Максим Смирнов: «Безопасный город». Путь к автоматизации процессов

Логотип компании
Какие направления сегодня являются приоритетными для обеспечения городской безопасности в российских регионах, почему в этом вопросе важна стандартизация и координация между федеральным центром и региональными властями, а также о многих других аспектах программы «Безопасный город» рассказал Максим Смирнов, руководитель направления «Безопасный город» компании «Росатом инфраструктурные решения».

Считаете ли вы, что существующая нормативная база достаточно эффективна для внедрения современных технологий в систему «Безопасный город»? Если нет, то какие аспекты требуют доработки?

На мой взгляд, текущая нормативная база требует корректировки и актуализации, чтобы соответствовать современным реалиям. Прежде всего, это нужно по причине ее устаревания. Последние единые требования к техническим параметрам системы «Безопасный город» были утверждены в 2017 году. С тех пор прошло достаточно много времени, появились новые технологии, изменились геополитические условия, и активно развивается процесс импортозамещения. Необходимо обновить нормативную базу с учетом этих факторов и внедрить стандартизацию, которая позволит унифицировать требования к системам на всех уровнях — от регионального до федерального.

Как изменилось взаимодействие между региональными органами власти и федеральными структурами в контексте реализации проектов «Безопасный город»? 

Если смотреть глобально, изменения есть. Хотя за конкретику все-таки отвечают региональные операторы систем. Вместе с тем прослеживается и явный тренд на централизацию. Это видно на примере фотовидеофиксации. Она получила единое программное обеспечение «Паутина», в которое поступают все данные. Централизована и система биометрии, которую регламентирует единый федеральный закон еще два года назад. Также стоит отметить платформу «Гостех», которая объединяет федеральные и региональные системы. Думаю, что скоро федеральные структуры придут и к созданию единой централизованной системы видеонаблюдения.

Если раньше регионы могли придумывать свои решения, то сейчас они получают централизованные системы. Вам, как поставщику таких решений, это проще? 

Не совсем так. Регионы централизованные решения не получают. Если мы говорим, к примеру, о системе видеонаблюдения, то федерального оператора нет. Под эгидой МЧС существует рабочая группа, но в регионах все равно работают разные операторы. Это могут быть и Минцифры, и региональные подразделения МЧС, и другие организации. Таким образом, стандартизация отсутствует. Нам, как поставщику, понятно, что наше решение может стать базой для такой стандартизации. Отсутствие единого оператора и стандартизации затрудняет координацию между ведомствами. Конечно, стандартизация облегчила бы работу и жизнь всем — и правоохранительным органам, и операторам. Для эффективной реализации проектов необходимо создать единые стандарты и обеспечить межведомственное взаимодействие на всех уровнях.

Расскажите, пожалуйста, о некоторых наиболее интересных проектах, в которых вы принимали участие.

Одним из наиболее интересных проектов в моей профессиональной карьере было внедрение комплекса средств автоматизации на базе региональной платформы АПК «Безопасный город» в Нижегородской области. Проект включал установку платформы видеонаблюдения, ПО с биометрическими возможностями, расширение центра обработки данных и создание специальной вычислительной инфраструктуры. Это задало тренд для последующих установок систем по всей стране. В рамках проекта были установлены камеры видеонаблюдения, развернута системы фото- и видеофиксации. Мы увеличивали мощности ЦОДа и проводили аттестацию всей системы по требованиям ФСТЭК. Кроме того, одним из направлений было создание трех отдельных зон системы комплексного оповещения населения в трех разных муниципалитетах области. Эти системы включают датчики радиации и порогового значения содержания различных химических веществ, а также датчики уровня воды, расположенные рядом с плотиной. Ядром же системы было региональное ПО Нижегородской области, построенный ЦОД, а также региональные системы, объединенные в общий контур. Переоценить важность такой системы сложно. Новые рубежи фото- и видеофиксации позволили снизить уровень аварийности на автомагистралях. Автоматическая система оповещения населения работает не по нажатию кнопки оператором, а по результатам срабатывания датчиков. Наконец, централизованная региональная платформа агрегирует данные с 16 систем, что помогает быстрее принимать решения, более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Можно ли говорить о смещении фокуса с традиционных систем видеонаблюдения на более сложные решения, например ИИ-аналитику или IoT?

Безусловно, современный тренд в области систем безопасности — это внедрение видеоаналитики и искусственного интеллекта. Я уже рассказал о комплексной системе оповещения населения, которая способна работать без оператора. Традиционные системы видеонаблюдения постепенно дополняются аналитическими модулями, которые позволяют не только фиксировать события, но и анализировать их в режиме реального времени. Классические модули распознавания, которые с успехом используются много лет, умеют считывать номера автотранспорта и лиц. «Интернет вещей» (IoT) также играет важную роль, позволяя интегрировать различные устройства и сенсоры в единую систему, что значительно расширяет возможности мониторинга и реагирования. Последнее является трендом в B2B-сегменте, поскольку позволяет реализовать различные бизнес-процессы, такие как, например, наличие и контроль спецодежды на рабочих, присутствие или отсутствие конкретных сотрудников в производственной зоне. Имеется, например, продукт, автоматизирующий досмотр днищ транспортных средств на КПП, который независим от человеческого фактора. При обнаружении чего-либо подозрительного он сам оповещает службу безопасности для оперативного реагирования. Еще один актуальный модуль — распознавание оружия. Мы собираемся в одном из городов, где работает «Росатом», оснастить умными камерами с распознаванием оружия все образовательные учреждения.

Насколько востребованы технологии цифровых двойников или прогнозной аналитики в рамках «Безопасного города»?

В основе прогнозной аналитики лежат либо нормативы, либо методика расчета. Например, прогнозная аналитика по распространению пожаров опирается на методические документы МЧС, позволяют рассчитать зону распространения пожара на какой-то период времени. Оператор, получив сообщение о пожаре, проставляет в системе его координаты. Далее на основании данных о погоде и других критериев, формируется прогноз распространения огня, на основании которого можно принять решение об эвакуации населенных пунктов. Технологии цифровых двойников и прогнозной аналитики становятся все более востребованными.

Что, по вашему мнению, важнее в реализации проектов «Безопасного города»: выбор надежных технологий или создание грамотной межведомственной координации?

Оба аспекта являются критически важными и взаимодополняющими. Особенно — в свете текущей ситуации, которая сложилась в России. Благодаря курсу на импортозамещение надежные и современные технологии обеспечивают функциональность и безопасность системы. Нужна стандартизация, но без грамотной межведомственной координации потенциальные возможности этих систем могут быть не реализованы полностью. Координация между различными ведомствами позволяет эффективно обмениваться информацией, оперативно реагировать на инциденты и использовать ресурсы максимально эффективно. Нужны стандарты и нормативно-правовая база, если речь идет о правоохранительном сегменте. Возьмем в качестве примера систему 112, где есть федеральная часть и обязательства регионов.

Как часто приходится адаптировать системы под уникальные региональные особенности, такие как климат, плотность застройки или специфическая инфраструктура?

Система — это интеграция ПО и вычислительных мощностей. Но при внедрении систем «Безопасного города» адаптация под региональные особенности происходит практически всегда. Если говорить о температурных особенностях, то периферию нужно выбирать с соответствующими свойствами. Плотность застройки влияет на размещение камер и других устройств, а специфическая инфраструктура может потребовать индивидуальных решений по интеграции с уже существующими системами. Учет этих факторов позволяет создать эффективную и надежную систему, соответствующую потребностям конкретного региона.

Можно ли говорить о переходе от «Безопасного города» к «Умному городу»? Или это разные концепции, которые сложно объединить?

«Безопасный город» — это региональная платформа, ориентированная в основном на правоохранительный сегмент. «Умный город» — это более широкая концепция, включающая различные аспекты городской жизни и взаимодействие с населением, такие как управление коммунальными услугами, транспортом, экология и другое. Однако интеграция этих систем возможна и уже реализуется в некоторых проектах. Например, с согласия силовых ведомств видеопотоки с камер системы «Безопасный город» могут использоваться в приложениях «умного города» для удобства граждан, таких как мониторинг дорожной ситуации или ожидание общественного транспорта.

Какие приоритетные направления развития системы «Безопасный город» на ближайшие пять лет вы, как эксперт, могли бы обозначить?

Главные направления развития — это информационная безопасность, аналитика видеопотоков и автоматизация процессов обеспечения безопасности. По информационной безопасности могу сказать, что в России есть решения, лидирующие в плане цифрового суверенитета. Учитывая геополитическую ситуацию, этот аспект крайне важен. Что касается аналитики видеопотоков, она должна стать стандартом для всей отрасли видеонаблюдения. На основании этой аналитики появится и автоматизация безопасности. Если камера зафиксирует какое-либо оружие, будет отправлен сигнал соответствующему ведомству для реагирования. То же самое можно сказать и о досмотре днищ автотранспорта.

И последний вопрос. Мы говорили с вами, как с экспертом, но хотелось бы узнать, над какими проектами работает компания «Росатом инфраструктурные решения» в области «Безопасного города»?

Мы ведем активную работу в городах присутствия «Росатома», но не только, всего это более 10 проектов на разной стадии реализации. В одном приграничном регионе мы устанавливаем 2 тысячи камер, развертываем биометрию, система городского видеонаблюдения будет снабжена и видеоаналитикой.

Опубликовано 23.12.2024

Похожие статьи