На пути к информационному будущему: компас для CIO

Логотип компании
На пути к информационному будущему: компас для CIO
Последние дни сентября порадовали теплой и солнечной погодой участников IV CIO&CXO Конгресса «Подмосковные вечера». Комфортабельный отель в Химках принял более двухсот сорока гостей мероприятия.

Последние дни сентября порадовали теплой и солнечной погодой участников IV CIO&CXO Конгресса «Подмосковные вечера». Комфортабельный отель в Химках принял более двухсот сорока гостей мероприятия.

Впервые в названии мероприятия появилась аббревиатура CXO (Chief x Officer), означающая, что теперь Конгресс адресован не только ИТ-директорам, но и другим топ-менеджерам компаний. Также новым стало привлечение сообщества к участию в формировании программы, на сайте московского клуба  ИТ-директоров www.4cio.ru можно было проголосовать за понравившуюся тему или внести свои предложения.

Открылся конгресс вечером в воскресенье, 26-го сентября, приветственной речью председателя совета клуба Романа Лернера. Но перед этим, директор управляющего офиса клуба 4CIO.Ru Алексей Кравченко рассказал об итогах прошедшего года, о том, что нового произошло в клубе, и что ждет участников и гостей в течение ближайших двух дней. Торжественный ужин и яркое красочное шоу, обмен новостями и неформальное общение завершили первый день и задали атмосферу форума: информация и коммуникации.

Информационное общество. Наступило?

В понедельник деловая программа началась с пленарного заседания «Информационное общество. Наступило?». Об изменении роли информации в современном обществе говорили Николай Прянишников (Президент Microsoft Russia), Александр Микоян (Country Manager HP) и Кирилл Корнильев (Генеральный Директор IBM EE/A). Затем прозвучало много других интересных выступлений. Павел Пестряков (Консорциум Альфа Групп) модерировал секцию о коммуникациях CIO, их успешности и эмоциональной компетентности. Спикеры секции, посвященной «облакам», рассуждали о том, почему в России до сих пор нет широкомасштабных «облачных» проектов и когда наступит перелом. Как построить эффективную команду в компании с удаленными офисами, как использовать современные мобильные технологии, как максимально безболезненно провести сокращение персонала — это и много другое обсуждали участники секции, посвященной методам коллективной работы.

Что толкает ИТ-директора к смене работы? С «днем сурка» сравнивали свое состояние CIO на определенном этапе. По словам Михаила Сусорова («1C»), он ушел из ИТ-директоров, когда понял, что ходит по кругу: «Каждый раз, приходя в новую компанию, тратишь где-то полгода на то, чтобы договориться с бизнесом. Если после полугода ничего не происходит — надо уходить. Насчет стратегии. Или, точнее, ее отсутствия. Ты не можешь ничего спланировать, потому что бизнес сам ничего не может спланировать в нынешних реалиях». Бывшие ИТ-директора рассказали, как дальше у них складывались жизнь и карьера. Одни  ушли в топ-менеджмент ИТ-компаний, другие стали руководителями предприятий совсем не ИТ-отраслей.
Не буду здесь долго описывать программу и состав участников, все имеется на сайте московского клуба 4CIO.ru. Отмечу наиболее запомнившееся.

Обаятельный Николай Прянишников сразу завладел вниманием аудитории и удерживал его на протяжении всего своего выступления, посвященного принципам эффективного топ-менеджмента. Он рассказал о своем пути от торгового представителя до президента крупнейшей в мире корпорации. Глава российского подразделения Microsoft еще раз подчеркнул близкий всем участникам форума постулат: чем бы ни занимался человек, он в первую очередь  должен быть профессионалом.

Эксперт в области расследования киберперступлений, член экспертного совета RISSPA Илья Скачков поведал собравшимся о сегодняшней ситуации с киберпреступностью, а также разъяснил, как CIO следует взаимодействовать с представителями правоохранительных органов. В ходе выступления он привел расценки, существующие сейчас на хакерском рынке и продемонстрировал технологии, которые используют киберпреступники.
Одно из центральных мероприятий «Подмосковных вечеров» — круглый стол, посвященный подведению итогов года и предсказаниям на год грядущий —  собрал полный зал слушателей.

В части главных технологических достижений взгляды экспертов разделились. По мнению Николая Прянишникова, это «облачные» вычисления. Евгений Бутман выделил обилие контента в Интернете, непрерывную мобильность и iPad. Кирилл Корнильев считает главной новостью года математизацию бизнеса, а Дмитрий Васильев — блогосферу. Однако в ответе на вопрос «Чем будут управлять CIO в ближайшие 2-3 года? Технологией, информацией, общением?» эксперты были единодушны, что CIO предстоит управлять всеми тремя составляющими.

Глобальная задача — развитие рынка

Во время перерывов мне удалось побеседовать с Михаилом Сусоровым («1C») и Борисом Славиным (СОДиТ). Я спрашивала  их о том, как ИТ-директорам и вендорам построить эффективные коммуникации, — проще говоря, как договориться. Ведь, на мой взгляд, задачи у них разные.  На предположение, что основная задача вендора — продать свой продукт, Михаил возразил: «Это слишком мелкая задача». Согласился с ним и Борис Славин: «Глобальная задача — развитие рынка. Чем больше будет развит рынок, тем большую отдачу получит вендор. Самые серьезные игроки, такие как IBM, Майкрософт, HP, понимают, что нужно сначала вспахать почву и удобрить ее, чтобы получить достойный урожай. Конечно, не все выступающие воспринимают информационное общество одинаково, некоторые считают основным показателем количество компьютеров на душу населения и наличие широкополосного Интернета. К сожалению, таково сейчас и восприятие государства.  Но ИТ-директора думают по-другому. Они прекрасно понимают, что увеличивать нужно прежде всего эффективность имеющихся ресурсов за счет использования новых технологий. Информационное общество – это общество, которое будет по-другому устроено благодаря новым технологиям. В этом обществе будут совершенно другие отношения, о которых и шла речь сегодня. Кстати, это впервые обсуждалось на нашем конгрессе – общественные отношения. Радует, что меняются взгляды людей».
Мои собеседники отметили, что с каждым годом на конгресс приезжает много новых участников. Кстати, это подтвердил и проведенный опрос. Единодушны они были и во мнении, что такие мероприятия, как «Подмосковные вечера», сближают поставщиков и потребителей ИТ-продуктов. Здесь можно общаться как за столом переговоров, так и в непринужденной обстановке лобби-бара. Здесь можно встретить всех, кто интересен с профессиональной точки зрения. Сюда съехались со всей России. Основная задача конгресса – наладить коммуникации. Даже стенды на выставке, по мнению Бориса Славина, по большей части коммуникативные: игроки ИТ-рынка информируют о том, какими темами они сейчас занимаются.

Перед поездкой я волновалась, ведь мне предстояло принять участие в самом статусном саммите ИТ-директоров России. Много наслушавшись о надменности и  заносчивости москвичей, ждала соответствующего приема. Но мои опасения оказались напрасными. Теплое отношение, внимание и уважение были гарантированы  всем без исключения, независимо от чина и ранга. При информативной насыщенности программы нашлось время и на отличный отдых. Так, во время конгресса гости смогли поболеть и даже сыграть в футбол, послушать выступление группы «Несчастный случай», принять участие в благотворительном аукционе.

Уезжали—расставались мы не на целый год: по дороге к новому Конгрессу в Подмосковье предстоят еще встречи на  «Уральских самоцветах» и «Камских огнях», «Донских зорях» и  «Родниковом крае»,«Белых ночах» и «Болдинской осени». Но «Подмосковные вечера» среди ИТ-форумов всегда буду занимать особое место.

==========================================
КОММЕНТАРИИ
Михаил Сусоров (1С, Руководитель направления по работе с корпоративными клиентами):
Мне очень понравилась секция Павла Пестрякова о коммуникации руководителей. Сколько себя помню, «айтишники» не понимают, о чем говорит бизнес, а бизнес не понимает, о чем говорят ИТ-директора. И выход здесь один – надо учиться разговаривать на языке бизнеса. Помогает ли мне опыт работы CIO работать теперь консультантом? Да. Помогает. До сих пор сморю на все со стороны заказчика.

Борис Славин (Председатель Правления СоДИТ):
Я думаю, мы подняли тему не просто государственной важности, а, можно сказать, планетарной важности. Информационное общество – это грядущая эпоха, и мы можем в нее заглянуть. Мне импонирует всеобщее убеждение, что ИТ-директора находятся на передовой в этой борьбе за становление информационного общества.

Алексей Кравченко (директор управляющего офиса клуба 4CIO.Ru):

Мы по максимуму соответствовали понятию «вовлечение». Не просто управляющий офис клуба готовил конгресс, в действие вовлекались все члены клуба, работал программный комитет, велось бурное обсуждение вопросов на нашем сайте. И как результат – очень высокая посещаемость секций, очень интересные представители как со стороны ИТ-компаний, так и со стороны потребителей ИТ-услуг. Лично я уже давно живу в информационном потоке, который, скорее всего, в ближайшее время превратится в море. А впереди наш ждет информационный океан. Самое главное, что сюда приехали люди, которые готовы делиться своим опытом.
Сейчас, находясь «внутри», мне сложно оценить, выполнены ли все задачи, достаточно ли я  и мои сотрудники приложили сил для того, чтобы сделать конгресс максимально интересным и полезным для участников. Будем ждать отзывов. Непринужденность атмосферы должна помочь в диалоге ИТ-директоров и поставщиков ИТ-решений. А в диалоге с бизнесом все зависит от конкретного CIO, от его коммуникаций. Мы просто показываем путь. А выбирать этот путь каждый должен самостоятельно.

Евгений Балабайченко (директор по ИТ ГК «Регата», Ростов-на-Дону):
Самое важное для меня на конгрессе – возможность «подзарядить батарейки». Это, конечно, общение с коллегами. Каждый раз, когда я сюда попадаю, я уезжаю с интересными мыслями, что и как необходимо сделать у себя в компании и что можно улучшить в нашем южно-российском клубе.

Опубликовано 01.11.2010