Выбираем CRM для небольшой компании

Логотип компании
Выбираем CRM для небольшой компании
Сравниваем программные решения для эффективной работы с клиентами – от формирования лидов до заключения сделки и последующего сопровождения.

«Да не нужны мне все эти корпоративные навороты – у меня всего восемь сотрудников, мы столько не зарабатываем!» Слушая подобные сентенции, поневоле задумываешься: а может, и в самом деле не стоит рассказывать таким горе-руководителям об автоматизации труда и программных продуктах, способных существенно повысить эффективность продаж и качество самого бизнеса? Пусть с завистью наблюдают, как их обходят более продвинутые конкуренты, давно сообразившие, в чем выгода от CRM.

Нет, пожалуй, все же попробуем еще раз поднять эту тему, а заодно помочь тем, кто уже обдумывает, какой из продуктов предпочесть.

Напомним, CRM — это программный комплекс, предназначенный в первую очередь для эффективной работы с клиентами: от формирования лидов до заключения сделки и последующего сопровождения. С его помощью легко также отслеживать процессы внутри компании: корректируя задачи, перераспределяя нагрузку между сотрудниками и поддерживая таким образом максимальную согласованность их действий. По различным оценкам, CRM-системы позволяют экономить всем вовлеченным в процесс продаж участникам до 60% рабочего времени, которое обыкновенно тратится на подготовительные и вспомогательные действия: поиск данных, написание запросов и отчетов, организацию взаимодействия между сотрудниками и клиентами как в вертикальном, так и горизонтальном разрезе.

Выбираем CRM для небольшой компании. Рис. 1

При этом не имеет значения, сколько человек трудится в компании – 20 или 200. Правда, в последнем случае не до раздумий о целесообразности внедрения средств автоматизированной обработки: практика показала, что вне зависимости от стажа присутствия компании на рынке и объема ее клиентской базы CRM однозначно востребована. В какой форме – облачной или «коробочной» (серверной), платной или свободно распространяемой – не столь важно, ведь всегда можно подобрать соответствующее решение даже для стартапов и небольших компаний, только еще формирующих список своих клиентов.

«Простой Бизнес»

Выбираем CRM для небольшой компании. Рис. 2

Начать именно с этого продукта следует, во-первых, потому, что он создавался не для продажи: коллектив энтузиастов написал его для нужд собственной компании, и лишь через некоторое время было принято решение сделать его публичным – исключительно уступая многочисленным просьбам тех, кто видел его в действии. На сегодняшний день это весьма конкурентоспособное решение, характерное простым и удобным интерфейсом (без архитектурных излишеств, только самое необходимое), адаптированностью под реалии отечественного рынка и крайне демократичной ценой. Для малых компаний с персоналом не более пяти человек оно вообще бесплатно, а при неограниченном штате (со всеми функциями) – 2990 руб/мес. Коробочную версию для собственного сервера можно приобрести за 29 990 рублей.

Разумеется, абонплата взимается за пользование облачным вариантом, который делает программу доступной отовсюду, где есть Интернет (готовить данные можно и офлайн). Причем поддерживаются Windows, Mac, iOS и Android. У вас, как назло, Linux? Не проблема – предусмотрена и браузерная версия, не зависящая от платформы. Словом, универсальное решение.

Что может:

•   обеспечить связь посредством IP-телефонии (внутри компании бесплатно);

•   встроенный конструктор сайта;

•   обширный набор средств коммуникации, включая видеоконференции;

•   наглядная аналитика;

•   реализовать ограничение сфер влияния менеджеров;

•   организовать прогрессивный документооборот (в том числе с электронными подписями);

•   кассовую книгу с автоматическим ведением отчетности.

Чего не может:

•   отсутствует интеграция с «1C»;

•   не реализована система связи с клиентскими банками.

amoCRM

Выбираем CRM для небольшой компании. Рис. 3

Хотите продукт попроще – только облако и чистую СРМ? Это именно она. Очень понятный (говорят, еще и красивый) интерфейс, максимально облегченный код и упор на интеграцию в отечественной бизнес-среде. Весьма впечатляюще выполнена воронка продаж, в которой нагляден весь процесс – от оформления карточки клиента до покупки. Повышают удобство работы мощный поиск и статистика, легко преобразуемая в инфографику.

Попробовать все это можно в триальной бесплатной версии, а вот за использование продукта придется платить сразу за полгода: в базовом варианте – 500 руб/мес (за каждого пользователя), в комплекте «Профессиональный» – 1500 руб/мес. Соответственно все возможности программы доступны только в последнем пакете, но для небольших объемов продаж и первого достаточно.

Что может:

•   очень толково выполнять функции CRM;

•   реализовать телефонию;

•   обеспечить интеграцию с большим количеством сервисов и соцсетей;

•   умеет сканировать визитки и размещать их в базе контактов.

Чего не может:

•   работать на сервере компании;

•   работать без оплаты минимум за полгода вперед.

«Мегаплан»

Выбираем CRM для небольшой компании. Рис. 4


Далеко не всем руководителям достаточно вышеозначенного набора возможностей, особенно если компания стремительно развивается и управление ею усложняется. Тут уже не до компромиссов: приходится искать более мощные продукты, готовиться к тщательному изучению документации и освоению функционала.

Программа «Мегаплан» способна работать с отчетностью и бухгалтерией, напоминать о налогах, контролировать доходы и продвижение задач. Правда столь широкие возможности доступны только в полной версии: облачное решение обойдется в 640 руб/мес за пользователя, коробочное – 10 450 рублей.

Что может:

•   автоматизировать работу с документацией;

•   выявлять бездельников;

•   работать на собственном сервере;

•   калькулировать тарифы на лету.

Чего не может:

•   строить сложные и перекрестные отчеты;

•   предоставить интуитивно понятный и простой интерфейс.

«Битрикс24»

Выбираем CRM для небольшой компании. Рис. 5

Вот наконец и добрались до самой востребованной, самой продвинутой и самой… недружелюбной к пользователю рабочей средой. Количество функций в этой CRM просто зашкаливает, разобраться с ними непросто, однако те, кто осилил, утверждают: другие системы после «Б24» уже неинтересны, ведь она способна обеспечить полный цикл управления компанией, включая контроль продаж. (То есть функции СРМ здесь, можно сказать, вторичны.) А главное, несмотря на столь широкие возможности, программу можно использовать бесплатно: тарифный план «Проект» допускает регистрацию до 12 пользователей с расширенными полномочиями и работу в облаке. Коробочное решение стоит от 220 000 рублей – то есть ориентировано на крупные корпорации.

Что может:

•   реализовать очень мощную телефонию с интеграцией крупных операторов связи;

•   обеспечить интеграцию с соцсетями и другими сервисами;

•   поддерживает интеграцию с «1С-Битрикс» и другими системами;

•   позволяет напрямую работать с документами (doc, pdf, xls и пр.) внутри сервиса;

•   есть видеочаты и возможность создавать рабочую почту;

Чего не может:

•   облегчить работу пользователя: непростая навигация и перегруженное меню;

•   в модуле CRM отсутствуют предустановленные варианты договоров, контрактов и шаблоны документов.

Выводы

Как и любая статья, наш обзор ни в коей мере не претендует на полноту – это лишь поверхностное описание нескольких СРМ-решений, многократно проверенных в условиях отечественного бизнеса, в том числе малого и среднего. По мнению руководителей этих компаний, на вопрос, обзаводиться или нет подобной системой, ответ однозначен: надо! А что именно выбрать из широкого спектра предложений данного рынка, определите самостоятельно, исходя из потребностей и особенностей вашего бизнеса.

Читайте также
Как вписать потенциал ИИ в бизнес-стратегию и проанализировать  больше данных? Как защититься от растущей киберпреступности, нарастить компетенции команды под новые вызовы и больше инвестировать в цифровую трансформацию? Вот что будет волновать всех ИТ-директоров в 2025 году, уверен Gartner. На ИТ-руководителей в России дополнительно давят кадровый голод, обязательное импортозамещение ПО в сжатые сроки, проблемы с зарубежными расчетами, логистикой и микроэлектроникой, общая экономическая и социальная неопределенность. Какие навыки помогут преодолеть эти сложности, подсказывает Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender.

Опубликовано 07.05.2019

Похожие статьи