Что нужно студии, ведущей прямую трансляцию
Док (разглядывая видеокамеру):
– Потрясающе... переносная телевизионная студия! Неудивительно, что ваш президент был актером. Он всегда лучше выглядел по телевизору.
Кинофильм «Назад в будущее»
Желание создать телеканал с прямой трансляцией в Интернет присуще сегодня не только продвинутым блогерам – это становится велением времени. И неважно, что именно планируется продвигать, продавать или рекламировать – собственную продукцию или услуги, – детальный рассказ об этом, размещенный в видеоролике, неизбежно привлечет внимание партнеров и клиентов. Правда, есть одно «но»: на высоте должна быть не только подача информации о продукте – низкое качество видео и звука скорее подорвет доверие и отпугнет зрителей. Следовательно, важно оборудовать студию по всем правилам. Да, это недешево и технически сложно, но главное – грамотный подход к решению задачи, а уж разумный компромисс всегда отыщется.
Само собой, раскошелиться на дополнительное оборудование все-таки придется. Зато в хозяйстве наверняка отыщется подходящий ноутбук для работы в качестве цифрового суфлера и десктоп для роли видеосервера (если НБ достаточно мощный, его и одного будет достаточно). А вот рассчитывать на бытовую веб-камеру, равно как и на штатный Canon 5D Mark II/III или встроенный микрофон, не стоит: мороки много, а результат выйдет неудовлетворительным. Пожалуй, самый лучший вариант – создать студию с самого начала, чтобы получить полное представление о направлении движения.
Помещение
Без сомнения, это самый важный момент. Если планируется снимать действительно качественное видео, ни о какой беготне в поисках свободного помещения не может быть и речи – студия должна быть стационарной. Но совсем необязательно большой: если в кадр не предполагается помещать, к примеру, совет директоров из 15 человек, зачастую объем пространства на экране достигается программными средствами постобработки. Рабочие же сюжеты с большим количеством участников лучше снимать репортажно и оформлять в виде вставок в событийный ряд.
А вот наличие окна принципиально – естественная подсветка не только благотворно влияет на качество изображения, но и позволяет сэкономить на электроприборах. Следует помнить: традиционно считается оптимальным размещение диктора слева от окна, если он правша, и справа – если левша. Но ни в коем случае не допускается наличие окна сзади камеры или перед ней. Если выхода нет, то окно следует задрапировать плотной тканью или бумагой.
Крайне желательно, чтобы помещение было пустым: избыток мебели и прочих предметов негативно отражается и на качестве звука, и на натуральности видео. Нежелательные шумы и эхо, детонации и резонансы, случайные блики, искажение цветопередачи могут быть незаметны глазу в реальности, но неминуемо вылезут в отснятом материале. Стул для ведущего и массивная тумба-подставка для ноутбука, при необходимости бестумбовый стол для демонстраций – вот и весь антураж. Даже над кондиционером следует поразмыслить – во время съемки его работа категорически запрещена.
А вот к интерьеру особых требований не выдвигается – вполне достаточно, чтобы стены были светлыми, однотонными, можно бежевыми или серыми. Единственно, необходим зеленый фон за спиной ведущего, так называемый хромакей. В профессиональных студиях для этого используют специальный материал, но в нашем случае подойдет обыкновенная плащевка, которую продают в магазине тканей. Ширина рулона – полтора метра, а если планируется более широкий угол охвата, задрапировать можно и большую площадь.
Роль зеленого фона в съемке очень важна: именно этого цвета нет на теле человека, поэтому «вырезать» диктора и прочие объекты не составит труда, просто указав программному обеспечению, что надо отделить именно зеленую составляющую. Разумеется, ведущему не полагается зеленый цвет ни в одежде, ни в аксессуарах, иначе обработчик добросовестно удалит и эти места. Но что делать, если продукция предприятия именно зеленого цвета или корпоративный бренд включают зеленый? Можно использовать синий фон в порядке исключения.
Свет и звук
В профессиональных телестудиях используются многоточечные системы подсветки: их выставляют таким образом, чтобы получить идеальную цветопередачу и обеспечить гарантированную повторяемость картинки. Разумеется, такое оборудование дорогое, сложное, массивное и для наших целей вряд ли подходит. Однако это не означает, что требуемого результата не получить – напротив, взяв на вооружение схемы от профи, можно добиться успеха при минимальных капиталовложениях.
Итак, первое: подсветка хромакея. Ее лучше всего выполнить посредством ламп-трубок дневного (белого) света либо светодиодных. Необязательно брать самые мощные, но желательно самые длинные. Их подвешивают на стойках-штативах на такой высоте, чтобы подсвечивалась ткань выше головы ведущего хотя бы на 30 см. Штативы следует подыскать в отделах рыболовных товаров – там они значительно дешевле, чем в специализированных фотомагазинах. К слову, другие штативы (например, для видеокамеры и прочих источников света), вероятнее всего, найдутся в строительных супермаркетах.
Следующий шаг – осветить диктора и прочие снимаемые объекты. Вот тут-то и пригодится окно: оно обеспечит подсветку с одной стороны, а с другой несложно установить так называемое «зеркало» – прямоугольный или округлый лист картона, обернутый обычной пищевой фольгой. Таких зеркал неплохо бы иметь несколько, разной формы и размеров, чтобы подобрать оптимальный вариант.
В дополнение надо приобрести хотя бы один софит. За ним можно отправиться в строительный магазин – такие лампы, дающие подсветку широкой площади, используют маляры-штукатуры и паркетчики. Зачастую они продаются сразу со штативом, некоторые снабжены светоотклоняющими шторками. Предпочтительнее опять же светодиодный вариант – тогда подсветка более равномерная. Расположить софит следует перед камерой – немного правее или левее, с тем чтобы не попадал в кадр. Если софитов будет два, вообще идеально, но расположение каждого придется откорректировать. Все это потребует сил и времени, зато окупится с лихвой – нередко удается получить результат, неотличимый от студийного.
Немало вопросов вызывает и организация звукового сопровождения. Отметим два важнейших пункта:
1. Ни в коем случае не использовать встроенные в камеру или ноутбук микрофоны, а также бытовые, игровые и прочие подобные гаджеты.
2. Во время записи не допускаются никакие шумы – музыка и прочие звуковые эффекты накладываются при последующей компьютерной обработке. Даже если диктор говорит: «У меня в студии сейчас звучит прекрасная мелодия», – обыкновенно ее накладывают позднее.
Если планируется присутствие диктора, необходимо приобрести специальный петличный микрофон. Один из наиболее популярных – Audio-Technica ATR-3350 (около 3000 рублей) – оснащен 6-метровым кабелем, которого обыкновенно достаточно для подсоединения к записывающему устройству. Если будет задействован ПК или ноутбук, то проблем не возникнет: кабель оснащен разъемом типа мини-джек 3,5мм.
Если есть желание разместить микрофон на столе, то лучшим выбором из бюджетных станет Blue Snowball (около 5500 рублей). Во-первых, выглядит неплохо, а во-вторых, удобен для работы в формате «диалог с гостем» – благодаря кардиоидной диаграмме направленности не требует перемещения между собеседниками.
В принципе можно совмещать несколько микрофонов, для чего обычно используются микшер или специальная звуковая плата, способная поддерживать одновременную запись из двух и более источников. Однако это далеко не лучший вариант, поскольку корректно свести несколько аудиопотоков сможет только опытный звукооператор, но при этом теряется возможность раздельно работать с каждой из дорожек. Словом, лучше сразу писать каждую дорожку отдельно.
Видеосъемка и управление
На веб-камеру или фотоаппарат с возможностью съемки видео, повторяю, рассчитывать не следует, сколь бы привлекательной ни казалась эта мысль. Сэкономить можно на свете, звуке и даже на отделке помещения, но не на камере. Тем более приобрести достойного качества видеорекордер можно сегодня по вполне демократичной цене. Например, за Canon LEGRIA HF M56 попросят около 15 тыс. рублей, а за Panasonic HC-V760 – около 25 тыс. (профессиональные модели на порядок дороже). К камере обязателен штатив: как уже говорилось, можно присмотреть самый простенький типа Hama Star-700 (~800 рублей) или HAMA Star-63 (~1700 рублей). Однако лучше все же специальный, с особой ручкой – цена, правда, не менее 10 тыс. рублей, но результат того стоит.
Расположение камеры классическое – сразу же за тумбочкой с ноутбуком-суфлером. Крайне желательно прямо над экраном последнего, в таком случае будет создаваться впечатление, что диктор смотрит прямо в объектив, а не читает с монитора. Высота объектива подбирается экспериментально. Наверняка понятно, что речь идет об основной камере, фронтальной, которой в большинстве ситуаций более чем достаточно. Но не возбраняется ощутимо улучшить качество видеосюжета, добавив вторую точку съемки – расположенную под углом к ведущему. Разумеется, для дополнительной камеры также потребуется ноутбук-суфлер, если, конечно, нет желания заучивать текст наизусть.
Дотошный читатель уже сообразил, что всем этим парком надо как-то управлять. И отнюдь не самому ведущему, хотя в базовом варианте (одна камера, один микрофон, один ноутбук) возможно и такое: задача решается беспроводной мышью и пультом ДУ от камеры. Правда часть записи неизбежно придется вырезать при монтаже ролика, но это крайний случай, которым в силу необходимости вынужденно пользуются блогеры, в условиях же корпоративной телестудии найти оператора не составит труда.
Камера, мотор, съемка!
Вот, собственно, и всё. Выполнив вышеперечисленные рекомендации, можно самостоятельно приступать к съемке видео и трансляции прямого эфира. Дело за малым – придумать интересные сюжеты и отточить мастерство ведущему программы. Впрочем, не помешает освоить и профессию сценариста, режиссера, оператора-постановщика, монтажера, звукорежиссера и звукооператора – словом, заменить весь штат профессиональной телестудии одной-двумя персонами. Сложного тут ничего нет, хотя и выглядит страшновато.
Безусловно, придется освоить и ряд профессиональных приемов: например, в начале записи трижды хлопнуть в ладоши – это нехитрое действие поможет впоследствии с легкостью привязать звуковую дорожку к видеоряду. Не обойтись и без специального программного обеспечения, но здесь не потребуется дополнительных расходов – под управлением Linux богатый выбор бесплатно распространяемого софта для редактирования видео-, фото- и аудиоконтента. Например, в качестве аудиоредактора можно использовать Lightworks или DaVinci Resolve, для обработки изображений – GIMP, а для работы со звуком – Audacity. Остальное – старательность, усидчивость и горячее желание получить голливудское качество.
Опубликовано 05.07.2018