Сохранить и приумножить

Логотип компании
Сохранить и приумножить
Весь прошедший год мы занимались в основном отработкой федеральных задач, таких как обеспечение работоспособности СМЭВ, развитие регионального портала электронных госуслуг и поддержка ИТ-инфраструктуры

О реалиях развития проектов в сфере информатизации региона в условиях глобальных сокращений ИТ-бюджетов рассказывает Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.

Сергей Валентинович, что изменилось в работе вашего министерства за прошедший год?

Для нас он был довольно тяжелым с точки зрения финансирования проектов. Неслучайно в последнем рейтинге Минкомсвязи РФ по затратам регионов на информатизацию в пересчете на душу населения Нижегородская область заняла предпоследнее, 84-е место, обойдя лишь Забайкальский край. Справедливости ради, надо отметить, что согласно другому рейтингу от того же Минкомсвязи Нижегородская область заняла 19-е место среди всех регионов по результативности мероприятий, связанных с информатизацией органов государственной власти. Весь прошедший год мы занимались в основном отработкой федеральных задач, таких как обеспечение работоспособности СМЭВ, развитие регионального портала электронных госуслуг и поддержка ИТ-инфраструктуры. Кроме того, мы работали над увеличением посещаемости регионального портала госуслуг, в том числе существенно расширили количество точек обслуживания, в которых можно зарегистрироваться и получить необходимые для доступа к порталу учетную запись и пароль.  

Какие ИТ-проекты, реализованные за минувший год, вы могли бы отметить?

Практически все ИТ-проекты региона, запланированные к реализации на этот период, пришлось отложить до лучших времен. Впрочем, губернатор области уже ознакомился с результатами рейтингов Минкомсвязи и принял решение о выделении финансирования для нескольких наших проектов. К достижениям 2015-го отношу и то, что, невзирая на экономический спад, мы сохранили и вновь провели, уже ставший ежегодным международный форум информационных технологий IT FORUM 2020/IT-JAM. Также наше министерство активно помогает коллегам из других органов власти  в создании сегментов АПК «Безопасный город», например, мы отвечаем за создание системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (Система-112) и систем мониторинга транспорта при помощи ГЛОНАСС.

Расскажу немного об интересном опыте региона: в условиях бюджетных ограничений  в Нижегородской области отработан механизм частно-государственного партнерства, рекомендованный федеральными органами власти к применению и в других регионах. На собственные средства компания «Ростелеком» установила камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и построила необходимый для обеспечения их работы дата-центр. Потом Правительство региона втечение первого года эксплуатации камер рассчиталось с «Ростелекомом» за счет поступлений от выявленных штрафов. По той же схеме реализован проект установки камер наружного наблюдения в местах, определенных правоохранительными органами. Опять же «Ростелеком» сделал инвестиции, а впоследствии мы рассчитались с ним. В рамках данного проекта помимо установки более 800 камер был создан центр обработки информации, полученной с них, а также интеллектуальный программный продукт, самостоятельно определяющий вид нарушения и тем самым повышающий скорость реакции на него. Еще один схожий по схеме реализации проект — организация системы автоматизированного централизованного оповещения.  Справедливости ради оговорюсь, что эти примеры не являются проектами нашего министерства, они реализованы нашими коллегами из других ведомств, но мы так же причастны к ним, как орган власти, ответственный за вопросы информатизации и у частвовавший в формировании условий и зхадач. 

Какие новые сервисы за это время появились на портале государственных услуг Нижнего Новгорода?

Хотелось бы отметить новый сервис на нашем портале, позволяющий любому гражданину получить сведения о предоставленных ему медицинских услугах, зарегистрированных в Фонде обязательного медицинского страхования. Подобная информация включает данные о том, когда и в какие учреждения гражданин обращался за медпомощью, какие услуги ему были оказаны, сколько за это было заплачено, и так далее. Это не только источник полезного справочного материала для любого человека, но и серьезный инструмент контроля деятельности медицинских учреждений для Министерства здравоохранения и страховых компаний. Важно, что данный сервис мы реализовали самостоятельно, практически без привлечения бюджетных средств.

На IT FORUM 2020/ИТ-Джем планировалось обсудить перспективы использования электронных библиотек и разработки программных средств для чтения электронных книг. Удалось ли реализовать этот замысел?

Да, дискуссия в рамках форума состоялась, и в ней приняли участие представители одной из крупнейших российских электронных библиотек «ЛитРес». Общение показало, что есть те, кто активно поддерживает идею отказа от традиционных печатных изданий и развития электронных библиотек, и есть ее противники, которые считают, что электронные библиотеки угрожают печатному делу и надо по-прежнему работать с бумагой. Я полагаю, что истина где-то посередине, потому что по факту электронные библиотеки формируются в основном на базе уже изданной, печатной продукции и одно лишь дополняет другое. Причем электронные библиотеки обладают очевидными достоинствами и с точки зрения затрат на создание электронных изданий, и с точки зрения обеспечения их доступности широкой аудитории. Но на пути их массового распространения существует пока множество не решенных вопросов, связанных с соблюдением авторских прав, противодействием пиратству, а также с развитием площадок, предоставляющих доступ к архивам электронных книг. Открытым остается вопрос о том, как перевести в электронный вид все уже существующие в печатном виде произведения.  Однако мы видим большой потенциал в продолжении этого диалога.

Ваше министерство одним из первых перешло на свободное программное обеспечение, отказавшись от продуктов Microsoft Office. Расскажите про облачный офис ONLYOFFICE. Что он собой представляет?

В рамках решения задачи по импортозамещению ПО мы искали адекватную замену офисному пакету от Microsoft. И обнаружили, что прямо у нас, в Нижнем Новгороде, базируется разработчик облачного продукта ONLYOFFICE. Опыт его применения у нас в министерстве позволяет утверждать, что это лучший из российских аналогов офисных пакетов с точки зрения функциональности. К такому же выводу, кстати, пришел и экспертный совет при Минкомсвязи РФ, который год назад анализировал доступные на рынке отечественные решения по различным категориям ПО. На сегодняшний день есть только одно препятствие, мешающее широкому распространению данного продукта в органах власти: он еще не включен в единый государственный реестр российского ПО. Это связано с тем, что у компании-разработчика зарегистрирован филиал в Латвии, созданный специально для продаж в Европе, и на него оформлена часть авторских прав на указанный офисный пакет. Вот почему мы можем использовать его пока лишь в режиме бета-тестирования.

Государственные закупки в вашем регионе осуществляются через информационно-аналитическую систему «НЭТИС». Что это за система?

Система разработана специально по заказу Нижегородской области еще в 2012 году, а с 2014-го уже внедрена у нас и активно развивается. Ее оператором выступает наше областное министерство экономики, а мы участвуем во всем, что касается ее доработки и сопровождения. Задача «НЭТИС» — обеспечить государственным заказчикам единообразие оформления документов для проведения госзакупок, а также свести их в общую базу для удобства контроля со стороны уполномоченного органа. На сегодняшний день все госзаказчики Нижегородской области формируют в этой системе пакет документов для объявления любых конкурсов и торгов. Кроме того, в ней сведена воедино информация о продукции и услугах, которые предоставляются нижегородскими поставщиками и подпадают по стоимости под категорию того, что можно приобретать без проведения конкурсных процедур. Система позволяет отслеживать такие предложения, обеспечивая приоритет местным поставщикам и производителям. Изначально она создавалась на платформе SAP, но в рамках импортозамещения мы полностью перевели ее на платформу с открытым кодом, поддерживаемую нижегородской компанией. Теперь перед нами стоит задача внедрения этой системы на уровне муниципалитетов.

Недавно в Нижнем Новгороде прошел чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров. Как вы оцениваете компьютерную грамотность старшего поколения и интерес к этой теме?

Мы провели чемпионат параллельно с IT FORUM 2020/ИТ-Джем, поскольку и площадка была очень удобной для этого, и повод подходящий. А люди, приехавшие на соревнования, получили возможность принять участие в программе форума. Отмечу, что интерес к компьютерному образованию, в особенности со стороны старшего поколения, постоянно растет. И что бы мы со своей стороны ни придумывали, я уверен, что в ближайшие годы у нас все равно не получится полностью удовлетворить спрос на образовательные сервисы по повышению компьютерной грамотности со стороны населения. Соревнования позволяют оценить, насколько хорошо усваивают пенсионеры те знания, которые мы им стараемся передать, и удается ли им на практике применять полученные навыки. Чемпионат проводился в несколько этапов на уровне муниципальных образований при активной поддержке со стороны общественных организаций, в том числе  Пенсионного фонда. В финал вышли несколько десятков лучших участников, которых мы пригласили на завершающее состязание в Нижний Новгород. Задания были самые разные — от простых, вроде создания каких-то документов, до более сложных, к примеру, поиск конкретной информации в Интернете или обращение в определенную госструктуру с электронным заявлением. Мероприятие наглядно показало, что уровень компьютерной грамотности старшего поколения постоянно растет.

Каковы планы министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области на ближайший год?

В наших планах — совершенствование ведомственных систем и разработка дополнительных сервисов для граждан. Мы намерены вместе с коллегами развивать и сеть МФЦ в контексте использования электронных услуг и продолжать вовлекать в наши проекты представителей бизнес-сообщества. Отрадно, что общественный совет при нашем министерстве очень активен: в нем работают неравнодушные к информатизации люди — в основном руководители ряда нижегородских компаний. С одной стороны, они помогают нам в решении стоящих перед министерством задач, а с другой — сами нередко генерируют полезные идеи и предложения. В частности, с их помощью мы разработали концепцию региональной информатизации, принятую в Нижегородской области в прошлом году. Одним из новых мероприятий, которое мы запускаем по инициативе общественного совета, станет наш внутренний нижегородский конкурс ИТ-проектов. Мы уже создали сайт для приема заявок (http://it-brandnn.ru) и сформировали экспертный совет для оценки конкурсных работ, к осени текущего года будут выбраны лучшие из них в нескольких номинациях. Мы рассматриваем конкурс как инструмент, который позволит нам получить объективную картину ИТ-активностей в нашем регионе, а для его участников это возможность заявить о себе не только на уровне региона, но и на всю страну.

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

Опубликовано 28.06.2016

Похожие статьи