Онлайн-кассы: что, как и почему?
Изменения в федеральном законе № 54 призваны существенно поменять порядок применения контрольно-кассовой техники. В налоговом процессе Российской Федерации интернет начинает играть самую непосредственную роль. В стране появится прослойка больших данных, имеющих непосредственное отношение к экономике, а также за счет новых контрольно-кассовых машин вырастет интернет вещей. Разбираемся, как новация повлияет на продавцов и на покупателей.
Изменения в Федеральный закон 54-ФЗ осуществлены посредством закона 290ФЗ. Смысл нововведений – это расширение контроля за российской розницей, снижение теневого сектора и увеличение собираемости налогов. Надо сказать, что первый шаг в данном направлении фискальные органы сделали более 10 лет назад – с введением системы ЕГАИС, которая служит для контроля за оборотом спиртосодержащей продукции. Недавние инициативы – проекты по шубам (маркировка чипами) и по лекарственным средствам («пилоты» в ряде областей). Продвигая маркировку лекарств, Минфин акцентировал внимание на социальной составляющей проекта: если будет маркировка, будет меньше контрафакта. Это действительно так, поскольку, имея такую систему, государство становится на шаг ближе к полному контролю за оборотом товаров: сколько произведено/ввезено, сколько и по каким каналам реализовано.
Важные новации 54ФЗ:
· Передача данных с касс в налоговую осуществляется онлайн.
· Кассы необходимо модернизировать или заменить для того, чтобы они поддерживали передачу данных онлайн. При этом кассы могут работать в оффлайновом режиме – это предусмотрено, например, для местностей, удаленных от сетей связи.
· В налоговом законодательстве появляется новая сущность – оператор фискальных данных. Этот тип организаций будет принимать данные с инфраструктуры онлайн-касс, отвечает за сохранность полученных данных, а также за передачу данных в Федеральную налоговую службу.
· В кассовом чеке будет содержаться ссылка, по которой можно будет посмотреть его копию в электронном виде.
Новый порядок дает возможность налоговикам проводить анализ данных на таком уровне, который раньше был просто недоступен. Эти данные дадут возможность получать информацию о проданных товарах, о форме оплаты (наличными или по картам), о местах установки касс и т.д.
Средоточием «биг даты», имеющей непосредственное отношение к экономике, станут операторы фискальных данных. Их услуги оцениваются в 3 тыс. руб. в год с каждой кассы и являются обязательными для всех, кто онлайн-кассы эксплуатирует. Вероятно, операторы фискальных данных будут монетизировать свою деятельность другим способом – например, за счет предоставления дополнительных сервисов, таких как доступ к обезличенным данным.
Еще одно важное положение новой редакции закона – упрощение процедуры регистрации кассы. Ранее для этого нужно обязательно посещать налоговую инспекцию, самостоятельно, или оформив доверенность. Теперь сделать это можно онлайн.
Новации, связанные с онлайн-кассами, вызвали массированную дискуссию в профессиональной среде. С моей точки зрения, изменения несут больше пользы. Налицо попытка государства выполнять свою регулирующую функцию взвешенно: с одной стороны, установить более строгий контроль, с другой – добавить выгоды и удобств предпринимателям, среди которых я бы назвал упрощенный порядок регистрации контрольно-кассовой техники, облегченную процедуру формирования отчетности для налоговиков, а также (в перспективе) появление доступа к большим данным от ОФД. Этот доступ делает возможным бизнес-аналитику даже для небольших ритейлеров.
Более того, буквально на днях ходили разговоры о том, что можно будет кассы брать в аренду. Сегодня они должны приобретаться в собственность. Представьте себе: собственник нового магазина вынужден приобретать один или несколько кассовых аппаратов, еще не зная, насколько успешным окажется новый проект. Хорошо, если он будет работать долгие годы. А если магазин придется закрыть через пару месяцев? Возможность взять кассу в аренду для маленьких компаний будет очень ценной.
Как же работают онлайн-кассы?
В реестре новой редакции закона есть список моделей кассовых аппаратов и фискальных накопителей, которые могут применяться в онлайн-кассах. То же самое касается операторов фискальных данных.
Во время работы касса обменивается данными с фискальным накопителем. Накопитель генерирует криптографическую информацию и, в случае желания субъекта хозяйственной деятельности, может шифровать данные. Они отправляются оператору фискальных данных. Он обрабатывает полученную информацию и отправляет их в налоговые органы в соответствии с протоколами взаимодействия. Естественно, разработаны технические требования по составу данных, качеству инфраструктуру, промежутку времени, в который должны отправляться данные.
Зачем нужны реестры касс и фискальных накопителей. Последние поддерживают криптозащиту, поэтому производители накопителей должны иметь необходимые лицензии, а накопитель должен поддерживать все необходимые протоколы. То же самое касается и касс: есть протоколы взаимодействия с фискальным накопителем и кассовый аппарат должен их поддерживать. Вместе с тем, какая-то часть касс не поддается апгрейду, и ритейлерам придется обновить парк такой техники. Информацию, подлежит ли модернизации под новые стандарты конкретная модель контрольно-кассовой машины, производители размещают на своих сайтах.
В любом случае бизнесу придется приобретать фискальные накопители, потому что до сих пор они не использовались. Потратиться предстоит на обеспечение канала связи. Кроме того, потребуется адрес электронной почты, хотя он наверняка есть у всех.
Далее, данные поступают к оператору. Они предоставляют к этим данным доступ субъекту хозяйственной деятельности, налогоплательщику. Он может с ними ознакомиться, например – проверить пробитые чеки и т.п. Конечно, операторы предложат клиентам дополнительные сервисы. Например, некоторые торговые сети анализируют KPI сотрудников даже на таком уровне, как количество пробитых единиц товара в час или за смену. Можно будет посмотреть по времени ход продаж – получить интересную маркетинговую информацию. Наконец, обезличенную информацию (это четко прописано в законе) операторы смогут продавать заинтересованным заказчикам. Такие данные интересны и ритейлу, и банкам. Естественно, этот процесс будет регламентироваться и регулятором, и органами безопасности – такая информация может представлять в том числе и государственный интерес.
Должен предупредить встречающееся заблуждение: якобы наличие у торговой точки терминала для оплаты банковскими картами означает ее автоматическую готовность к использованию онлайн-кассы. Это не так, вернее – не совсем так. Эквайринговые терминалы чаще всего предоставляются банками. И его наличие означает решение только одной проблемы – обеспечения интернет-канала. Но приобретать фискальный накопитель и кассу (или апгрейдить существующую) все равно придется.
Еще одно обстоятельство, которое стоит принимать во внимание. Бизнес имеет опасения в отношении устойчивости связи, и это опасение – справедливое. Действительно, у провайдера связи, проводной или мобильной, периодически пропадает доступ к Сети. Но, законом предусмотрены ситуации, когда касса может работать в оффлайн-режиме. В любом случае, данные записываются в фискальный накопитель и передаются оператору, когда связь восстанавливается. Конечно, продолжаться это может не бесконечно долго, а в течение ограниченного времени.
Более того, предусмотрены даже некоторые поблажки для тех, кто не успеет до 1 июля 2017 года перейти на использование онлайн-кассы: если у налогоплательщика уже есть договор на приобретение накопителя и кассы, но самих устройств еще нет, то до конца сентября штрафы к таким компаниям применяться не будут.
Самое интересное. Затраты. Изначально стоимость фискального накопителя озвучивалась в 4500-5000 рублей. Правда, сегодня уже наблюдается ажиотаж и местами цена накопителя доходит до 8000 рублей. Ситуация с кассами несколько сложнее. Существует великое множество кассовых аппаратов, от простейших до мобильных, с Bluetooth-принтерами и прочими дополнениями. Кассовый аппарат среднего уровня обойдется примерно в 30000 рублей, подключение к интернету принимать во внимание не будем, точно так же, как и подписку на услуги оператора, потому что подача налоговой отчетности сегодня и так осуществляется в электронной форме. В итоге получается сумма, которая для большинства компаний будет не слишком обременительной.
Стоит учитывать и максимально простой процесс регистрации. Разработанная форма имеет несколько полей, понять, как их заполнить, труда не составляет никакого. Ошибиться при вводе данных практических невозможно. Даже видеоролики объясняющие процесс регистрации размещены на сайте ФНС.
Единственная сложность, с которой сегодня можно столкнуться при переходе на онлайн-кассы – ажиотажный спрос, который, как всегда в России, возник накануне вступления закона в силу. Но эта проблема – не юридическая, не техническая, а только ментальная.
Опубликовано 07.07.2017