Робот vs бухгалтер
В конце декабря 2016 года на стол Барака Обамы, уже бывшего президента США, лег доклад, подготовленный экономическими советниками Белого дома. Документ назывался «Искусственный интеллект, автоматизация и экономика». В нем содержался список изменений, которые прогнозируются в экономике страны в результате развития роботизации и автоматизации.
Одна из диаграмм в докладе показывает оценку будущего уровня автоматизации рабочих мест в зависимости от уровня образования персонала. Например, уже в недалеком будущем рабочие места для людей с незаконченным средним образованием будут связаны с выполнением операций, 44% которых будут полностью автоматизированы или роботизированы. Для людей с законченным средним образованием этот показатель будет на уровне 19%.
Доля автоматизации рабочих мест в зависимости от уровня подготовки: неоконченное среднее образование – 44%; среднее образование – 19%; среднее специальное экономическое образование – 8%; неоконченное высшее образование – 6%; высшее образование – 1%; научные работники – 0%.
Первыми, кто почувствовал тревогу в небольших компаниях, стали бухгалтеры. С одной стороны, без них не обходится ни одна компания, с другой – в их работе так много рутинных операций, не требующих серьезной подготовки, что для многих стало очевидным: изменения начнутся с этого края. Обработка первичных документов, заполнение платежных документов по штрафам, выплатам и т. д. – автоматизация этих операций неизбежна.
Но скоро за страхами появились признаки паники. Так, на недавнем Гайдаровском форуме заместитель председателя правления Сбербанка Вадим Кулик сделал сообщение, которое всполошило многих. Он сказал, что в течение 2017 года Сбербанк планирует высвободить около 3 тыс. рабочих мест за счет внедрения роботов-юристов нового семейства, которые будут самостоятельно заполнять исковые заявления по физическим лицам. Высвобождаемым сотрудникам Сбербанка он предложил пройти программу переобучения.
Бухгалтер = робот?
Многие считают, что робот – это непременно гуманоид, с руками, ногами и головой. Значит, бухгалтер превратится в робота, который будет сидеть на том же стуле, но делать все прежние операции в 10 раз быстрей.
Это заблуждение. Робот – правильно подобранная программа, которая способна быстро выполнить рутинные операции, чтобы помочь человеку уделять больше времени интеллектуальной аналитической работе. Цель остается прежней: принимать обоснованные решения. Робот на месте бухгалтера – это не изгнание людей из профессии, а инструмент автоматизации. Задача руководителя в новых условиях – правильно выбрать подходящую программу.
Громкое заявление представителя Сбербанка имело большой эффект только для неподготовленной аудитории. Для небольших компаний «Робот взамен бухгалтера» – задача, которую они давно воплощают в жизнь, применяя доступные инструменты.
Красота в разнообразии…
Программ для автоматизации рутинных операций в работе бухгалтера на самом деле не одна или две, а несколько сотен. Они разнообразные и демонстрируют разные подходы в решении общей цели.
«Моё дело»
Бухгалтерская программа «Моё дело» – точно не робот. Но хотя с ней работает человек, она помогает ему автоматизировать многие операции, гарантируя, что они будут выполнены в строгом соответствии с законодательством.
Так, с ее помощью можно выставлять онлайн-счета и оплачивать их электронными деньгами. Программа позволяет контролировать оплату, распечатывать документы счетов-фактур, акты о выполнении работ, всевозможные отчеты, контролировать денежные остатки на счетах и многое другое.
Эта программа, по сути, помощник бухгалтера. В ней содержится налоговый календарь, она позволяет проводить дистанционные онлайн-консультации с удаленным бухгалтером, если компании более выгодно передать бухгалтерию на аутсорсинг взамен найма бухгалтера в штат.
«Моё дело» – хороший пример облачной онлайн-бухгалтерии. Все секреты можно доверить средствам шифрования, которые делают безопасными передачу и хранение данных. Этот уровень безопасности с лихвой покрывает запросы фрилансеров и малого бизнеса, для которых и предназначена эта программа в первую очередь.
«1С:БизнесСтарт»
Традицией для российских компаний является использование программы «1С:Бухгалтерия». Она – эталон отечественной бухгалтерской/ERP-системы. Для нее существует огромное количество конфигураций и дополнений, она предоставляет широкие возможности для настройки и интеграции. С нее же часто начинается и глубокая автоматизация работы бухгалтеров. Новая фаза развития – автоматизация через аренду программы и услуг бухгалтера.
Технологические предпосылки для дальнейшей автоматизации – это реализация для «1С» облачной SaaS-версии. Взамен сложной инфраструктуры и привлечения к работе различных специалистов, компании предоставляется компактная настольная версия (тонкий клиент) или даже просто возможность работы с бухгалтерией через браузер (веб-клиент).
Секрет технической реализации скрыт в технологии ASP, на которой построена «1С». Благодаря ей необходимый код автоматизации вносится непосредственно в загружаемую HTML-страницу. Бухгалтер-аналитик выбирает нужную операцию, передает код ее автоматического исполнения серверу и после обработки получает нужный результат. Так с помощью автоматизации можно управлять финансами и товарами, готовить аналитику и отчетность.
«1С:БухОбслуживание.Онлайн»
Роботизация – это не всегда замена человека автоматом. Автоматизация может быть реализована также методом аутсорсинга. В этом случае обработку осуществляет также специалист, но делает это удаленно: за счет специализации и инструментов автоматизации его производительность значительно превышает то, что может показать штатный бухгалтер. Это выгодно всем.
Именно по такой модели работает федеральный сервис «1С:БухОбслуживание». Все исходные данные передаются по защищенному каналу компании-аутсорсеру, которая предоставляет результат: бухгалтерские услуги разных уровней, в том числе автоматическую (для заказчика) сдачу отчетности через Интернет.
ServiceCloud
У облачных бухгалтерских сервисов также есть свои недостатки. Один из них – необходимость загружать бухгалтерские документы с сервера и отсылать их обратно. Это ведет к непроизводительным затратам рабочего времени, потому что линии связи на огромной российской территории не всегда идеальны.
Но есть решение и для этой задачи: создание документов непосредственно в облаке, просмотр и редактирование их без полной загрузки на локальный компьютер. Это решение интересно в первую очередь тем, что если для хранения выбрать защищенное облачное пространство, рекомендованное российским государством, то после этого можно не только максимально сократить нагрузку на собственного бухгалтера, но и избавиться от бумажного документооборота – весь жизненный цикл работы с документами переносится в гособлако.
Эту идею довели до реального продукта разработчики компании «СКБ-Контур». В 2012 году они предложили сервис онлайн-бухгалтерии «Эльба» – инструмент для редактирования бухгалтерских документов на базе облачного хранилища, который позволяет создавать их из шаблона и заполнять различными реквизитами, выбирая данные из базы сервиса.
«Эльба» стала основой для создания облачного сервиса ServiceCloud. Он позволяет арендовать популярные бухгалтерские продукты: «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление торговлей», «1С:Зарплата и управление персоналом». Теперь для начала работы собственной автоматизированной облачной бухгалтерии достаточно зарегистрироваться, загрузить в облако данные из собственной бухгалтерии – и можно начинать новую жизнь.
Бухгалтеры вымрут как мамонты…
Но есть задачи, выполнение которых можно поручить только человеку. Преимущество бухгалтера перед роботом состоит в том, что он должен и может разбираться в тонкостях постоянно меняющегося законодательства, способен точно интерпретировать бухгалтерские задачи и термины применительно к операциям. Робот же может исполнять шаблонные операции. В жизни все гораздо сложней. Это и определяет ответ на вопрос, сумеют ли программы-роботы вытеснить бухгалтеров: нет.
Опубликовано 16.02.2017