Транспорт будущего
22 апреля представители органов власти Санкт-Петербурга и ведущие ИТ-компании приняли участие в стратегической сессии, посвященной вопросам цифровой трансформации транспорта.
Открывая мероприятие, вице-губернатор Станислав Казарин сказал: «По поручению президента мы формируем стратегию цифровой трансформации основных отраслей экономики и социальной сферы Санкт-Петербурга. Нам необходимо заглянуть в будущее, чтобы подготовиться к новым технологическим процессам. Необходимо сформулировать цели для транспортной отрасли. Они заданы федеральным правительством, а наша задача – приземлить их здесь, в Санкт-Петербурге». Он подчеркнул, что работа должна быть выполнена до 1 сентября 2021 года.
Национальные цели трансформации, утвержденные президентом России в июле 2020 года включают сохранение населения, здоровья и благополучия людей; создание комфортной и безопасной среды для жизни; возможности для самореализации и развития талантов; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровую зрелость отрасли. Последняя включена в перечень целей впервые. При этом транспорт является одной из основных отраслей экономики.
По словам вице-губернатора, к 2030 году у нас должна быть готова инфраструктура для обеспечения беспилотной перевозки грузов и людей. Должны функционировать зеленые цифровые коридоры пассажира, гарантирующие, что любой человек используя любые виды транспорта может перемещаться по территории страны без специального идентификатора личности. Роль идентификатора в будущем будет играть биометрия. Грузовая логистика станет бесшовной: будут широко применяться электронные визы, документы, пломбы, синхронизированные с ЕС и Китаем. Панируется цифровое управление транспортной системой, безопасностью, внедрение цифровых двойников транспортной инфраструктуры. С января 2022 года все строительство транспортной инфраструктуры будет сопровождаться созданием BIM-моделей - полных цифровых образов физических объектов. Без BIМ-моделей невозможно будет получить согласования технадзора и экспертизы.
«Мы считаем, что для Санкт-Петербурга – города с высокой интенсивностью личного и общественного транспорта все федеральные инициативы являются обязательными к исполнению», - сказал Станислав Казарин.
Мобильность как сервис
По словам руководителя НТИ «Автонет» Александра Гурко очевидно, что в России развиваются проекты создания беспилотного транспорта, в том числе и воздушного. Так недавно был одобрен проект беспилотного коридора Европа-Китай, первой частью которого станет участок между Москвой и Санкт-Петербургом, следующим – между Москвой и Казанью, и далее на восток по России. Основной экономический эффект ожидается от грузовых перевозок, при этом 30% экономии будет достигнуто за счет оплаты труда водителей и сокращения потребления топлива. Сейчас в России уже есть компании, которые развивают это направление, продавая беспилотные автомобили для внутризаводской логистики.
«Еще один тренд – распространение транспорта на электротяге, а также автомобилей с водородным топливом. Беспилотные грузовые автомобили зачастую комбинируют оба эти элемента. Сегодня такие автомобили производятся в Корее и Японии» - сказал Александр Гурко.
Не менее значимое направление развития отрасли – «Мобильность как сервис». Это комплексный подход обеспечения населения транспортными услугами. Сейчас многие регионы рассматривают эту концепцию как ключевую для развития муниципального транспорта. Идея – собрать все виды транспорта в одном сервисе, включая планирование маршрутов, системы оплаты, обратную связь и многое другое.
По словам Александра необходимы платформенные решения, которые обеспечат доступ к этим услугам в одном сервисе. Экосистема «Автонет» связывает в одном решении потребителей, сегменты, услуги и бизнес модели. При этом основой системы являются большие данные. Данные, которые генерят инфраструктура, автомобили и которые, в скором времени автолюбители смогут продавать на специальных биржах. Потому что данные – это востребованный товар.
Очевидно, что такие концепции изменят рынок, потому что операторы конкретных услуг передадут их агрегаторам.
Виртуальные транспортные карты
Вадим Изотов, старший вице-президент банка ВТБ считает вечными ценностями пассажирского транспорта надежность и безопасность, скорость/удобство продажи и валидации билетов, соблюдение расписания и комфортную загрузку вагонов, динамические тарифы, льготы и скидки. Он выделяет три группы участников процесса: пассажиров, перевозчиков и город/муниципалитет, который устанавливает правила перевозки. Каждая группа получает те или иные преимущества от использования технологий. Пассажиры могут построить удобный маршрут с оптимальной ценой, желательно с бесконтактной оплатой. Для перевозчика — это минимизация затрат и максимизация доходов. А город заинтересован в том, чтобы жители были удовлетворены сервисами, и в том, чтобы правильно прогнозировать и управлять потоками.
Г-н Изотов рассказал, что внутри уже названной «Мобильности как сервиса» банк развивает виртуализацию транспортных карт, активно сотрудничая с производителями мобильных телефонов. «Эта технология очень быстро стала частью поведения, и люди уже не вернутся к традиционным платежам, в том числе с помощью банковских карт», - добавил он, подчеркнув, что Россия идет в первых рядах по бесконтактной оплате смартфоном.
Разные системы и тарифы неудобны ни пассажирам, ни перевозчикам, ни городу. Поэтому, по мнению Вадима Изотова, объединение всех перевозчиков в единое пространство, подчиняющееся единым правилам, с единой тарификацией будет выгодно всем сторонам.
Велосипеды и роботы
Евгений Хохлунов, заместитель директора по GR «Яндекс считает что улучшить можно только то, что можно измерить. «Мы не придумываем что-то принципиально новое. Мы изобретаем алгоритмы, способы, которые помогают оптимизировать процессы, чтобы людям было удобно», - сказал он. По такому принципу построен сервис Яндекс. Такси.
Коронавирус дал большой толчок развитию электронной коммерции и сопутствующим сервисам. Сегодня растет спрос на складские площади, которые были бы расположены максимально близко к потребителю, чтобы дополнительно не загружать дороги, не создавать дискомфорта жителям, но при этом максимально быстро доставлять товары. Курьеры Яндекс. Еды и Яндекс. Лавки в месяц проезжают на велосипедах более двух миллионов километров по Санкт-Петербургу, но при этом в городе явно недостаточно развита велотранспортная инфраструктура. Евгений Хохлунов предлагает создать магистральные маршруты, связывающие все районы города, обеспечивающие безопасность велосипедистов. По его словам, многие жители и гости города с удовольствием будут использовать велосипеды и самокаты, как это давно популярно во всем развитом мире.
Еще одна инновация – роботизация транспорта. Робот Яндекса в тестовом режиме уже развозит заказы, а в ближайшем будущем, эта технология без сомнения получит широкое распространение при доставке товаров покупателям. «Инфраструктура города должна быть готова к тому, что роботы будут перемещаться по нему и никому не мешать», - добавил Евгений.
***
Эксперты сошлись в том, что Санкт-Петербург ждет развитие технологии беспилотного, экологичного транспорта, рост системы онлайн-платежей и появление единого мультимедийного пространства для всех перевозчиков. Главное в этом процессе – обеспечить безопасность граждан, быстроту перевозок без пробок и комфорт для пассажиров.
Опубликовано 27.04.2021