если это может привести к сомнительному результату. И для выбора подрядчика буду руководствоваться иными критериями.

Особый подход к выбору исполнителя

При реализации проектов мы руководствуемся требованиями законодательства в части проведения закупочных процедур. Большинство случаев подразумевает выбор подрядчика конкурентным способом. Мы подробно прописываем требования к возможному исполнителю: его квалификации, технической оснащенности и т.д. – все, что может оказаться важным для решения поставленной задачи. В каждом конкретном случае выбор исполнителя – это результат детальной экспертизы предложений и всесторонней оценки контрагентов. Это процесс, требующий экспертности и максимальной вовлеченности.

«Красные флажки» и подход к решению задач

При работе с подрядчиком важно обращать внимание на «тревожные сигналы», которые могут возникнуть еще на этапе переговоров. Одним из таких «красных флажков» для меня является нарушение сроков подготовки материалов. Например, мы договорились, что подрядчик предоставит презентацию через неделю, а он пропадает и не выходит на связь. Это сразу подрывает доверие. Возникает вопрос: «А стоит ли начинать работать с таким контрагентом?»

Как мы выбираем ИТ-подрядчика. Рис. 2

Еще хуже, когда подрядчик предлагает не то, что вы просили. Представьте: попросили сделать красный куб, а они приносят желтый шарик. Это говорит о том, что либо подрядчик не слушал, либо не потрудился вникнуть в суть задачи. А вот когда подрядчик действительно разбирается, то он не просто выполняет задание, а старается сделать его лучше. Он анализирует, предлагает альтернативы и ищет способы, как ускорить, удешевить или оптимизировать проект. Такие подрядчики всегда на вес золота: они не просто исполнители, а партнеры, которые работают на общий результат. Вовлеченность в задачу - также очень важный фактор оценки работы подрядчика.

Приведу пример. Был случай, когда подрядчик предложил не заменять блоки ГЛОНАСС, как все думали, а перепрограммировать. Время и деньги были сэкономлены, а проект вышел на новый уровень. Это тот самый момент, когда подрядчик мыслит шире и не боится предлагать решения. Важно отметить, что этот случай стал не возможностью сиюминутной выгоды, а шагом к долгосрочному сотрудничеству – впоследствии с этим подрядчиком сделали еще несколько успешных проектов.

Когда подрядчик не справляется

Бывает и так, что подрядчик, даже после обещаний, просто не вытягивает проект. Мы сталкивались с такими ситуациями. Долгие переговоры, заверения «мы справимся своими силами», а в итоге сроки горят, задачи не выполнены, а проблемы накапливаются. Начинается переписка, предупреждения и претензии.

В таких случаях мы стараемся не рубить с плеча. Чаще всего подрядчики понимают, что переоценили свои силы. Мы стараемся войти в положение и помогаем им привлечь субподрядчиков — находим специалистов, которые берут на себя конкретные задачи. Это не идеальный сценарий, но важно одно: довести проект до конца и получить результат. Результат для нас всегда на первом месте.

Волшебной кнопки больше нет

Сейчас на рынке ИТ-решений освободилось много новых ниш, которые начали заполняться новыми продуктами, которые еще не достигли требуемого по отрасли уровня зрелости.

Для успешной работы с ними требуется по-настоящему вдумчивый подход, даже творческий. Реальность такова, что простых решений больше нет, разработка программного обеспечения в нашей стране – та область, которая стремительно развивается - и наблюдать за этим процессом очень интересно. Отечественное ПО дает нам широкие возможности для совершенствования профессиональных компетенций.

Иногда проблемы начинаются уже с инструкций. Они, подчас, далеки от идеала. Часто приходится писать «инструкцию к инструкции», потому что стандартная схема установки не работает. Помню, как много лет назад я внедрял софт от разработчика – молодой российской компании - была инструкция: обновить базу, выполнить скрипты, добавить поля. Но после первой попытки выяснилось, что инструкция сырая, и пришлось ее переписывать заново. Так родилась пошаговая схема, по которой можно было обучить других. Внедрение прошло успешно.

Сейчас мы снова в той точке, где многое приходится делать вручную. И требования к подрядчикам растут не просто так. Мы ожидаем, что они смогут глубоко вникать в вопросы, разбираться в сложных задачах, исправлять ошибки и своевременно доводить проект до конца. Сегодня квалификация и экспертный подход — это не приятный бонус, а базовый уровень, без которого на рынке делать нечего.

Опубликовано 25.12.2024

Похожие статьи