УправлениеГоссектор

Транспорт будущего

Ольга Попова | 27.04.2021

Транспорт будущего

Санкт-Петербург ждет развитие технологии беспилотного, экологичного транспорта, рост системы онлайн-платежей и появление единого мультимедийного пространства для всех перевозчиков

22 апреля представители органов власти Санкт-Петербурга и ведущие ИТ-компании приняли участие в стратегической сессии, посвященной вопросам цифровой трансформации транспорта.

Открывая мероприятие, вице-губернатор Станислав Казарин сказал: «По поручению президента мы формируем стратегию цифровой трансформации основных отраслей экономики и социальной сферы Санкт-Петербурга. Нам необходимо заглянуть в будущее, чтобы подготовиться к новым технологическим процессам. Необходимо сформулировать цели для транспортной отрасли. Они заданы федеральным правительством, а наша задача – приземлить их здесь, в Санкт-Петербурге». Он подчеркнул, что работа должна быть выполнена до 1 сентября 2021 года.

Национальные цели трансформации, утвержденные президентом России в июле 2020 года включают сохранение населения, здоровья и благополучия людей; создание комфортной и безопасной среды для жизни; возможности для самореализации и развития талантов; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровую зрелость отрасли. Последняя включена в перечень целей впервые. При этом транспорт является одной из основных отраслей экономики.

По словам вице-губернатора, к 2030 году у нас должна быть готова инфраструктура для обеспечения беспилотной перевозки грузов и людей. Должны функционировать зеленые цифровые коридоры пассажира, гарантирующие, что любой человек используя любые виды транспорта может перемещаться по территории страны без специального идентификатора личности. Роль идентификатора в будущем будет играть биометрия. Грузовая логистика станет бесшовной: будут широко применяться электронные визы, документы, пломбы, синхронизированные с ЕС и Китаем. Панируется цифровое управление транспортной системой, безопасностью, внедрение цифровых двойников транспортной инфраструктуры. С января 2022 года все строительство транспортной инфраструктуры будет сопровождаться созданием BIM-моделей - полных цифровых образов физических объектов. Без BIМ-моделей невозможно будет получить согласования технадзора и экспертизы.

«Мы считаем, что для Санкт-Петербурга – города с высокой интенсивностью личного и общественного транспорта все федеральные инициативы являются обязательными к исполнению», - сказал Станислав Казарин.

Мобильность как сервис

По словам руководителя НТИ «Автонет» Александра Гурко очевидно, что в России развиваются проекты создания беспилотного транспорта, в том числе и воздушного. Так недавно был одобрен проект беспилотного коридора Европа-Китай, первой частью которого станет участок между Москвой и Санкт-Петербургом, следующим – между Москвой и Казанью, и далее на восток по России. Основной экономический эффект ожидается от грузовых перевозок, при этом 30% экономии будет достигнуто за счет оплаты труда водителей и сокращения потребления топлива. Сейчас в России уже есть компании, которые развивают это направление, продавая беспилотные автомобили для внутризаводской логистики.

«Еще один тренд – распространение транспорта на электротяге, а также автомобилей с водородным топливом. Беспилотные грузовые автомобили зачастую комбинируют оба эти элемента. Сегодня такие автомобили производятся в Корее и Японии» - сказал Александр Гурко.

Не менее значимое направление развития отрасли – «Мобильность как сервис». Это комплексный подход обеспечения населения транспортными услугами. Сейчас многие регионы рассматривают эту концепцию как ключевую для развития муниципального транспорта. Идея – собрать все виды транспорта в одном сервисе, включая планирование маршрутов, системы оплаты, обратную связь и многое другое.

По словам Александра необходимы платформенные решения, которые обеспечат доступ к этим услугам в одном сервисе. Экосистема «Автонет» связывает в одном решении потребителей, сегменты, услуги и бизнес модели. При этом основой системы являются большие данные. Данные, которые генерят инфраструктура, автомобили и которые, в скором времени автолюбители смогут продавать на специальных биржах. Потому что данные – это востребованный товар.

Очевидно, что такие концепции изменят рынок, потому что операторы конкретных услуг передадут их агрегаторам.

Виртуальные транспортные карты

Вадим Изотов, старший вице-президент банка ВТБ считает вечными ценностями пассажирского транспорта надежность и безопасность, скорость/удобство продажи и валидации билетов, соблюдение расписания и комфортную загрузку вагонов, динамические тарифы, льготы и скидки. Он выделяет три группы участников процесса: пассажиров, перевозчиков и город/муниципалитет, который устанавливает правила перевозки. Каждая группа получает те или иные преимущества от использования технологий. Пассажиры могут построить удобный маршрут с оптимальной ценой, желательно с бесконтактной оплатой. Для перевозчика — это минимизация затрат и максимизация доходов. А город заинтересован в том, чтобы жители были удовлетворены сервисами, и в том, чтобы правильно прогнозировать и управлять потоками.

Г-н Изотов рассказал, что внутри уже названной «Мобильности как сервиса» банк развивает виртуализацию транспортных карт, активно сотрудничая с производителями мобильных телефонов. «Эта технология очень быстро стала частью поведения, и люди уже не вернутся к традиционным платежам, в том числе с помощью банковских карт», - добавил он, подчеркнув, что Россия идет в первых рядах по бесконтактной оплате смартфоном.

Разные системы и тарифы неудобны ни пассажирам, ни перевозчикам, ни городу. Поэтому, по мнению Вадима Изотова, объединение всех перевозчиков в единое пространство, подчиняющееся единым правилам, с единой тарификацией будет выгодно всем сторонам.

Велосипеды и роботы

Евгений Хохлунов, заместитель директора по GR «Яндекс считает что улучшить можно только то, что можно измерить. «Мы не придумываем что-то принципиально новое. Мы изобретаем алгоритмы, способы, которые помогают оптимизировать процессы, чтобы людям было удобно», - сказал он. По такому принципу построен сервис Яндекс. Такси.

Коронавирус дал большой толчок развитию электронной коммерции и сопутствующим сервисам. Сегодня растет спрос на складские площади, которые были бы расположены максимально близко к потребителю, чтобы дополнительно не загружать дороги, не создавать дискомфорта жителям, но при этом максимально быстро доставлять товары. Курьеры Яндекс. Еды и Яндекс. Лавки в месяц проезжают на велосипедах более двух миллионов километров по Санкт-Петербургу, но при этом в городе явно недостаточно развита велотранспортная инфраструктура. Евгений Хохлунов предлагает создать магистральные маршруты, связывающие все районы города, обеспечивающие безопасность велосипедистов. По его словам, многие жители и гости города с удовольствием будут использовать велосипеды и самокаты, как это давно популярно во всем развитом мире.

Еще одна инновация – роботизация транспорта. Робот Яндекса в тестовом режиме уже развозит заказы, а в ближайшем будущем, эта технология без сомнения получит широкое распространение при доставке товаров покупателям. «Инфраструктура города должна быть готова к тому, что роботы будут перемещаться по нему и никому не мешать», - добавил Евгений.

***

Эксперты сошлись в том, что Санкт-Петербург ждет развитие технологии беспилотного, экологичного транспорта, рост системы онлайн-платежей и появление единого мультимедийного пространства для всех перевозчиков. Главное в этом процессе – обеспечить безопасность граждан, быстроту перевозок без пробок и комфорт для пассажиров.

Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга Цифровая трансформация

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00