IT Диалог 2020. Интеллигентная цифровизация

Логотип компании
IT Диалог 2020. Интеллигентная цифровизация
В начале октября в Санкт-Петербурге прошло совещание рабочей группы ИТ-руководителей регионов Российской Федерации "IT Диалог 2020", организованное Правительством Санкт-Петербурга

В начале октября в Санкт-Петербурге прошло совещание рабочей группы ИТ-руководителей регионов Российской Федерации "IT Диалог 2020", организованное Правительством Санкт-Петербурга на котором обсуждали создание единой национальной цифровой среды, разбирали проблемы и достижения государственных органов, а также важные вопросы информационной безопасности.

Государственные сервисы

Насколько удовлетворенность сервисами влияет на комфорт жителей города? Как сделать развитие «цифры» приоритетным? Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Станислав Казарин убежден, что задача власти – сделать жизнь горожан комфортной и безопасной. А поможет этому экосистема городских сервисов, способная обеспечить ежедневную коммуникацию петербуржцев и власти. Главным должно стать то, что улучшается с помощью информационных технологий, способных изменить государственное управление и культуру организаций.

IT Диалог 2020. Интеллигентная цифровизация. Рис. 1
Станислав Казарин

Станислав Казарин

Три приоритета называет заместитель губернатора Курской области Вячеслав Берзин, первый – это национальные проекты, которые есть в каждом регионе и которые регион обязан развивать. Второй – региональные проекты, в Курской области таким является стратегия социально-экономического развития. И третий приоритет – бренд региона. Любая инициатива либо его поддерживает, либо ослабляет. По мнению Берзина, приоритет – вещь достаточно тонкая, и для нее значение имеет не только массовость, но и другие аспекты.

Санкт-Петербург никогда не задавал трендов, потому что сам является трендом на фронтире передовых достижений науки и техники. Так считает руководитель управления Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи Алан Салбиев. «Давайте организуем среду, экосистему, где любой житель, обладающий компетенциями и желанием, может сделать для себя удобный городской сервис и, возможно, такой сервис станет полезным и для других. Если Петербург сможет реализовать такой плеймаркет городских сервисов, это и будет поворотом к цифровой зрелости», – говорит Алан. Он уверен, что всеобщей цифровизацией должны заниматься не чиновники, а сами жители. Тогда будет толк. По словам г-на Салбиева, Алания нацелена на развитие человеческого капитала. И поскольку заниматься преобразованиями должны специально подготовленные люди, в Алании цифровизацию начали с обучения. Школьники, студенты и чиновники проходят соответствующие программы, чтобы в будущем упростить задачу перевода региона на цифровые рельсы.

По словам Алана Салбиева, часто продукт Петербурга упаковывается в державность Москвы, но с цифровизацией все иначе. Девизом Северной столицы должна стать «интеллигентная цифровизация».

Что из сервисов должно развиваться самостоятельно, а что принудительно? Станислав Казарин не верит в навязанные сервисы. Невозможно навязать например, мобильное приложение. Людям должно быть интересно и удобно, и они должны видеть пользу от качественных сервисов. «Как далеко мы готовы зайти и не будет ли это китайским «социальным рейтингом»? Нет. Не будет. И это принципиальная позиция», – говорит председатель Комитета по информатизации и связи. Он считает, что необходимо общественное взаимодействие при приоритезации сервисов. Нужно своевременно информировать, например, водителей, какие улицы в настоящее время закрыты для движения, где работают эвакуаторы. Для родителей школьников помимо электронного дневника, можно предложить дневник вакцинации, ближайшие учреждения допобразования, наличие свободных мест в спортивных секциях, график олимпиад, услуги репетиторов.

IT Диалог 2020. Интеллигентная цифровизация. Рис. 2
Вера Адаева

Вера Адаева

Руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив (АСИ) Вера Адаева убеждена в необходимости создания механизмов общественной дискуссии, чтобы выяснить у граждан, какие сервисы им нужны в первую очередь.

«Минцифра сейчас активно занимается методологией оценки цифровой зрелости. Но к сожалению, пока без очевидных успехов, так как по существующим регламентам мониторить цифровую зрелость необходимо каждый месяц. На мой взгляд, следует измерять два параметра: готовность к внедрению цифровых технологий и глубину их внедрения. При этом перечень технологий постоянно меняется», – говорит Василий Пушкин, директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России.

Что может сделать государство для развития сервисов? На федеральном уровне – нормативно-правовые акты и более гибкое регулирование цифровой экономики. Например, 31 июля 2020 года принят закон о «цифровых песочницах», по которому можно тестировать, апробировать новые технологии. Ждут изменения и 152-й ФЗ о персональных данных, который часто становится тормозом для развития.

Данные: персональные и не только

Один из важных аспектов цифрового государства – работа с персональными данными. Регуляторы обязали всех, кто работает с ПДН, брать письменное согласие с граждан, и люди заполняют тонны бумаг, зачастую не задумываясь, как эти данные будут использоваться. «Первое, что мы должны сделать, собирая данные о человеке, выяснить, дал ли нам человек разрешение на использование и анализ этих данных и в каком объеме», – говорит Вера Адаева (АСИ). Здесь существуют важные этические ограничения. Говоря о применении больших данных, Вера считает, что технологии дата-аналитики позволяют сегодня активно работать в социальных сетях и находить преступников. «При этом у нас нет инструментария, чтобы работать с лидерами позитивных изменений. А на самом деле, если мы анализируем соцсети, то видим, что людей, нацеленных на волонтерство, на участие в интересных проектах, гораздо больше. Мы должны отказаться от идеи «государство лучше знает, как делать» и настраивать мягкое взаимодействие с сообществом, организуя системы открытых данных, чтобы они давали возможность «прорастать» коммерческим сервисам. Нужно уходить от патерналистской модели и развивать взаимодействие с человеком. Залог успеха – правильно настроенный диалог. И это не SMM-реклама», – подчеркивает г-жа Адаева.

IT Диалог 2020. Интеллигентная цифровизация. Рис. 3

Дмитрий Разумовский

На портале Калужской области есть раздел, посвященный открытым данным. Самые востребованные – данные о структурах государственной власти. «Мы не раз проводили мероприятия и предлагали использовать наши данные для работы, но не нашли отклика. Никаких новых сервисов не появилось. Основная причина – устаревание данных, ведь они публикуются с задержкой. Вторая причина – данные не интересны», – говорит Дмитрий Разумовский, заместитель губернатора Калужской области. Как изменить ситуацию? По его мнению, первое, что нужно сделать, – понять, кому нужны открытые данные. Скорее всего, они понадобятся бизнес-стартапам, поскольку крупные компании их и так получают. Следующие потребители – сами граждане. При этом гражданам нужны понятные, доступные сервисы. Пример – геоинформационный портал Калужской области, изначально предназначенный для мониторинга сельхозземель. Сейчас на портале более 30 сервисов, которые пользуются популярностью у бизнеса и жителей. Разумовский считает, что у центра управления регионом хорошие перспективы, так как там будут решаться конкретные проблемы граждан региона. 

Не менее острый вопрос, особенно в части разных реестров – корректность данных. И право на забвение. У любого человека должно быть право не раскрывать определенные данные. Но реализовать на практике сейчас это очень трудно, например невозможно убрать из истории посещение врача, хотя по закону можно отозвать свое разрешение на хранение, сбор и распространение персональных данных.

Цифровое рабочее место чиновника

В связи с модой на «цифру» и все, что с ней связано, сегодня зачастую трансформация идет ради трансформации. Как этого избежать? «Если мы что-то трансформируем без ответа на вопрос «зачем?», то мы становимся неэффективными», – уверен Дмитрий Разумовский.

В ближайшие 5–10 лет армия чиновников сократится примерно на треть, считает Алан Салбиев. Это произойдет вследствие формализации рутинных операций и функций. В связи с этим Алан предлагает вендорам планировать стратегию развития продаж именно на пять лет. А в перспективе чиновник должен получить возможность сам конструировать свое рабочее место. Как гражданин, который сможет делать свой цифровой городской сервис, так и чиновник должен сам выбирать, что ему нужно для практической работы. «Мы должны сделать единую витрину государственных сервисов, прописав условия аккредитации на этой цифровой площадке, считает Алан Салбиев, – сделать плеймаркет или аппстор для чиновников». Он убежден, что вендоры, которые смогут предложить такой механизм, выиграют очень много.

Алан Салбиев

Алан Салбиев

Какие инструменты чиновник должен взять с собой в цифровое будущее? Это зависит от того, чем занимается чиновник. Так, руководителю в первую очередь нужна аналитика, а рядовому сотруднику, например, офисные пакеты, система электронного документооборота или средства быстрой коммуникации. Причем коммуникационный модуль в рамках пандемии стал ключевым. Но самое главное – понимать друг друга, уверен Дмитрий Налбандян, начальник управления разработки коммерческих проектов СПб ГУП «СПб ИАЦ».

«Мессенджер мессенджеров» предлагает создать Кристина Майнина, начальник Управления цифрового развития, связи и рекламы Администрации Главы Республики Коми. У нее, как и у многих руководителей, одновременно открыты сотни чатов, в которых невозможно ориентироваться. Поэтому ей нужна программа, позволяющая объединить важную информацию и разные файлы.

Рабочее место должно развивать и обучать, а также анализировать психологическое состояние пользователя. Если еще подключить к рабочему месту нейросети в виде виртуального помощника, то эффективность работы может значительно вырасти.

Цифровое место главы региона

Что нужно губернатору для управления? На основе каких данных можно делать прогнозы развития? Какие инструменты уже используются? С помощью информационных технологий главы регионов могут решать множество задач. В последние месяцы наиболее актуальной стала оценка эпидемиологической ситуации. Дашборд губернатора Республики Коми представляет динамику ключевых показателей распространения коронавирусной инфекции на территории региона. Карта распространения, количество инфекционных коек, оперативный мониторинг по COVID-19 позволяют держать ситуацию под контролем. В панели губернатора ХМАО анализируются показатели уровня бедности населения. Эти данные необходимы для расчета и назначения мер социальной поддержки. В Санкт-Петербурге разрабатывается инновационный продукт – цифровая панель управления городом. На недавно прошедшем конкурсе «Проф IT» этот проект стал победителем, он был назван лучшим решением для государственной автоматизации. Цифровая панель является составной частью государственной информационной системы города. Задача проекта – максимальное вовлечение в цифровое пространство органов ИОГВ, среди основных целей – моделирование, прогнозирование, стратегическое планирование и как результат – проактивное управление регионом. На данные момент в системе зарегистрировано около 2800 пользователей. Конструктор информационных панелей позволяет в оперативном режиме создать панель по любой тематике. Система получает данные из различных источников как федеральных, так и региональных.

«Информационные технологии нужны для того, чтобы не заменить чиновника, а освободить его от рутинной работы», – говорит первый заместитель директора СПБ ГУП "СПБ ИАЦ" Юрий Захаров. И это актуально не только для дашборда главы региона или рабочего места сотрудника. Цифровые инструменты могут изменить всю систему государственного управления, сделав ее прозрачной и понятной, обеспечив действительно эффективное взаимодействие граждан и власти.

Опубликовано 20.10.2020

Похожие статьи