Повестка дня – переосмысление подходов

Логотип компании
Основным и наиболее опасным нарушителем остается внутренний нарушитель, особенно в органах государственной власти, имеющий прямой доступ к критически важной информации.

Комитет по информатизации и связи осуществляет координацию деятельности в области защиты информации всех государственных органов власти Санкт-Петербурга. О том, какие государственные информационные системы чаще других подвергаются атакам, каки меры предпринимаются для обеспечения безопасности, рассказывает начальник отдела информационно-компьютерной безопасности Комитета Андрей Лихолетов.

Андрей Вольдемарович, мы несколько раз встречались с вами на страницах журнала. Но впервые в период пандемии. С какими новыми вызовами и проблемами пришлось столкнуться в работе?

В области защиты информации хватает и ранее существовавших вызовов и проблем. Но жизнь не стоит на месте. Основным и относительно новым вызовом является необходимость формирования новых концептуальных подходов к защите информации в условиях цифровой трансформации общества и государства. Существует риск того, что деятельность органов государственной власти по защите информации станет фактором, ограничивающим развитие и внедрение современных информационных технологий, чего допустить нельзя. Одной из основных проблем является– необходимость обеспечения защиты информации при организации удаленного доступа сотрудников к государственным информационным ресурсам, в том числе с использованием личных средств вычислительной техники. Некоторые технологии удаленного доступа в условиях карантинных мер были использованы вынужденно, решение об их применении принималось в неотложном порядке. По прошествии короткого времени становится ясно, что разработка и применение таких технологий превращается в устойчивую тенденцию, которая требует тщательной проработки прежде всего в вопросов защиты информации.

Государство сталкивается с противоречивыми задачами. С одной стороны, требуется повысить эффективность работы органов власти с помощью ИТ, с другой – обезопасить государственные информационные системы от несанкционированного доступа и обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан. Как это сочетается?

В качестве одного их основных направлений повышения эффективности работы органов власти мы видим внедрение новых информационных технологий, что безусловно влечет за собой возникновение новых угроз информационной безопасности, связанных с ними. Не следует понимать это как противоречие – наверное, не осталось руководителей и специалистов в отраслях информатизации и связи, которые не разделяли бы точку зрения, что защита информации является неотъемлемой частью информационных технологий. Имеет смысл говорить не о противоречии, а о симбиозе информационных технологий и технологий защиты информации, успешное развитие которых друг без друга не может быть эффективным.

Сегодня на повестке дня стоит переосмысление подходов к формированию и исполнению мероприятий по выполнению требований по защите информации, которые, по нашему мнению, должны не сдерживать, а поддерживать развитие отраслей информатизации и связи в городе.

Требуется формирование комплексного подхода к централизованному выявлению, расследованию и реагированию на инциденты. В настоящее время близится к завершению разработка системы взглядов на процессы защиты информации, которая проводилась с участием научного сообщества Санкт-Петербурга и будет представлена в виде концепции информационной безопасности города.

Эксперты рынка считают, что вектор атак в бизнесе меняется. Коснулось ли это госсектора?

Изменение вектора атак в бизнесе, которое отмечают эксперты, касаются госсектора лишь отчасти. В госсекторе, в отличие от бизнеса, ключевую роль играют информационные процессы, обеспечивающие исполнение государственных функций органов государственной власти и оказание государственных услуг гражданам. В связи с этим характер и объем обрабатываемой информации, информационные технологии, конечно же, отличаются от того, что используют в бизнесе. Кроме того, есть специфические отличия и в моделях нарушителя, и в моделях угроз. Следует отметить, что выполнение требований нормативно-методических документов по защите информации для госсектора обязательно, а для бизнеса носит лишь рекомендательный характер.

Всё это наряду с прочим определяет различия мотивации и возможностей потенциальных нарушителей информационной безопасности, а также вектор выбираемых ими атак на объекты госсектора и бизнеса.

Сейчас наиболее приоритетной целью для злоумышленников становится отказ в обслуживании государственных информационных систем посредством осуществления DDOS-атак.

Основным и, думаю, наиболее опасным нарушителем остается внутренний нарушитель, особенно в органах государственной власти, имеющий прямой доступ к критически важной информации. В связи с этим, нами ведется работа по развитию систем анализа информационных потоков и снижению рисков возникновения инцидентов информационной безопасности от данного вида нарушителя.

Как можно противодействовать хакерским атакам с помощью анализа информационных потоков?

Анализ информационных потоков является одним из перспективных механизмов для построения системы защиты информации. Проводя анализ, мы выявляем активность субъектов доступа с вредоносными признаками, поведенческие аномалии относительно штатного функционирования систем, векторы атак. На основании полученной информации, принимаются меры по изолированию подозрительных процессов.

Случаются ли инциденты в рамках АПК «Безопасный город»? Как реагируете?

На настоящий момент инцидентов информационной безопасности, касающихся АПК «Безопасный город», не зафиксировано.

непрерывно проводится мониторинг состояния информационных систем и систем защиты информации, а также мониторинг наличия возможных уязвимостей в информационных системах. При возникновении событий безопасности принимаются меры, в том числе превентивные, по их устранению, включая привлечение ресурсов системы ГосСОПКА и специалистов Национального координационного центра по компьютерным инцидентам.

При возникновении какого-либо инцидента используется регламент действий, заключающийся в первоначальном оповещении о возникновении инцидента и его регистрации, устранении причин и последствий инцидента, а также доработке мер реагирования и превентивных мер. В дальнейшем проводится аналитическая работа, которая поможет определить характер инцидента и выработать рекомендации для совершенствования системы защиты информации.

Читайте также
Современный ИТ-рынок в России меняется по широкому спектру характеристик. Один из самых ярких симптомов перемен – процесс перестройки системных интеграторов. Многие из них превращаются сегодня в разработчиков собственного ПО и комплексных ИТ-решений, становясь в определенной степени вендорами. Причины, процессы и влияние на рынок – в материале генерального директора компании DCLogic Евгения Шелестюка.

Еще недавно встроенных в ОС сертифицированных защитных механизмов было недостаточно для обеспечения защиты информации. Как вы оцените текущую ситуацию с импортозамещением в области ИБ и какие прогнозы можете дать на ближайшую перспективу?

На сегодняшний день ОС, сертифицированные по требованиям безопасности, не реализуют весь перечень мер, предусматриваемый нормативнно- правовыми документами в области защиты информации. Впрочем, они и не должны этого делать, всеё-таки речь идет об универсальных ОС, а не о наборе специализированных средств защиты информации.

Текущая ситуация с импортозамещением в целом соответствует тем показателям, которые были предусмотрены правительством Российской Федерации для перехода на отечественное программное обеспечение. Несмотря на то что стоимость отечественного программного обеспечения, набор функций и качество их реализации пока еще не в полной мере конкурентоспособны по сравнению с лучшими образцами зарубежного программного обеспечения, считаю, что переход на отечественное программное обеспечение мы должны реализовать.

Касаясь импортозамещения в области информационной безопасности, отмечу, что все используемые в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга средства защиты информации, за очень редким исключением, являются отечественными. Фактически в части программных средств защиты информации задачи импортозамещения в Санкт-Петербурге в основном решены.

Вопрос импортозамещения оборудования, к сожалению, гораздо сложнее. Большинство аппаратных средств защиты информации, даже имея отечественное программное обеспечение, базируется на зарубежных аппаратных платформах, и ожидать реального улучшения ситуации в этом направлении довольно сложно.

Думаю, курс на импортозамещение безальтернативен и время покажет его правильность. Ожидаю на ближайшую перспективу расширения функциональности отечественных средств защиты информации, производимых ведущими российскими компаниями, а также появления комплексных решений (своего рода экосистем), совмещающих реализацию все большего количества мер защиты информации, объединенных единым управлением. Возможно появление на рынке решений, реализованных с помощью сквозных технологий.

Технологии «Умного города» уже сейчас активно внедряются в инфраструктуру мегаполисов, делая жизнь людей безопаснее и комфортнее. При этом увеличиваются риски в ИБ. Какие меры защиты вы предпринимаете для обеспечения безопасности?

Если не вдаваться в детали конкретных проектов, меры по защите информации принимаются в соответствии с требованиями нормативно-методических документов в области защиты информации.

Для каждой конкретной информационной системы определяется перечень информации, которая в ней содержится и подлежит защите, определяются угрозы безопасности такой информации в реальных условиях ее обработки на объектах информатизации, формируется совокупность предположений о возможностях потенциального нарушителя. На основании полученных данных осуществляется подготовка требований по защите информации и разрабатываются организационные и технические меры, направленные на исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации (обеспечение конфиденциальности информации), неправомерного уничтожения или модифицирования информации (обеспечение целостности информации) и неправомерного блокирования информации (обеспечение доступности информации). Далее на объектах информатизации осуществляется внедрение разработанных мер защиты и производится оценка их соответствия требованиям защиты информации.

В дальнейшем осуществляются меры защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы, которые заключаются в периодическом анализе угроз безопасности информации в информационной системе, администрировании системой защиты информации информационной системы, реагировании на инциденты, информировании и обучении персонала информационной системы, а также контроле за обеспечением уровня защищённости информации, содержащейся в информационной системе.

Какие государственные информационные системы чаще подвергаются атакам?

Наиболее часто подвергаются атакам те сегменты систем, к которым осуществляется доступ из сети Интернет, путем попыток реализации DDOS-атак, направленных на отказ в обслуживании. Кроме того, к распространенным следует отнести вирусные атаки на автоматизированные рабочие места сотрудников.

Чиновники так же, как и все, оставляют следы в соцсетях, блогах, в СМИ и на почтовых серверах, в онлайн-магазинах и даже на игровых серверах. Чем это грозит их репутации?

Думаю, ничем не грозит. Репутации не только чиновника, но и любого человека, грозят не цифровые следы, а его поступки. При использовании электронных сервисов скорее следует опасаться злонамеренного и незаконного использования цифровых следов.

Бороться с этим следует путем повышения общего уровня культуры человека, в том числе культуры безопасности, следования моральным и этическим принципам, осмысленным действиям человека при доступе к информационным ресурсам сети Интернет.

Какую работу проводит Комитет среди своих сотрудников по защите электронной личности?

Защита электронной личности сотрудников в качестве самостоятельной задачи Комитетом по информатизации и связи не решается. В качестве мер, способствующих обеспечению защиты электронной личности, можно отметить мероприятия по повышению осведомленности сотрудников об угрозах информационной безопасности, а также проведение киберучений с отработкой вопросов информационной безопасности.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 28.09.2020

Похожие статьи