Эстафета инноваций

Логотип компании
Эстафета инноваций
В начале октября представители администраций Санкт-Петербурга и регионов РФ встретились за круглым столом в рамках VII Петербургского международного инновационного форума, чтобы обсудить опыт реализации проектов в области e-government
В начале октября представители администраций Санкт-Петербурга и регионов РФ встретились за круглым столом в рамках VII Петербургского международного инновационного форума, чтобы обсудить опыт реализации проектов в области e-government. 

В середине нынешнего года Минкомсвязь РФ обнародовала промежуточные итоги работы единого портала госуслуг. Интенсивность использования ресурса существенно возросла: количество обращений граждан превысило 7,8 млн (против 12,9 млн за весь 2013 год), а среднесуточное количество пользователей возросло со 151 тыс. до 208 тыс. По оценке ведомства, такой прорыв стал возможен благодаря реализации ряда федеральных и региональных проектов в области электронного правительства. 
Круглый стол «Государственные электронные сервисы: информатизация общества» был организован Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга и журналом IT MANAGER. 

Преодолевая барьеры

Программу открыл председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) Иван Громов. По его оценке, недостатки прежней системы предоставления госуслуг очевидны: главной сложностью для граждан были невозможность отслеживать результаты обращения и ход выполнения услуги, дискомфорт, связанный с очередями в приемные, неудобным режимом работы госучреждений и неподготовленностью для приема граждан помещений, а также необходимость повторных явок и самостоятельного сбора справок из различных источников.
Эстафета инноваций. Рис. 1
Иван Громов
«Нашей целью стало создание альтернативных способов получения услуг», – подчеркнул Иван Громов. По его словам, главный принцип, лежащий в основе осуществляемой Комитетом оптимизации электронных госуслуг, – единая точка входа для всех обращений. Для удобства граждан развернута сеть МФЦ (многофункциональных центров предоставления государственных услуг) на территории всех районов Петербурга, включая мобильные. По словам Ивана Громова, оптимальное количество МФЦ, необходимое для комфортного обращения граждан, будет достигнуто в 2015 году, после открытия недостающих трех-пяти центров. 

Помимо МФЦ, граждане могут оформить заявку на различные сервисы через региональный портал госуслуг, а также посредством специального мобильного приложения. Кроме того, создан портал «Наш Санкт-Петербург», ориентированный на решение повседневных вопросов в жизни города, не связанных с госуслугами. 

Положительные результаты проектов стали возможны благодаря административной реформе в Санкт-Петербурге. Концентрация всех полномочий в едином ведомстве позволила совершить качественный скачок в развитии и предоставлении электронных госуслуг, убежден Иван Громов. В частности, важным аспектом стала централизация ресурсов. Так, в текущем году КИС отметил огромный спрос на новые электронные услуги, такие как запись в детский сад. По мнению Ивана Громова, без переноса инфраструктуры в новый, специально созданный для этого дата-центр, а также грамотной политики в области информационной безопасности сервис электронной записи детей в детские сады «упал бы через несколько минут после его запуска». 

Огромную роль в повышении качества предоставляемого сервиса играет система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Ее развитие на уровне многих регионов все еще продолжается, тогда как в Санкт-Петербурге проект уже реализован. Об опыте создания электронного правительства на базе централизованной архитектуры МАИС ЭГУ (Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде) рассказал Дмитрий Налбандян, начальник отдела проектирования и развития государственных электронных услуг СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр».

Услуги Калуги

С большим вниманием участники круглого стола выслушали выступления коллег из регионов. По словам главы Министерства развития информационного общества Калужской области Дмитрия Разумовского, с 2014 года ведомство координирует все ИТ-проекты региона на всех стадиях, включая проектирование, внедрение и этап сдачи-приемки. Население региона составляет 1,01 млн человек, или 400 тыс. домохозяйств, из которых 52% уже обеспечены широкополосным доступом в Интернет. Областной портал госуслуг насчитывает 126 тыс. пользователей, которым  доступно 108 услуг регионального уровня, 560 муниципальных услуг и более 40 тыс. сопутствующих документов в электронном виде. «Пока что мы поддерживаем старый областной портал, созданный на базе решения компании “ЛАНИТ”, но параллельно запускаем новую, оптимизированную версию под брендом «Услуги Калуги» и намерены ее активно продвигать», – сообщил Дмитрий Разумовский.
Эстафета инноваций. Рис. 2
Дмитрий Разумовский
Среди основных ИТ-проектов, уже реализованных в органах местной власти, сеть МФЦ: по итогам девяти месяцев нынешнего года она насчитывает 113 центров, принявших за этот период 338 тыс. обращений. Согласно плану, к 2018 году создание сети будет завершено. Не менее важный проект – «Система 112», на середину декабря запланировано ее промышленное испытание. 

Есть в регионе и система электронной записи в дошкольные образовательные учреждения: по словам Дмитрия Разумовского, к ней подключено 262 детских сада и 187 школ. В течение нынешнего года в систему поступило более 3 тыс. обращений. Кроме того, в Калужской области развернута медицинская электронная система, охватившая 55 медучреждений, и более 600 их сотрудников прошли соответствующую подготовку для работы в ней. С начала года через новую систему осуществлено 59,2 тыс. записей к врачу.

Большой потенциал демонстрирует и система диспетчеризации пассажирского транспорта. По словам Дмитрия Разумовского, 31 предприятие уже использует ее, причем на безвозмездной основе. Цель – заинтересовать и привлечь к сотрудничеству как можно больше перевозчиков. «Помимо этих проектов, в регионе активно развивается цифровая инфраструктура. В частности, идет подключение к высокоскоростной корпоративной информационно-коммуникационной сети системы государственной власти региона (ВКИКС) органов местного самоуправления, школ, библиотек, поликлиник и больниц. К концу 2014 года по плану должно быть более 1260 точек доступа к ВКИКС», – рассказал Дмитрий Разумовский. 

Строится в регионе и бесплатная сеть беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi, которая уже развернута в 13 парках и скверах не только Калуги, но и районных центров. Правда, министр посетовал, что проблема идентификации пользователей Wi-Fi-сети пока не решена, поскольку конкретных предложений по реализации этой задачи от разработчиков данного требования не поступало.

По словам Дмитрия Разумовского, в ближайшее время завершится разработка единой стратегии развития информационно-коммуникационных технологий органов власти Калужской области на период до 2020 года. Документ предусматривает реализацию проекта «Открытое правительство», внедрение единой аналитической системы, внутрирегиональных сервисов межведомственного взаимодействия, единой информационной системы «Электронное образование», промышленной системы электронного документооборота, развитие региональных базовых информационных ресурсов, а также разработку мобильных приложений для пользователей электронных госуслуг.

Безопасность прежде всего

Тему безопасности электронных услуг развил в своей презентации Дмитрий Едомский, главный эксперт государственного бюджетного учреждения «Центр безопасности информации» Республики Коми. Он рассказал о мерах информационной защиты, применяемых в процессе развития информационного общества и электронного правительства. Все события, происходящие в последнее время в мире, доказывают, что информация имеет приоритетное значение перед другими ресурсами, отметил он. При использовании информации в региональных органах власти возникают риски потери, кражи персональных данных, раскрытия коммерческой тайны, хищения конфиденциальной и иной информации ограниченного распространения. В этом смысле особую опасность представляет неконтролируемое обсуждение госслужащими деятельности органов власти  на общедоступных информационных ресурсах, например в социальных сетях. Все это, по словам Дмитрия Едомского, способствует снижению доверия к органам власти, вызывает экономические потери, а также социально-политические риски.
Эстафета инноваций. Рис. 3
Как показывает опыт, минимизация рисков осложняется тем, что у разных ветвей органов власти разные перечни закрытой и защищаемой информации, зачастую противоречащие друг другу. Кроме того, отметил Дмитрий Едомский, в регионе с 1991 года фактически утрачена культура работы с информацией. Добавляют сложностей частые изменения нормативной базы, регулирующей эту сферу. 

Правительство нараспашку

Во второй части круглого стола руководитель проектов Комитета Тульской области по информатизации и связи Роман Камынин рассказал об опыте внедрения механизмов «Открытого правительства» на базе общедоступного интернет-портала. Этот проект не имеет аналогов в РФ. По словам Романа Камынина, первая версия портала была сложной для восприятия пользователей из-за отсутствия в России лучших практик – то есть реализованных проектов такого рода в других регионах. Поэтому изначально все создавалось с нуля в местном центре информационных технологий: за 2,5 года его команда из 250 человек успешно завершила более 40 ИТ-проектов для областных органов власти, параллельно обеспечивая не только поддержку всей сетевой и серверной инфраструктуры, но и информационную безопасность правительственной сети связи.
Эстафета инноваций. Рис. 4
Роман Камынин

На момент запуска «Открытого правительства» основной сложностью стало отсутствие законодательной базы, обязывающей органы исполнительной власти активно участвовать в подобных инициативах. По словам Романа Камынина, сами они демонстрировали пассивность. Тем не менее это не помешало осуществить несколько этапов проекта, включая разработку портала и его тестовых версий, проведение испытаний, а также выпуск релиза и нескольких мобильных приложений. Портал, получивший название Openregion71.ru, содержит несколько разделов. В разделе «Реши проблему» посетители сайта могут участвовать в обсуждении актуальных городских вопросов, четко структурированных по тематике. Раздел «Прими участие» позволяет гражданам выбрать наиболее перспективные социально значимые проекты региона и реализовать их с использованием средств областного бюджета. На этом же ресурсе  проходят опросы, общественные экспертизы проектов нормативных актов правительства Тульской области, обсуждения госзакупок в режиме онлайн, публикуются анонсы административных мероприятий региона. А в разделе «Открой для себя» можно ознакомиться с «Народной картой региона», где отмечено местоположение всех государственных организаций, учреждений культуры, быта и социальной сферы, доступна открытая информация о деятельности муниципалитетов и ведомств, другие полезные сведения.
Набор реализованных в рамках проекта мобильных приложений включает в себя карту бесплатных точек доступа Wi-Fi, инвестиционный портал, мобильную версию портала «Открытый регион 71», а также приложения «Культурный навигатор», «Донор» и «Планы проверок юридических лиц и ИП». По данным Романа Камынина, все эти приложения скачаны и установлены уже более 24 тыс. раз.

В завершение обсуждения выступил Игорь Сиваков, заместитель генерального директора компании «BCC Инжиниринг». Касаясь новых технологий предоставления адресной социальной помощи, он отметил, что, как показывает практика, в натуральном выражении, в виде продуктовых наборов или бытовых устройств, а также в виде денежных средств такая помощь часто оказывается не соответствующей ожиданиям граждан или используется нецелевым образом. Чтобы исправить это положение, компания BCC разработала электронный социальный сертификат, представляющий собой современный инструмент управления распределением, обеспечением и использованием средств социальной помощи на всех стадиях процесса, отвечающий на конкретные вопросы: кому? сколько? на что?
Эстафета инноваций. Рис. 5

В ходе круглого стола и в кулуарных дискуссиях представители администраций обсудили ряд важнейших практических проблем, касающихся внедрения электронных госуслуг в регионах России, а также способов оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного ПО для реализации инновационных проектов. 

Опубликовано 08.10.2014

Похожие статьи