Будущее управленческих моделей: человек vs искусственный интеллект

Логотип компании
Будущее управленческих моделей: человек vs искусственный интеллект
На ПМЭФ обсудили, как как искусственный интеллект меняет правила игры в государственном управлении.

В современном быстро меняющемся мире использование цифровых технологий и искусственного интеллекта играет все более значимую роль в различных сферах деятельности, включая государственное управление. Эти технологии предлагают новые возможности для оптимизации процессов, принятия решений и повышения эффективности работы управленческих структур. Однако вопрос о соотношении роли человека и искусственного интеллекта в моделях государственного управления остается актуальным и вызывает споры. В рамках панельной дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме высокопоставленные чиновники и эксперты обсудили, каким образом ИИ может быть вовлечен в управленческие процессы, какие возможности и ограничения он имеет и как человек сохраняет свою роль в этом контексте.

Поиск оптимального сочетания

Сергей Собянин, мэр Москвы, отметил, что городское управление имеет сложную структуру и высокие требования к качеству и результатам. Он подчеркнул, что основная цель государственного и муниципального управления — обеспечить комфорт, безопасность и высококачественные услуги для жителей мегаполиса. Мэр также добавил, что хотя в столице используются многочисленные механизмы электронного правительства, приоритет всегда отдается человеку.

Будущее управленческих моделей: человек vs искусственный интеллект. Рис. 1

По мнению Германа Грефа, главы Сбера, госуправление имеет более сложную структуру, чем управление в бизнесе. Основные цели ставятся на политическом уровне, а их реализация требует эффективности и измерения достигнутых результатов. При этом важно получение обратной связи от объектов управления, будь то голосование на выборах или удержание клиентов в бизнесе. Впрочем, существующая модель управления не всегда адаптивна к быстрому развитию технологий. Вместе с тем Герман Греф видит необходимость поиска нового равновесия между технологическим прогрессом и способностью людей приспособиться к нему.

Вице-премьер Правительства России Дмитрий Григоренко называет модель управления инструментом, предусматривающим умение пользоваться им. Он заявил, что без участия и вовлеченности человека такой инструмент не сможет давать результаты, вне зависимости от его совершенства. Аппарат Правительства ежегодно обрабатывает миллионы документов. Без цифровых технологий подобное количество документов и решений невозможно было бы обрабатывать с большой скоростью.

Григоренко выделяет три ключевых элемента в модели управления: цифровизация, измеримость и счетность задач, а также единый экран для наблюдения за процессами. Цифровизация играет решающую роль в ускорении и повышении качества управления. Измеримость и счетность задач позволяют установить конечные цели и планировать их достижение. Единый экран предоставляет возможность видеть текущее состояние и движение к целям.

Важным моментом является формирование плана-факта и отслеживание процессов движения к этому плану. Цифровизация предоставляет всесторонний обзор и управление на основе данных.

Второй элемент, о котором говорил Дмитрий Григоренко, — измеримость задач. Он уверен, что любая задача должна быть измерима не абстрактно, а счетно и визуализированно. Измеримость задач позволяет планировать, приоритизировать и достигать конкретных результатов.

Третий элемент — использование единого экрана для наблюдения и управления процессами. Дмитрий Григоренко подчеркнул, что важно иметь единое место, где все участники могут видеть текущее состояние и движение к целям. Это помогает обеспечить единое восприятие ситуации и возможность оперативно реагировать на изменения.

«Нравится нам это или не нравится, успеваем мы с вами за этим всем или не успеваем, но без цифровизации никуда. Если мы хотим быстро, качественно, индивидуально, в проактивном режиме, как сейчас модно говорить, двигаться вперед, мы должны быть цифровыми — и гражданин, и государство», — добавил он.

Кадровый вопрос

Какими качествами должен обладать тот, кто занимается госуправлением? Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» считает, что несмотря на цифровизацию, требования к государственным управленцам остаются высокими. Он проводил исследования о том, как в разных странах подходят к формированию кадров, и обнаружил, что методы схожи.

Среди ключевых качеств: стратегическое мышление, способность к командной работе, личная эффективность, готовность к изменениям и умение создавать партнерства.

Алексей Комиссаров отметил, что в последнее время все больше внимания уделяется навыку адаптации к новым условиям и возможности видеть перспективы в сложных ситуациях. Также он считает, что самовосстановление и управление психоэмоциональной нагрузкой становятся ключевыми навыками, особенно в современном быстроменяющемся мире.

В некоторых случаях существует проблема с кадрами в государственном управлении. Если в прошлом государственная должность была пределом мечтаний для многих, то в последние годы интерес снизился из-за ужесточения требований к чиновникам.

Будущее управленческих моделей: человек vs искусственный интеллект. Рис. 2

Алексей Комиссаров указывает на то, что роль государственного служащего непроста и сопровождается давлением и ожиданиями со всех сторон. Однако он отмечает, что для многих людей, особенно тех, кто решает посвятить себя государственной службе, важность служения является главным мотиватором.

Стратегический взгляд: на годы вперед

Московские центральные диаметры не всем казались очевидным проектом. Кто-то даже говорил, что он может быть нереализуем и может быть даже не очень рационален. В правительстве Москвы тем не менее на этот проект пошли. Почему?

Сергей Собянин объясняет, что реализация проекта московских центральных диаметров связана с решением проблемы разрозненности железнодорожных путей, которая оставалась одной из основных проблем московского мегаполиса.

Он отмечает, что проблема была известна уже долгое время и фиксировалась в генеральных планах Москвы, но никто не реализовывал эти планы.

«Как и любое управленческое решение, оно состоит из возможностей, ресурса, силы, воли, команды. И самое главное, нацеленности на результат, на конечный результат. Если бы мы в Москве ставили в области транспорта конечную задачу, например, построить 10 станций метро, построить 100 километров дорог, пять развязок, ну и, может там, несколько станций железные дороги, мы бы составили план, выполнили на 120 процентов, отчитались, но в результате пробок стало бы больше, давки стало больше, а комфорта меньше», — говорит мэр.

Сергей Собянин также приводит конкретные цифры, чтобы подчеркнуть значимость и успех реализации проектов московских центральных диаметров. Он отмечает, что два уже построенных диаметра ежедневно перевозят около полумиллиона пассажиров. Это крупнейший транспортный проект в Европе.

Важно отметить, что эти проекты не только решают текущие транспортные проблемы, но и имеют долгосрочную стратегическую значимость для развития Москвы. Они способствуют улучшению транспортной доступности, снижению пробок, повышению комфорта горожан и развитию экономического потенциала города. По словам мэра, после реализации этого проекта федеральный бюджет уже получил в шесть раз больше, чем вложил в этот проект.

Будущее государственного управления

Герман Греф подчеркивает, что управление включает две основные составляющие. Первая — управление на основе данных, которое является рациональным и лучшим подходом в государственном управлении. Принятие решений на основе данных должно быть передано автоматизированным системам искусственного интеллекта. Подобные системы не подвержены эмоциональным и нерациональным факторам, таким как взятки или скрытые мотивы. Эти решения должны быть полностью автоматизированными.

Однако есть вторая составляющая принятия решений, связанная с поведенческой экономикой, или нейроэкономикой. Эта составляющая учитывает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие решений людьми. Люди не всегда принимают рациональные решения, и поэтому управление обществом требует учета таких аспектов. Человека заменить в этой сфере пока сложно и, вероятно, нецелесообразно.

Будущее управленческих моделей: человек vs искусственный интеллект. Рис. 3

Государственное управление будет строиться таким образом, что люди начнут создавать системы автоматического принятия решений на основе данных. В то же время люди будут оставаться в сфере, где требуется определение целей и учет социальных, эмоциональных и когнитивных аспектов принятия решений.

«Человеческим обществом невозможно управлять, принимая исключительно рациональные решения. Поэтому должна быть составляющая, которая учитывает вот эту часть. И здесь человека пока заменить достаточно сложно и вряд ли нужно вообще», — говорит Герман Греф. Он напоминает, что работа с людьми будет оставаться актуальной и станет еще более значимой. Перемещение людей из сферы автоматизированного принятия решений не означает их вытеснение из экономики. Человек будет переходить в более продуктивные сферы и придумывать новые способы удовлетворения потребностей других людей. Это будет способствовать более быстрому развитию экономики, науки, социальной сферы и других отраслей.

Герман Греф заключает, что государственное управление предусматривает гармонию между использованием автоматизированных систем на основе данных и учетом человеческого фактора. Важно, чтобы обе составляющие дополняли друг друга и работали в синергии.

Именно поэтому будущее государственного управления потребует развития навыков и компетенций управленцев, которые смогут эффективно работать в обеих сферах. Необходимо развивать навыки работы с данными, аналитическое мышление, умение принимать решения на основе фактов и алгоритмов. В то же время важно развивать эмоциональный интеллект, навыки коммуникации, умение понимать и учитывать потребности и эмоции людей при принятии решений.

Алексей Комиссаров уверен, что в нашем быстро меняющемся мире непрерывное обучение является главной задачей. Возникают новые профессии и новые задачи, и важно быть готовыми к их решению. Он упоминает о центрах оценки развития профессиональных компетенций, где студенты проходят программы, развивая навыки, которые сегодня считаются важными для работодателей, такие как эмоциональный интеллект, планирование и саморазвитие.

В заключение Алексей Комиссаров отмечает, что хотя некоторые руководители занимают свои должности в молодом возрасте, нужно помнить, что обучение и саморазвитие должны продолжаться на протяжении всей карьеры. Управленцем можно стать раньше, но процесс обучения и роста должен быть постоянным.

Новые вызовы

Дмитрий Григоренко признает, что цифровизация имеет свои минусы, такие как жесткость в изменении процессов и сложность корректировки оцифрованных систем, когда мир меняется. Однако он отмечает, что цифровые данные накапливаются и могут быть использованы для прогнозирования и принятия решений. Автоматизация данных позволяет предвидеть и управлять событиями, а система риск-ориентированного подхода помогает предупредить негативные события и заранее принять меры.

«Автоматизируя данные под задачу, мы на сегодняшний день очень по многим вопросам можем с большой долей вероятности спрогнозировать будет или не будет, состоится или не состоится то или иное мероприятие, то или иное событие. И это важный момент, потому что мы внутри очень активно внедряем систему риск-ориентированного подхода с точки зрения модели управления. Мы предвосхищаем события, понимаем, что что-то не состоится, и до наступления какого-то негативного события начинаем им управлять. Это совершенно иная культура», — говорит он.

Будущее управленческих моделей: человек vs искусственный интеллект. Рис. 4

Вице-премьер также подчеркивает важность обратной связи как внешней оценки и внутренней культуры управления. Обратная связь от граждан позволяет оценить качество деятельности и мгновенно реагировать на изменения.

Дмитрий Григоренко уверен, что человек остается незаменимым элементом в управлении, особенно в отношениях с другими людьми и в принятии некоторых функций, связанных с эмоциями. Однако он признает, что процессы могут быть автоматизированы, и это вопрос внутреннего отношения и настройки к таким изменениям.

Действительно скорость реакции системы государственного управления на новые вызовы зависит от правильной настройки модели управления, включая обратную связь, алгоритмы и компетентных людей, которые могут обрабатывать информацию и принимать решения в сжатые сроки.

Сергей Собянин отвечает на вопрос о роли человека и искусственного интеллекта в будущих моделях государственного управления. Он соглашается с предыдущими высказываниями о том, что искусственный интеллект может играть важную роль в анализе данных и предоставлении информации, но для принятия управленческих решений, особенно в политической, социальной и экономической сферах, необходим человек. Он отмечает, что искусственный интеллект не сможет полюбить человека и принимать решения на его месте, поскольку это требует эмоций, решимости и политических решений, характерных только для человека. Сергей Собянин считает, что без человека и его важной роли в управлении машина не сможет принимать решения в ближайшие десятилетия.

ИИ vs человек: на пути к эффективности

Какая роль в будущем отводится человеку и искусственному интеллекту в моделях государственного управления? Герман Греф говорит об эмерджентности ИИ, то есть способности создавать что-то новое, что не характерно для компонентов этой системы. Он отмечает, что искусственный интеллект является инструментом, который может использоваться для различных целей и его влияние и результаты зависят от человека, поставившего задачи.

Глава Сбера убежден, что необходимо двигаться вперед, использовать новые инструменты и искусственный интеллект для улучшения и развития себя, создания конкурентоспособной экономики и государства.

«Не нужно обожествлять искусственный интеллект. Можно ли использовать искусственный интеллект для всевозможных злодеяний? Ну конечно, можно, только эти злодеяния будут сформулированы человеком. Это обычный инструмент. Я думаю, что на самом деле с появлением таких новых инструментов, которые стали проявлять вот эту функцию эмерджентности, то есть создания абсолютно, принципиально новых свойств, которые, казалось бы, машинный алгоритм не должен производить, вот это на самом деле поставило под угрозу наши самые яркие способности, которые, казалось бы, незаменимы. Бояться этого точно не нужно, в эту сторону нужно двигаться и использовать данный инструмент, чтобы совершенствовать себя, становиться лучше. И конечно, создавать конкурентоспособную экономику и государство», — говорит глава Сбера.

Алексей Комиссаров выражает уверенность в том, что цифровые технологии, включая искусственный интеллект, будут широко применяться в государственном управлении. Он сравнивает ситуацию с промышленными революциями прошлого и отмечает, что необходимость человека в управлении не исчезнет, а скорее найдет новые интересные сферы деятельности.

***

Мероприятие завершилось с надеждой на развитие госуправления, учитывающего как потребности общества, так и возможности новых технологий. Оно напомнило всем присутствующим, что государственное управление — сложный процесс, требующий постоянного обновления и адаптации к меняющейся действительности.

фото: Росконгресс

Опубликовано 21.06.2023

Похожие статьи