Как выбрать акустику для типичной задачи

Логотип компании
Как выбрать акустику для типичной задачи
Может ли качественная стереопара быть лучше многоканальной системы?

Производители акустических систем стараются сделать свои продукты универсальными, утверждая, что они подходят как для музыки, так и для игр, фильмов и всего прочего. Но все-таки разница есть, и для каждой задачи лучше выбирать наиболее подходящий тип АС. Рассмотрим акустику формата 2.0/2.1: весьма демократична, имеет приемлемое качество при невысокой цене, да и по габаритам компактна.

Задача: озвучивание событий ОС
Это самый простой пример, потому что разработчики приложили все усилия, чтобы системные события и действия приложений сопровождались хорошо узнаваемыми звуками на любых колонках и, соответственно, их корректно воспроизводили и миниатюрные динамики, и многополосные акустические системы. Конечно, на последних любой контент звучит богаче, но и стоимость решения высока. Впрочем, и на дешевых пластмассовых «пищалках» не стоит останавливаться – неприятные, режущие ухо звуки испортят все удовольствие.
Итак, для озвучивания событий ОС можно предъявить следующие требования: нужна однополосная стереопара (2.0), недорогая и компактная.
Простое решение задачи – SVEN SPS-607. Габариты колонок невелики: 117×207×105 мм, что позволяет разместить их в любом удобном месте (даже за монитором). Динамики мощностью 2×3 Вт вполне качественно воспроизведут системные звуки, а при необходимости к ним можно подключить и МР3-проигрыватель (есть дополнительное гнездо на задней стенке).
В том же ценовом классе (до 1000 рублей) модель Jetbalance JB-135: у нее сопоставимая мощность (2×3,5 Вт) и габариты, но есть возможность питания от сети и от порта USB.

Задача: музыка (в том числе несжатые форматы) и фильмы
Главное при выборе акустики для воспроизведения музыки – достаточный диапазон частот при минимуме нелинейных искажений и максимуме соотношения «сигнал/шум». И если первое зависит только от усилителя, то со вторым вполне справится и стереосистема, оборудованная двумя динамиками – широкополосным и высокочастотным (твиттером). Но, поскольку планируется еще и смотреть фильмы (в которых, помимо музыки, есть и спецэффекты), лучше все же дооснастить решение отдельным низкочастотным динамиком (сабвуфером). Для музыки он тоже не будет лишним, особенно если вы предпочитаете несжатые (lossless) форматы с минимальными потерями качества и мелодии с богатым инструменталом. Конечно, можно найти и трехполосную стереосистему (напольную, например), но особого смысла в таком решении нет: стереозвук формируется только в области средних и высоких частот, так что два разнесенных НЧ-динамика практически бесполезны, разве что удорожают систему и делают ее более громоздкой. Да и добиться качественного звука от таких колонок непросто, ведь звучат не только динамики, но и корпус АС, а его «отстроить» под все частоты одинаково качественно весьма непросто. Сабвуфер намного лучше.
Итак, выбираем исходя из главных условий: двухполосная система (желательно с сабвуфером), деревянный корпус, достаточный запас мощности (не менее 6 Вт на канал) и, разумеется, широкий диапазон воспроизводимых частот.
Из бюджетных решений можно порекомендовать Microlab M111: деревянный сабвуфер в сочетании с пластиковыми сателлитами обеспечивает мощность 12 Вт при диапазоне частот 35–20 000 Гц, а коэффициент соотношения «сигнал/шум» >75 дБ. 
 
Куда лучше параметры у модели Top Device TDM-300: двухполосные саттелиты позволяют добиться качественного звучания в области средних и высоких частот, а сабвуфер компенсирует нехватку низких. Примечательно, что сами устройства невелики (диаметр СЧ-динамика 3 дюйма), удобно разместятся и на столе, и на небольшой полочке. 
Как выбрать акустику для типичной задачи. Рис. 2 
Максимальное качество воспроизведения в своем классе гарантирует SVEN ROYAL-1R (без сабвуфера). Колонки заключены в деревянный корпус, отделанный рояльным лаком, в них все направлено на точное воспроизведение музыки: и шелковые куполообразные твитеры, и высококачественный частотный фильтр, и диффузоры из полимерного материала с отличными акустическим свойствами, и т. д. Плюс ко всему высокая выходная мощность – 2×40 Вт. Продаются с пультом ДУ.
Как выбрать акустику для типичной задачи. Рис. 3
Задача: игры
Игровой процесс изобилует не только звуками природы и прочего антуража – виртуальные миры насыщены аудиоинформацией, позволяя не только получить полноту ощущений, но и вовремя среагировать на события. Соответственно игрок, располагающий более полной картиной, имеет больше шансов выиграть у менее технически оснащенного противника.
Конечно, многое зависит от аудиокарты, но даже интегрированный звук допускает подключение многоканальной акустики (от 5.1 и выше), поэтому в теории геймер должен иметь именно такую систему. Но на практике все иначе: играть с включенными на полную мощность колонками в доме невозможно, настроить их проблематично, а значит, лучший вариант – наушники либо гарнитура.
С другой стороны, не во всех играх комфорт столь зависим от АС! Иногда акустика должна всего лишь создавать приятный фон, воспроизводить музыку и речь, а игровые события не требуют немедленной реакции. Стало быть, и требования к акустике будут попроще: выбираем одно- либо двухполосную, и необязательно с сабвуфером.
Хорошим выбором будет модель Microlab B72 – и цена относительно невысокая, и параметры хороши для игр и не только (ведь вряд ли даже заядлый геймер откажется в свободную минуту послушать хорошую музыку или посмотреть новый фильм). Корпус у модели деревянный, мощность 16 Вт. 
Как выбрать акустику для типичной задачи. Рис. 4 
Очень хороший звук и громкость для своей цены и габаритов имеют колонки Creative Inspire T12 (2×9 Вт). Известно, что решения Creative заточены под игры, поэтому данную акустику оптимально подключать к компьютеру с аудиокартой того же производителя. В этом случае система раскроет весь свой потенциал. Кроме этого, есть вариант с беспроводным подключением, так что их можно разместить в любом удобном месте, не беспокоясь о длине и количестве кабелей (качество звука не пострадает).
Как выбрать акустику для типичной задачи. Рис. 5 

Выводы
Я не зря не упомянул в статье многоканальные системы. Дело в том, что они позиционируются в основном в качестве АС для домашних кинотеатров, но если вам нужен просто качественный звук за разумные деньги, то системы 5.1, пожалуй, избыточны –возможностей акустики 2.0 и 2.1 более чем достаточно. Да и увеличение количества колонок, если они размещаются в небольшом помещении, влечет определенные проблемы (сложно разместить, настроить). Так что лучше отдать предпочтение обычной стереосистеме. А для игр достаточно дополнить конфигурацию специализированными игровыми наушниками с микрофоном. 
 


Врезка. Какие характеристики влияют на качество звучания акустики
Эффективный рабочий диапазон частот — это диапазон, в пределах которого уровень звукового давления находится не ниже некоторой заданной величины, а также не наблюдаются искажения звукового сигнала. Напрямую влияет на качество воспроизведения звука, который мы слышим.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) — параметр, указывающий, насколько равномерно по амплитуде воспроизведение различных частот сигнала. Как правило, выглядит в виде графика, который в идеале представляет прямую линию во всем диапазоне частот. На практике этого невозможно достичь: АЧХ имеет много пиков и провалов, которые связаны с неидеальностью как электрических компонентов (динамики, фильтры и пр.), так и акустических свойств корпуса (вибрация, резонансы). Поэтому считается, что лучшие акустические системы в диапазоне 100–8000 Гц имеют неравномерность АЧХ около 2 дБ. Если это значение достигает 10–15 дБ и более, ожидать хорошего звучания не приходится.
Мощность акустической системы определяет уровень звукового давления и динамический диапазон. Небольшой динамический диапазон уменьшает разницу между уровнями громкости, а это позволяет без потерь воспроизводить звуки разной громкости в пиках. Часто полагают, что чем больше мощность, тем громче звук, но это не так. Уровень громкости можно выставить и небольшим, но резкий звук (в играх, симфонической или роковой музыке) не приведет к перегрузке и, следовательно, искажениям.
Скорее громкость зависит от такого параметра, как чувствительность: это уровень звукового давления, который развивается громкоговорителем на расстоянии 1 метра от акустической системы при подаче на нее электрического сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах, и чем выше ее значение для акустической системы, тем более высокую громкость можно получить при одинаковом уровне подводимой мощности.
Сопротивление, или полное электрическое сопротивление акустической системы, имеет стандартизированные значения: 4, 8 и 16 Ом. Этот параметр непосредственно влияет исключительно на выбор усилителя мощности и неважен для активной АС. Нужно смотреть, чтобы сопротивление акустической системы было равно или больше (но не меньше!) выходного сопротивления усилителя мощности.
Соотношение «сигнал/шум» условно можно определить как количество посторонних шумов в полезном звуке. Такой шум – побочный эффект усиления сигнала, и полностью избавиться от него невозможно, зато можно снизить. Дорогие домашние АС элитарного класса имеют соотношение «сигнал/шум» 100 дБ и выше, к хорошей акустике можно отнести системы с показателем 80-90 дБ. Если отношение сигнала к шуму не ниже 70-80 дБ, можно говорить о достаточно качественном звуке с минимумом «примесей», если же оно ниже – речь идет об обычных «бытовых» системах, малопригодных для получения качественного звучания. К слову, некоторые производители намеренно указывают завышенное значение, взяв его на очень узком диапазоне частот, и тогда «пластиковые» колонки «обретают» показатели Hi-Fi-систем.
Как выбрать акустику для типичной задачи. Рис. 1

Опубликовано 21.08.2012