Размаха шаги саженьи

Логотип компании
Размаха шаги саженьи
Мы планируем существенно расширить количество сервисов, доступных в рамках «Открытой платформы госуслуг», а также увеличить количество субъектов, участвующих в данном проекте.

О стратегии и дальнейших этапах развития электронного правительства в России рассказывает Алексей Козырев, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В прошлый раз мы беседовали о реализации инициативы «Открытая платформа госуслуг». В каком статусе сейчас находится этот проект? Что изменилось за прошедший год?

Напомню, что «Открытая платформа госуслуг» — это, прежде всего, способ повысить доступность электронных государственных сервисов федерального уровня за счет того, что их можно выводить с единого портала в качестве виджетов на различные онлайн-ресурсы, как государственные, так и коммерческие. Проект уже реализован с несколькими пилотными субъектами Федерации, сделаны пробные виджеты. В этом году мы планируем существенно расширить количество сервисов, доступных в рамках «Открытой платформы госуслуг», а также увеличить количество субъектов, участвующих в данном проекте. В перспективе для ведомств, имеющих экспертизу, компетенции и бюджет, мы будем предлагать подход по реализации виджетов, позволяющих более широко распространять сервисы этих ведомств в электронном виде на федеральных ресурсах. Для тех ведомств, у которых недостаточно такой экспертизы или бюджета, мы предоставим централизованные технологические решения, обеспечиваемые Минкомсвязью РФ.

Как обстоят дела с реализацией системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) версии 3.0?

В настоящий момент осуществляется активная миграция органов власти на эту систему, и с каждым днем в ней становится все больше участников. Однако основное взаимодействие между ведомствами пока реализуется в предыдущей версии системы, но начиная с третьего квартала мы намерены стимулировать процесс перевода госорганов на СМЭВ 3.0, поскольку в 2017 году планируем отключить СМЭВ 2.0.

Минкомсвязь РФ регулярно проводит мониторинг уровня ошибок в работе региональных электронных сервисов СМЭВ. При этом во многих федеральных округах уровень ошибок превышен. Чем это вызвано, на ваш взгляд, и что делается для его снижения?

Все ошибки в СМЭВ могут быть связаны либо с недоступностью сервиса, либо с неправильным контентом. Второй тип ошибок мы со своей стороны отслеживать не можем, ведь если система отработала полученный запрос и выдала какой-то ответ, мы имеем возможность сразу же ознакомиться с ним и понять, что он неверен. Поэтому ведомства, работающие в СМЭВ, ведут собственную статистику некорректных данных в ответах на запросы, а мы в качестве третьей стороны участвуем в исправлении ошибок, когда ведомства выясняют причины возникновения проблем и устраняют их. По нашим сведениям, подобные проблемы чаще всего появляются при взаимодействии с Федеральной таможенной службой: для их решения даже была сформирована специальная рабочая группа. Что же касается первого типа ошибок, мы умеем отслеживать недоступность сервисов в системе. Кстати, существуют нормативные требования по допустимому уровню таких ошибок. У каждого субъекта Федерации есть определенный подрядчик, отвечающий за поддержку и эксплуатацию информационных систем. Качество работы электронных сервисов на базе этих систем напрямую зависит от качества услуг подрядчика, которые в свою очередь должны регламентироваться соглашением об уровне оказания сервиса (SLA) с учетом действующих регламентов. Несоответствие этим правилам является нарушением регламента взаимодействия ведомств. Но у Минкомсвязи нет права применять какие-то санкции по отношению к нарушителям — мы не можем отключать их от СМЭВ, а только фиксировать факты нарушений и давать поручения по их устранению. Что, собственно, мы регулярно и делаем. Пока все работает именно так.

Ранее перевод госуслуг в электронный формат осуществлялся в пять этапов. Согласно новым правилам процесс разделяется на отдельные административные процедуры, и каждую из них можно переводить в электронный вид по мере необходимости. В связи с чем потребовались изменения и почему новый подход эффективнее?

Эти изменения связаны с тем, что услуги, которые переводятся в электронный вид, слишком разные и не существует единых стандартов их предоставления. Мы выделили 35 приоритетных, наиболее востребованных федеральных и региональных госуслуг, для каждой из которых совместно с курирующими их ведомствами выработали модели предоставления. При разработке моделей мы поняли, что для правильного перевода услуги в электронный вид следует разделить ее на процедуры и по каждой процедуре оценивать ее удобство с точки зрения пользователя. Такой подход, проверенный на приоритетных федеральных и региональных услугах, зафиксирован в постановлении правительства. Его преимущества в том, что он позволяет ведомствам не тратить ресурсы на перевод невостребованных услуг в электронный вид и сфокусироваться именно на тех сервисах, которые действительно пользуются спросом. Кроме того, в рамках данного подхода ведомства могут концентрировать усилия на процедурах, вызывающих у пользователей наибольший дискомфорт.

Недавно в одном из интервью вы говорили о грядущих изменениях в правилах оказания услуг почтовой связи: теперь по решению гражданина «Почта России» сможет заменить бумажное письмо от госорганов электронным. На какой стадии находится запуск данной услуги?

Сервис полностью отработан на базе пилотных регионов и готов к повсеместному внедрению. Его суть заключается в том, что отправитель заказных писем по принципу «одного окна» передает в электронном виде всю информацию «Почте России», а та в свою очередь проверяет, подписан ли получатель на заказные электронные письма или нет. Если да, то в личный кабинет на портале электронных госуслуг ему отправляется заказное письмо. Если нет — тогда «Почта России» распечатывает письмо в бумажном виде, запечатывает в конверт и отправляет его по традиционной логистической цепочке. Процедура оказания данного сервиса предполагает, что через некую точку входа в «Почту России» передаются персональные данные граждан в электронном виде. По мнению Министерства внутренних дел РФ (МВД), данная процедура требует отдельного закрепления в законодательстве о почтовой связи. Мы же считаем, что существующая редакция правил оказания услуг почтовой связи допускает подобную обработку персональных данных и в изменениях законодательства нет необходимости. Пока мы находимся в состоянии диалога по данному вопросу. Причина разногласий кроется в механизме обработки нарушений правил дорожного движения на основании фотовидеофиксации. Штрафы за нарушения пополняют региональный бюджет, и логично, что расходы на фиксацию нарушений, а также подготовку всех необходимых документов для выставления штрафов берет на себя регион. Как правило, регионы самостоятельно или по схеме частно-государственного партнерства создают инфраструктуру фотовидеофиксации. Камеры фотографируют нарушения, но на снимках, кроме автомобиля и его номера, нет больше никакой информации. Штраф на ее основании можно выставить только в том случае, если такую информацию с фотографии дополнить соответствующими данными из базы МВД. Вот почему регион передает фотоинформацию в МВД, которое на ее основании осуществляет обработку персональных данных, фиксирует правонарушение и составляет протокол. Эта процедура уже полностью налажена. Но затем происходит передача персональных данных из МВД в соответствующий регион для оплаты доставки заказных писем. Наше предложение заключается в том, чтобы МВД передавало персональные данные не в регион, а «Почте России», которая имеет с регионом договор на отправку заказных писем в электронном виде. Гибридная передача писем (частично в электроном виде, частично в бумажном) существенно экономит расходы регионов. И мы убеждены, что передавать персональные данные напрямую через «Почту России» гораздо безопаснее, чем через какие-либо региональные учреждения, которые затем все равно отправляют эти сведения почтой. Преимущества электронной доставки заказных писем можно проиллюстрировать и на другом примере. Если гражданину бумажные заказные письма от госорганов приходят по месту регистрации, а он там не проживает, то человек никогда не узнает о поступления таких писем. Сейчас «Почта России» работает над сервисом, в рамках которого в личный кабинет на портале госуслуг гражданам будут приходить уведомления о поступлении бумажных заказных писем на их имя и указанный ими адрес. В перспективе «Почта России» намерена реализовать сервис по отправке электронных заказных писем не только от органов государственной власти гражданину, но и от любого отправителя любому получателю.

Расскажите о системном проекте развития «электронного правительства» в РФ до 2020 года. Какие положения он содержит?

Предыдущий системный проект развития «электронного правительства» был утвержден правительственной комиссией в 2010 году. Многое из того, что в нем содержалось, уже реализовано, однако за прошедшее время стало очевидно, что он нуждается в серьезном пересмотре и дополнении. Мы рассчитываем, что в нынешнем году на заседании правительственной комиссии нам удастся утвердить новую версию системного проекта. Ее основные положения предусматривают поэтапный переход к так называемой реестровой модели электронных госуслуг, включающей результат оказания сервисов в реестр государственных услуг. При этом документ, который выдается гражданину, является не результатом оказания госуслуги, а лишь выпиской из реестра, содержащего результат. Это позволит отказаться от обязательного вручения оригинала документа, потому что все результаты оказания услуг будут доступны в электронном виде и храниться в ведомственных информационных системах. Кроме того, к ключевым положениям нового системного проекта относится экстерриториальность оказания госуслуг — вне зависимости от места нахождения гражданина, без жесткой привязки к его прописке или месту жительства. К сожалению, некоторые услуги невозможно перевести в электронный вид полностью, поскольку результат их оказания в обязательном порядке подразумевает выдачу какого-либо артефакта — например, в результате регистрации автомобиля его владелец должен получить номер, а при оформлении загранпаспорта на руки выдается специальным образом оформленный документ. Инфраструктура «электронного правительства» уже позволяет гражданам подавать заявления экстерриториально, но важно сделать так, чтобы и результат предоставления услуги мог быть получен заявителем в том центре «Мои документы», где удобнее человеку. Также новый системный проект подразумевает сокращение сроков оказания электронных госуслуг в сравнении с обычными. На сегодняшний день не существует единого механизма учета результатов оказания электронных услуг, ведь они реализуются посредством большого количества ведомственных информационных систем. Новый системный проект предусматривает создание механизма регистрации всех фактов предоставления электронных услуг с возможностью контроля их качества, сроков и результатов, а также ведения четкой статистики по количеству оказанных услуг и их стоимости. Еще один важный момент, на который мы обратили внимание в новом системном проекте, — снижение государственной пошлины на электронные услуги, поскольку они обходятся государству дешевле, чем услуги с использованием бумаги. При этом новая версия системного проекта предусматривает сокращение количества личных визитов граждан за получением госуслуги в соответствующее учреждение до одного. Надеюсь, в будущем не останется услуг, которые требовали бы двух и более посещений. У каждого гражданина должно быть право прийти в госорган для получения госуслуги несколько раз, но это не должно стать его обязанностью. Не менее важная задача — типизация услуг и создание для них единого интерфейса, системы поиска и навигации. По номенклатуре существует очень много федеральных и региональных услуг, но все они типовые. И в новую версию системного проекта мы заложили принцип типизации, позволяющий упорядочить как уже существующие, так и новые госуслуги. Также мы планируем создать проактивные комплексные услуги для ряда жизненных ситуаций, в рамках которых предоставление одной услуги повлечет за собой целую серию сервисов автоматически, без участия гражданина. Например, если рождается ребенок, то факт его рождения фиксируется в государственной информационной системе здравоохранения в виде медицинского свидетельства о рождении. И как только свидетельство в системе появилось, очевидно, что за ним последует регистрация акта гражданского состояния, регистрация в Федеральной миграционной службе, получение гражданства, выдача материнского капитала и другие стандартные процедуры. Вся информация, необходимая для активации этих услуг, есть в государственных информационных системах. И если мы можем запрограммировать определенную последовательность оказания услуг, то заявление со стороны гражданина нам не требуется: сервис будет запущен автоматически, сразу после появления медицинского свидетельства о рождении. В новый системный проект мы внесли и наше видение развития «Открытой платформы госуслуг» и необходимость сопровождать перевод услуг в электронный вид обучающей информацией для пользователей. Наконец, новый системный проект предусматривает обязательную интеграцию электронных услуг с сетью центров «Мои документы». Это необходимо для того, чтобы можно было заказать услугу через портал, а результат получить на бумаге в центре «Мои документы».

Предусматривает ли новая версия системного проекта фундаментальные изменения в подходе к архитектуре и инфраструктуре «электронного правительства»?

С точки зрения инфраструктуры «электронного правительства» новый системный проект предполагает переход на совместное использование государственных информационных ресурсов на основе связанных данных для поддержки принятия решений и детальной аналитики. Отдельная глава системного проекта посвящена внедрению архитектурного подхода при реализации изменений в информационно-коммуникационных технологиях. В ней мы даем определение, как нужно планировать и реализовывать проекты в области ведомственной информатизации, поскольку сегодня некоторые ведомства вообще не используют архитектурный подход. А в ряде случаев существующие ведомственные архитектуры плохо стыкуются между собой. В новой версии проекта сформулированы правила, обеспечивающие сопоставимость и совместимость архитектур на международном, национальном, отраслевом и ведомственных уровнях. Важно понимать, что системный проект — это описание концепции, однако после утверждения правительственной комиссии будет согласован план его реализациис переченнем конкретных мероприятий, направленных на воплощение концепции в жизнь. В частности, поручение для Минкомсвязи РФ по разработке архитектуры электронного правительства федерального уровня, а также аналогичные поручения для операторов по созданию архитектуры регионального уровня на базе тех же принципов и правил. Затем будет проведена их типизация и создана типовая архитектура для всех регионов. Но это очень масштабная задача.

Какие нововведения вы планируете реализовать на портале госуслуг?

Из наиболее важных нововведений отмечу проект по созданию личного кабинета пациента, которым мы занимаемся совместно с Минздравом РФ. Это персонализированная область на федеральном портале госуслуг, где будут собраны все медицинские сервисы, включая запись на прием к врачу, историю посещений медицинских учреждений, результаты обследований и стоимость услуг. В перспективе личный кабинет пациента может стать способом сбора, хранения и ведения всей медицинской информации о человеке, которую он получает не только из государственных, но и из коммерческих учреждений здравоохранения. У граждан появится возможность предоставлять лечащим врачам права на доступ к этим данным. Наконец, агрегированная статистика по пациентам может быть использована для реализации ряда медицинских исследований.

Опубликовано 20.06.2016

Похожие статьи