Сердитые заметки

Логотип компании
Сердитые заметки
Как могут люди принимать решения на основании работы сложных аналитических систем, зная, что даже относительно простые системы в их организациях работают со сбоями?

Кто такой CIO и какова его роль в цифровой трансформации? Может ли он справиться с этой новой задачей или возглавить цифровую трансформацию должен кто-то другой? CDO – это Chief Digital Officer или Chief Data Officer? И какова роль, полномочия и обязанности первого и второго? Эти вопросы все чаще обсуждаются на различных конгрессах и конференциях, мелькают в заголовках статей и блогов, нередко становясь предметом ожесточенных споров.

«Гартнер» выделяет три роли руководителей ИТ: «маркетологов от ИТ», агентов изменений и технологических лидеров. Терри Уайт, автор хорошо известной в России книги «Чего бизнес хочет от ИТ», – шесть ролей ИТ-менеджеров. 


Сердитые заметки. Рис. 1

Таблица. Шесть ролей ИТ-менеджера

По мнению Терри Уайта, классический CIO руководит всеми этими менеджерами.

Сюда можно добавить еще ряд ролей. Прежде всего, Chief Data Officer (CDO), отвечающий за метаданные, корпоративные словари, НСИ, что является основой интероперабельности и без чего не может работать ни одна современная компания. Необходима и роль CITSO – Chief IT Security Officer. Важная роль отводится Chief IT Risk Officer, который умеет соотносить риски внедрения новых технологий с рисками технологического отставания и находить баланс между ними. Возможно, следует выделить роль, отвечающую за связь, – Chief Communication Officer или Chief Telecom Officer.

Надеюсь, что все те, кто придумывает ключевые роли для ИТ-менеджеров, имеют в виду, что операционная поддержка ИТ уже давно хорошо налажена и речь идет только о том, как лучше и эффективнее внедрить новые технологии в деятельность организации. А то, как они после внедрения будут работать, очевидно. Терри Уайт для этого выделил роль COO.

Однако операционная деятельность ИТ правильно налажена только в отдельных компаниях. По крайней мере, организации, с которыми я работала в последнее время, к сожалению, отличались крайне низки уровнем ИТ. Даже работа офисных приложений и электронной почты происходит в них со скрипом. О каком внедрении таких технологий, как «Интернет вещей» или предиктивная аналитика, может идти речь при существующем положении поддержки и эксплуатации?

ИТ-коммуникаторы

Есть и еще одна проблема, вызванная низким уровнем качества ИТ-сервисов. Это массовое недоверие к ИТ со стороны общества. Как могут люди принимать решения на основании работы сложных аналитических систем, зная, что даже относительно простые системы в их организациях работают со сбоями? В очередной раз хочу напомнить, что все замечательные роли ИТ-менеджеров могут создать только инструменты цифровой трансформации, а эффективность этих инструментов зависит от того, как их будут использовать сотрудники. Поэтому я бы вывела на одно из первых мест такую роль, как ИТ-коммуникатор, в чьи обязанности войдет развитие ИТ-грамотности в организации, ее клиентов и партнеров; он будет способствовать тому, чтобы внедрялись цифровые технологии, соответствующие уровню зрелости компании. В противном случае ресурсы будут потрачены зря.

Вызывает, мягко говоря, удивление жесткое отделение некоторыми аналитиками операционной составляющей ИТ, управлять которой, по их мнению, должен CIO, от стратегической, чье знамя призван нести CDO (Chief Digital Officer). Стратегия в этом случае повисает в воздухе, а операционная деятельность ветшает. От подобных управленческих ошибок предостерегал еще COBIT. На практике это выливается в то, что CDO формируют оторванные от реальности стратегии, которые никогда не будут реализованы.

Проблемы менеджмента ИТ

К сожалению, уровень компетенций CDO, как и других ИТ-менеджеров, зачастую настолько низок, что и COBIT, и даже ITIL им неизвестны. В этом убедил меня опыт участия в подборе CIO для ряда российских компаний, а также преподавание ИТ-менеджерам и анализ работ, присылаемых для прохождения сертификации на соответствие требованиям профстандарта «Менеджер по ИТ». Наверное, нужно спорить не о том, какие роли ИТ-менеджеров понадобятся, а повышать общий уровень руководства и управления ИТ.

Всем прекрасно известно, что нередко ИТ-менеджерами становятся не лучшие ИТ-специалисты. Ведь квалифицированные профессионалы востребованы и не склонны рядиться в костюм руководителя. Специалисты по подбору персонала, которые ищут CIO, и топ-менеджеры, принимающие их на работу, не представляют, что именно такой руководитель должен знать и уметь. Несмотря на то, что профстандарты появились уже пять лет назад, они до сих пор мало кому известны и мало где используются. Все это приводит к тому, что во многих компаниях руководят ИТ люди, далеко не всегда пригодные для реализации подобных задач. Такие ИТ-руководители озабочено лишь тем, как бы подольше удержаться на занимаемой позиции. И поэтому в штыки встречает все новое. И как таких горе-руководителей ни назови – результата не добьешься.

Один из моих знакомых назвал споры вокруг ролевых «букетов» шуршанием фантиков. И во многом я с ним согласна. Покажите мне ИТ-менеджеров, которые могли бы эффективно играть вышеперечисленные роли? Многие ли из них владеют основами корпоративной архитектуры или хорошо умеют управлять финансами, соотнося затраты с выгодами?

Давайте не будет играть в названия. Намного важнее сейчас, с одной стороны, поднять уровень компетенций ИТ-менеджеров, а с другой – уровень ИТ-грамотности всего общества. И только тогда цифровая трансформация будет успешной.

Читайте также
Какие существуют варианты автоматизации процесса найма сотрудников? Как компании оптимизировать 100% рабочего времени при назначении собеседования? Как из робота сделать «электронного HR-партнера»? Разбирался IT-World.

Опубликовано 05.06.2019

Похожие статьи