Главное – это качество жизни

Логотип компании
Главное – это качество жизни
Управление информационными технологиями в крупных территориально распределенных регионах имеет свою специфику: в мегаполисе реализовать проект порой легче, чем в заповедном уголке, где проводной Интернет известен лишь понаслышке.

Управление информационными технологиями в крупных территориально распределенных регионах имеет свою специфику: в мегаполисе реализовать проект порой легче, чем в заповедном уголке, где проводной Интернет известен лишь понаслышке. О работе в таком регионе нам рассказал Андрей Шорников, председатель Комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области.

С чего начался ваш путь в ИТ?

Все мое образование было построено вокруг телекоммуникаций. Первая специальность, которую я получил в Военно-инженерно Космической Академии имени А.Ф.Можайского, – инженер радиоэлектронных систем . Поступил в 1997-м, а окончил в 2002-м. Практику проходил на разных предприятиях: где занимался GSM-кодом, паял радиоприемники и т. д. Потом связал свою жизнь с компанией «Телекоминвест», став сотрудником отдела продаж. Затем в ЗАО «Веб Плас» занимался модемным доступом, запускал ADSL и т. д. Так что меня можно назвать классическим айтишником, прошедшим путь от вытравливания плат и прокладки проводов до руководящей должности.

Когда вы начали работать в госорганах?

Первый опыт получил проходя службу в ВС РФ, второй раз в госорганах. Поступил в 2013 году, и опыт работы на государство связан с внедрением фото- и видеофиксации в Ленинградской области. Мы и сейчас являемся одним из лидеров в Российской Федерации по этому направлению: у нас работает уже более сотни таких приборов, а в этом году добавим еще 36. По данным ГИБДД, в местах, где установлены наши приборы, сохранность жизни людей выросла на 30%. Это подтверждается из пресс релиза на сайте Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Связаны ли приборы фото- и видеофиксации с системой «Безопасный город»?

На данный момент нет. «Безопасный город» предусматривает установку камер видеонаблюдения и кнопок связи между гражданином и полицией. Но уверен, что в последующим это необходимо будет организовать.

С марта 2014 года вы возглавляете Комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области. Что сделано за этот период, какие проекты реализованы?

В первую очередь мы внимательно изучили то, что было сделано нашими предшественниками. До меня было много руководителей, которые решали задачи региона, что-то строили, что-то закупали. Чтобы не изобретать велосипед, мы провели большую инвентаризацию и начали работать и расширяться дальше. К примеру, в регионе не было портала электронных государственных услуг – был просто информационный сайт о том, какие вообще есть госуслуги. К концу 2014 года мы перевели в электронный вид уже 118 госуслуг. У пользователей портала появился «личный кабинет», с помощью которого они могут подавать заявление и получать информацию. «Личный кабинет» обладает полной функциональностью портала госуслуг и полностью с ним интегрирован. Расширилось действие системы фото- и видеофиксации, разработаны сервисы СМЭВ – межведомственного электронного взаимодействия. Большую работу провели по централизации ИТ в регионе. До этого существовала очень серьезная проблема – все решения по ИТ принимались разными органами исполнительной власти. Приведу пример. Технические задания на разработки Информационных систем учитывали узкую специфику, общие вопросы органов исполнительной власти и региона никто не учитывал. Мы убрали все разногласия, присутствовавшие в документах и информационных системах, а также интегрировали информационные системы друг с другом. Так, обнаружив, что многие информационные системы дублируют друг друга, мы объединили их, сократив при этом бюджетные средства и предоставив доступ к этим системам тем органам, которым это необходимо. В регионе принята нормативная база, благодаря которой мы знаем, кому какие задачи нужно решить и сколько для этого нужно компьютеров, кому какие нужны информационные системы, какие изменения необходимо внести при изменении федерального законодательства, и т. д. Проделана огромная работа по централизации принятия решений и значительно снижен расход бюджетных средств. Идет работа над увеличением доходности бюджета: сюда можно отнести упорядочение имущественной налоговой базы.

Вы отвечаете за очень крупный по площади регион. Как реализовано взаимодействие с учетом данного фактора?

Ежемесячно мы встречаемся с руководителями ИТ каждого района, выясняем узкие места, обсуждаем первостепенные задачи. Кроме того, я стараюсь раз в месяц посетить район и на месте услышать обо всех проблемах, которые там есть. Сегодня у нас действует единая сеть передачи данных, которая охватывает каждый район.

Эти встречи проходят по ВКС?

Нет, это скорее формат круглого стола. Каждый озвучивает свою проблематику, которая часто пересекается с другими. В результате проблем становится меньше. Конечно, ВКС мы можем проводить хоть каждый, час . но ВКС не дает того эффекта, который дает «живой» круглый стол, где можно вступить в диалог и даже поспорить. Да, каждую вторую неделю проводим регулярные ВКС – совещания с районами.

Насколько ИТ в Ленинградской области отвечают задачам программы «Информационное общество»? Можно ли ваши ИТ назвать конкурентоспособными по отношению к другим регионам?

Наша задача не в том, чтобы соревноваться с другими регионами и занимать первые строчки в рейтингах, а в том, чтобы Услуги нашей сферы работали на успех жителей Ленинградской области, чтобы они чувствовали себя уверенными в завтрашнем дне, комфортно жилось в Ленинградской области.

Как в Ленобласти обстоит дело с Интернетом?

Довольно плохо. Очень большую территорию занимают лесные массивы и поля. Доступность оптоволоконных кабелей ограниченна. Мы ведем переговоры с «Ростелекомом» по участию в программе ликвидации цифрового неравенства. Наши местные операторы связи также предпринимают необходимые шаги, но темпы решения этой проблемы пока далеки от желаемого уровня. Очень долго в регионе крайне мало уделялось внимания ИТ отрасли. Операторы просто не шли в регион, а концентрировались в Санкт-Петербурге. Таким городам, как Ивангород и Выборг, повезло – первый близко связан с Эстонией, а второй с Финляндией. Там еще в 90-е годы была проложена вся необходимая инфраструктура европейскими операторами.

Недавно запущена новая версия регионального портала госуслуг. В чем ее отличие от предыдущей?

Я уже говорил: был просто информационный сайт, где указывалось, что есть такие-то услуги, всего их 17 было описано, а получить их через портал было невозможно. Сегодня портал является «личным кабинетом» гражданина, где он может зарегистрироваться как по упрощенной схеме, так и полностью, а затем свободно пользоваться всеми его возможностями. Мы постоянно мониторим востребованность тех или иных услуг. Больше всего популярны те, которые связаны с социальной защитой населения: получением льгот и выплат. Казалось бы, представители старшего поколения не станут активно пользоваться порталом, а вышло наоборот. Кроме того, пользователи могут получить справку о налоговой задолженности, записаться в детский сад, оплатить ЖКХ и т. д.

Ваши коллеги из других регионов обучают компьютерной грамотности пожилых людей. Работают ли у вас подобные программы?

Мы думаем об этом. Но в первую очередь хотим реализовать несколько подобных грантов для школьников: они ведь в основном разбираются в «игрушках» и соцсетях, а их общая ИТ-грамотность оставляет желать лучшего. Соцсети, на мой взгляд, тормозят математическое мышление. Но нам не хватает специалистов в области ИТ, нужны инженеры и разработчики. Не все задумываются о том, что мы работаем с большим количеством зарубежных систем и технологий. Взять, к примеру, GPS, Windows. Mal и т. д. У нас самолеты летают, ориентируясь на эти технологии, если они ошибутся на 100 метров, самолет может разбиться. Все сотовые телефоны могут быть блокированы одним нажатием кнопки. Ведь как работает самонаводящаяся система миномета? Она фиксирует место, где большое скопление сотовых телефонов, а затем туда посылается снаряд. Это глобальная проблема для России.

Как вы относитесь к свободному ПО и используете ли его?

Отношусь положительно. Свободное ПО может написать любой специалист, но при соблюдении необходимых процедур защиты информации, к нему могут получить доступ только те органы и специалисты, которым это разрешено. Могу сказать, что мы активно работаем над задачами в сфере СПО и импортозамещения.

В феврале вступила в эксплуатацию региональная информационная система агропромышленного комплекса. Какие задачи она решает?

Одна из задач – повышение имущественного налога для региона. То есть приведение в соответствие того, что есть в реальности, тому, что есть на бумаге. В дальнейшем эта система должна выдавать аналитические отчеты в ситуационный центр губернатора для принятия управленческих решений как в случае чрезвычайных ситуаций, так и в целом для анализа происходящего. Дело в том, что вся информация у нас хранится на бумаге: чтобы всю ее переработать, необходимо несколько недель. А сейчас вся информация будет храниться в базе данных и использоваться для аналитики. Эта база не будет дублировать Росреестр – она будет обращаться туда за информацией и сравнивать ее с тем, что есть в регионе. В прошлом году мы стали одним из немногих российских регионов, внедривших региональную навигационную информационную систему ГЛОНАСС. Согласно решению правительства РФ необходимо было установить пять ключевых систем: по работе с опасными грузами, по пассажирским перевозкам, по школьным автобусам и т. д. Благодаря навигационной системе мы видим, как работает региональная транспортная инфраструктура, по каким маршрутам едут автомобили, сколько топлива расходуется. Доступ при этом дается всем ведомствам и учреждениям, которым это необходимо. Можно оснащать системой мониторинга и автомобили частных компаний. Сейчас в системе полторы тысячи пользователей, к концу года надеемся довести их число до двух с половиной тысяч.

У вас было реализовано еще два интересных проекта: единая идентификация и мобильные рабочие места. Какова их судьба?

Один из майских указов президента гласит, что к концу 2015 года 40% населения должно быть зарегистрировано на портале государственных услуг. Есть разные методики, как этот показатель подсчитать. По одной из них наш регион перевыполнил план 2014 года.. Мы организовали на базе подведомственного учреждения мобильные рабочие места, с помощью которого сотрудник. выезжает в коммерческие организации и регистрирует в ЕСИА, сотрудников которых нельзя отрывать от производства.

Что собой представляет это мобильное рабочее место?

Это ноутбук, соединенный с региональным порталом госуслуг по защищенным каналам связи. С помощью этого рабочего места можно как регистрировать жителей Ленинградской области, так и подтверждать электронную подпись, которая выдается гражданину.

Какие трудности приходится преодолевать?

Одна из проблем как раз и связана с регистрацией на портале госуслуг. Практически все пользователи зарегистрированы в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассниках». Но при регистрации на портале госуслуг, который хранит данные в защищенном виде, люди заявляют, что не хотят оставлять свои персональные данные. Мы пытаемся объяснить, что всю свою жизнь они и так уже выложили «ВКонтакте», а на портале можно без посещения учреждений, без простаивания в очередях получать множество услуг от государства, не выходя из дома. Это сложно, но мы занимаемся разъяснениями подобного рода.

Где еще можно осуществить регистрацию на портале госуслуг?

Во всех отделениях органов социальной защиты расположены терминалы для регистрации, во всех МФЦ они тоже есть. Там можно не только зарегистрирваться, но и подтвердить свою электронную подпись. в отделениях «Почты России» только регистрация. Если вы зарегистрировались один раз для работы с региональном порталом госуслуг, то автоматически получаете доступ и к федеральному порталу.

Какие ИТ-проекты запланированы на 2016 год?

Будем развивать то, что уже начато. Это развитие Информационных систем в образовании, здравоохранении, социальной защиты населения, развитие системы фото-видеофиксации, предоставление государственной услуги система «Безопасный город», уменьшение бюджетных затрат в IT отрасли. Необходимо организовать помощь населению, чтобы как можно больше и как можно чаще люди пользовались госуслугами в электронном виде, а не выстраивали очереди в учреждениях. Стараемся, чтобы население было удовлетворено нашей исполнительной властью, чтобы как можно меньше ДТП происходило. Основным направлением работы и дальше будет централизация ИТ в регионе. И кроме того, мы намерены получить аккредитацию региональных информационных систем, чтобы можно было запустить реестр информационных систем нашей области.

Используете ли вы облачные ресурсы?

Мы бы с удовольствием, если бы не такое количество нормативно –правовых актов в области информационной безопасности. Есть единичное количество ЦОДов, где мы можем размещаться и которые соответствуют требованиям ФСТЭК и ФСБ.

И последний вопрос. Интересно ли вам заниматься информатизацией Ленинградской области?

Не просто интересно, я этим живу. Каждый день приносит что-то новое. И решения этих задач на 90 % нестандартные, Опыт, который дают большие города, несравним с опытом, который дают распределенные территории. Даже методы управления здесь другие. Ведь у нас есть уголки, где не просто нет Интернета, а люди вообще ничего не знают об ИТ. Мы стараемся донести до них все преимущества современных технологий, помогаем понять простые вещи.

Опубликовано 22.06.2015

Похожие статьи