Как распознать дезинформацию в Интернете?
Мы живем в эпоху, когда практически каждый человек проводит день с электронным носителем в кармане. Нельзя отрицать, что технологический прогресс в разы упрощает нашу жизнь, но есть и некоторые отрицательные стороны ежедневного использования технологий, о которых люди должны знать.
Дезинформация или вирусная полуправда
Часть ткани сегодняшнего Интернета порождает гнев, превращаясь в опасный товар. Бизнесы цинично используют его для создания фейковых новостей с рекламой, мошенники собирают деньги, а авторитарные правительства используют дезинформацию для достижения собственных целей. Почти каждый житель планеты обладает неограниченным доступом к различным источникам, но не все умеют определять качество получаемой информации.
Есть два вида дезинформации:
-
Истории, которые не соответствуют действительности, то есть полностью выдуманные, чтобы заставить людей поверить во что-то ложное, купить определенный продукт, посетить определенный веб-сайт или принять определенную точку зрения.
-
Истории, в которых есть доля правды. Например, журналист цитирует только часть того, что сказал политик, создавая ложное представление о его высказывании. Это может быть сделано умышленно, чтобы сформировать у читателя определенную точку зрения, но может быть и результатом невинной ошибки. В любом случае такая цитата быстро привлечет аудиторию и может закрепить городской миф через сарафанное радио.
Платформы социальных сетей позволяют практически каждому публиковать свои мысли или делиться историями со всем миром. Достаточно серьезной проблемой является то, что большинство людей не проверяют источник такого материала, прежде чем поделиться им, что приводит к быстрому распространению фальшивых новостей. Выявление дезинформации возможно, если мы станем как минимум проверять, поступила ли новость из известных СМИ. Ведь такие СМИ чаще испытывают сложность с недостатком информации, нежели прибегают к обману читателей.
Существует целый свод законов о средствах массовой информации, которые юридически не позволяют дезинформации закрасться в известные СМИ. Тем не менее не следует забывать, что информацию можно подавать и в таком виде, который соответствует ожиданиям статусных лиц и которую необходимо опубликовать для удовлетворения чьих-то интересов. Если дезинформация существует, значит, она кому-то выгодна. Дезинформация в официальных источниках может быть выгодна государству во избежание хаоса или общественным деятелям для начала волнений. Если речь идет о дезинформации в сетях на страницах паблика, то очевидно, что эта публикация создана для поднятия популярности и дезинформация выгодна заказчику.
Возьмем в качестве примера ситуацию с COVID-19. В самом начале распространения вируса в новостях шла речь о том, что он используется как оружие против Китая и его экономики. Затем заголовки сменились на предупреждение об опасности вируса для пенсионеров. Но буквально за ночь число заболевших выросло до ужасающих размеров, а в группе риска оказался абсолютно каждый. Выгоду и пользу эта дезинформация не принесла, люди чувствовали несправедливость из-за сокрытия фактов, что в итоге привело к печальным последствиям.
Частое заблуждение – думать, что реклама и дезинформация находятся на одной ступени. У нас включается юношеский максимализм, когда мы видим яркие баннеры и кричащие вывески: «Только сегодня 3 по цене 1». Действительно ли это только сегодня? Неужели на просторах Интернета нет такого же предложения или даже более выгодного? Эта информация неверна, но не несет прямого вреда. Стоит разделить понятия гиперболизации и внедрение ложной информации.
Что думает о дезинформации специалист, профессия и жизнь которого неразрывно связаны с технологиями?
Олег Рябов, руководитель отдела технической поддержки INTACT: «Проще обмануть любого в той сфере, о которой он знает меньше всего. Нет единой формулы безопасности. Я лично не смотрю политические дебаты и обсуждения в различных Telegram-каналах. Не будучи знатоком последних политических новостей, интриг и жизни лидеров разных стран, мне очень трудно разобраться в этом шквале информации. В официальных государственных источниках говорят по одному сценарию, но в любительских СМИ освещают с другой стороны, с комментариями очевидцев. Я не смогу разобраться, где правда, а где ложь. Именно поэтому я стараюсь держаться от этого подальше. В таких ситуациях меня легко обмануть, но я делаю все, чтобы такого не произошло, то есть ограничиваю поток потребляемой информации. В общем и целом я знаю о происходящем поверхностно, и мне этого достаточно.
То же самое в любой другой сфере: если бабушка не разбирается в банкинге или легко доверяет ярким всплывающим окнам на сайте садоводства, есть вероятность, что она попадется на удочку лжи и аферы. Пожилые люди уязвимы для дезинформации в Интернете, даже в нормальных обстоятельствах, но COVID-19 сделал проблему особенно актуальной.
Если человек не обладает нужным количеством знаний в какой-то из сфер, то ему следует читать информацию в нескольких источниках. Предположим, выходит новая модель телефона с указанием, что он может рисовать в воздухе. Я понимаю, что это невозможно без каких-либо дополнительных устройств, но, с другой стороны, осознаю, что прогресс не стоит на месте. Всегда можно копнуть поглубже, погрузиться в изучение процессов построения картинки в пространстве, посмотреть обзоры и понять, что это возможно, если мы изначально занесем телефон в комнату, наполненную паром. Если это важная и жизнеопределяющая для вас информация, то всегда лучше плавать в нарукавниках по просторам Интернета и не ориентироваться на какое-то одно издание. Невозможно, прочитав в одном месте, овладеть полной картиной всего происходящего.
Я не хочу обвинять людей, попадающихся на такие уловки. Многие проблемы усугубляются компаниями, правительствами и другими факторами, которые люди не могут контролировать. В Интернете полно мошенников и откровенных лжецов, которые полагаются на базовое доверие людей, чтобы усилить свое сообщение. Стоит притормозить и тщательно обойти их ловушки, дабы не распространять тревожно-ложные слухи, не рассердиться на группу людей за то, что они не делали, или увековечить искреннее недоразумение. Не стоит винить журналиста, чье имя указано под статьей с дезинформацией. Конечно же, он тоже к этому причастен, но не будем забывать: каждая статья – это труд нескольких людей и именно они выпустили информацию во внешний мир на обозрение миллионной аудитории».
Взрослые предостерегают детей об опасностях на улице, а дети обучают взрослых информационной безопасности
Недостаток цифровой образованности ведет к увеличению случаев обмана в Сети. В школьной программе по информатике необходим урок по основам безопасности, ведь, как и любой предмет, это можно изучать. На уроках можно подчеркнуть, как социальные сети используют эмоциональные триггеры, такие как гнев или страх, чтобы влиять на людей или использовать их в своих интересах. Порекомендовать сделать паузу и подождать, провести небольшую проверку фактов.
Интернет-новости могут работать как игра «Испорченный телефон»: каждый раз, когда кто-то делает репост, есть шанс, что важные детали будут потеряны. Такие уроки несомненно приведут к положительным результатам.
Но есть и темная сторона обучения информационной безопасности в школах – просьба к ученикам мыслить критически может укрепить общее предположение о том, что новостные агентства лгут.
Как же распознать дезинформацию в Интернете?
В эпоху фейков, постправды и пропаганды одним из самых эффективных методов дезинформации является утопление целевой аудитории в информационном шуме. Не столько для того, чтобы отвлечь ее внимание от важного, сколько чтобы заранее потратить это внимание на второстепенные новости и разбавить повестку дня. Избежать этой очень эффективной техники можно только одним способом: не интересуйтесь и не ссылайтесь на факты и новости, которые вы не проверяли.
Отслеживание информационного пути в Интернете можно приравнять к решению головоломки или археологическим раскопкам. Процесс расследования стоит рассматривать, выражаясь метафорически, как лопату, а не как нож: докопайтесь до правды, не зарубите ее лезвием дезинформации. Критическое мышление не должно быть просто синонимом сомнений или опровержения чего-либо, и цель исследования не в том, чтобы просто выискивать бреши в истории. Это нужно для того, чтобы лучше понять историю, чтобы найти правду. Дезинформацию распознавать можно, только разобравшись в вопросе, о котором идет речь. Конкретного алгоритма нет, но при получении дополнительной информации из различных источников вы становитесь обладателем понимания, где более правдивая информация, а где нет.
Опубликовано 21.01.2021