Как выбрать акустику для типичной задачи
Автор
Сергей Грицачук
Может ли качественная стереопара быть лучше многоканальной системы?
Задача: озвучивание событий ОС
Это самый простой пример, потому что разработчики приложили все усилия, чтобы системные события и действия приложений сопровождались хорошо узнаваемыми звуками на любых колонках и, соответственно, их корректно воспроизводили и миниатюрные динамики, и многополосные акустические системы. Конечно, на последних любой контент звучит богаче, но и стоимость решения высока. Впрочем, и на дешевых пластмассовых «пищалках» не стоит останавливаться – неприятные, режущие ухо звуки испортят все удовольствие.
Итак, для озвучивания событий ОС можно предъявить следующие требования: нужна однополосная стереопара (2.0), недорогая и компактная.
Простое решение задачи – SVEN SPS-607. Габариты колонок невелики: 117×207×105 мм, что позволяет разместить их в любом удобном месте (даже за монитором). Динамики мощностью 2×3 Вт вполне качественно воспроизведут системные звуки, а при необходимости к ним можно подключить и МР3-проигрыватель (есть дополнительное гнездо на задней стенке).
В том же ценовом классе (до 1000 рублей) модель Jetbalance JB-135: у нее сопоставимая мощность (2×3,5 Вт) и габариты, но есть возможность питания от сети и от порта USB.
Задача: музыка (в том числе несжатые форматы) и фильмы
Главное при выборе акустики для воспроизведения музыки – достаточный диапазон частот при минимуме нелинейных искажений и максимуме соотношения «сигнал/шум». И если первое зависит только от усилителя, то со вторым вполне справится и стереосистема, оборудованная двумя динамиками – широкополосным и высокочастотным (твиттером). Но, поскольку планируется еще и смотреть фильмы (в которых, помимо музыки, есть и спецэффекты), лучше все же дооснастить решение отдельным низкочастотным динамиком (сабвуфером). Для музыки он тоже не будет лишним, особенно если вы предпочитаете несжатые (lossless) форматы с минимальными потерями качества и мелодии с богатым инструменталом. Конечно, можно найти и трехполосную стереосистему (напольную, например), но особого смысла в таком решении нет: стереозвук формируется только в области средних и высоких частот, так что два разнесенных НЧ-динамика практически бесполезны, разве что удорожают систему и делают ее более громоздкой. Да и добиться качественного звука от таких колонок непросто, ведь звучат не только динамики, но и корпус АС, а его «отстроить» под все частоты одинаково качественно весьма непросто. Сабвуфер намного лучше.
Итак, выбираем исходя из главных условий: двухполосная система (желательно с сабвуфером), деревянный корпус, достаточный запас мощности (не менее 6 Вт на канал) и, разумеется, широкий диапазон воспроизводимых частот.
Из бюджетных решений можно порекомендовать Microlab M111: деревянный сабвуфер в сочетании с пластиковыми сателлитами обеспечивает мощность 12 Вт при диапазоне частот 35–20 000 Гц, а коэффициент соотношения «сигнал/шум» >75 дБ.
Куда лучше параметры у модели Top Device TDM-300: двухполосные саттелиты позволяют добиться качественного звучания в области средних и высоких частот, а сабвуфер компенсирует нехватку низких. Примечательно, что сами устройства невелики (диаметр СЧ-динамика 3 дюйма), удобно разместятся и на столе, и на небольшой полочке.
Максимальное качество воспроизведения в своем классе гарантирует SVEN ROYAL-1R (без сабвуфера). Колонки заключены в деревянный корпус, отделанный рояльным лаком, в них все направлено на точное воспроизведение музыки: и шелковые куполообразные твитеры, и высококачественный частотный фильтр, и диффузоры из полимерного материала с отличными акустическим свойствами, и т. д. Плюс ко всему высокая выходная мощность – 2×40 Вт. Продаются с пультом ДУ.
Задача: игры
Игровой процесс изобилует не только звуками природы и прочего антуража – виртуальные миры насыщены аудиоинформацией, позволяя не только получить полноту ощущений, но и вовремя среагировать на события. Соответственно игрок, располагающий более полной картиной, имеет больше шансов выиграть у менее технически оснащенного противника.
Конечно, многое зависит от аудиокарты, но даже интегрированный звук допускает подключение многоканальной акустики (от 5.1 и выше), поэтому в теории геймер должен иметь именно такую систему. Но на практике все иначе: играть с включенными на полную мощность колонками в доме невозможно, настроить их проблематично, а значит, лучший вариант – наушники либо гарнитура.
С другой стороны, не во всех играх комфорт столь зависим от АС! Иногда акустика должна всего лишь создавать приятный фон, воспроизводить музыку и речь, а игровые события не требуют немедленной реакции. Стало быть, и требования к акустике будут попроще: выбираем одно- либо двухполосную, и необязательно с сабвуфером.
Хорошим выбором будет модель Microlab B72 – и цена относительно невысокая, и параметры хороши для игр и не только (ведь вряд ли даже заядлый геймер откажется в свободную минуту послушать хорошую музыку или посмотреть новый фильм). Корпус у модели деревянный, мощность 16 Вт.
Очень хороший звук и громкость для своей цены и габаритов имеют колонки Creative Inspire T12 (2×9 Вт). Известно, что решения Creative заточены под игры, поэтому данную акустику оптимально подключать к компьютеру с аудиокартой того же производителя. В этом случае система раскроет весь свой потенциал. Кроме этого, есть вариант с беспроводным подключением, так что их можно разместить в любом удобном месте, не беспокоясь о длине и количестве кабелей (качество звука не пострадает).
Выводы
Я не зря не упомянул в статье многоканальные системы. Дело в том, что они позиционируются в основном в качестве АС для домашних кинотеатров, но если вам нужен просто качественный звук за разумные деньги, то системы 5.1, пожалуй, избыточны –возможностей акустики 2.0 и 2.1 более чем достаточно. Да и увеличение количества колонок, если они размещаются в небольшом помещении, влечет определенные проблемы (сложно разместить, настроить). Так что лучше отдать предпочтение обычной стереосистеме. А для игр достаточно дополнить конфигурацию специализированными игровыми наушниками с микрофоном.
Врезка. Какие характеристики влияют на качество звучания акустики
Эффективный рабочий диапазон частот — это диапазон, в пределах которого уровень звукового давления находится не ниже некоторой заданной величины, а также не наблюдаются искажения звукового сигнала. Напрямую влияет на качество воспроизведения звука, который мы слышим.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) — параметр, указывающий, насколько равномерно по амплитуде воспроизведение различных частот сигнала. Как правило, выглядит в виде графика, который в идеале представляет прямую линию во всем диапазоне частот. На практике этого невозможно достичь: АЧХ имеет много пиков и провалов, которые связаны с неидеальностью как электрических компонентов (динамики, фильтры и пр.), так и акустических свойств корпуса (вибрация, резонансы). Поэтому считается, что лучшие акустические системы в диапазоне 100–8000 Гц имеют неравномерность АЧХ около 2 дБ. Если это значение достигает 10–15 дБ и более, ожидать хорошего звучания не приходится.
Мощность акустической системы определяет уровень звукового давления и динамический диапазон. Небольшой динамический диапазон уменьшает разницу между уровнями громкости, а это позволяет без потерь воспроизводить звуки разной громкости в пиках. Часто полагают, что чем больше мощность, тем громче звук, но это не так. Уровень громкости можно выставить и небольшим, но резкий звук (в играх, симфонической или роковой музыке) не приведет к перегрузке и, следовательно, искажениям.
Скорее громкость зависит от такого параметра, как чувствительность: это уровень звукового давления, который развивается громкоговорителем на расстоянии 1 метра от акустической системы при подаче на нее электрического сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах, и чем выше ее значение для акустической системы, тем более высокую громкость можно получить при одинаковом уровне подводимой мощности.
Сопротивление, или полное электрическое сопротивление акустической системы, имеет стандартизированные значения: 4, 8 и 16 Ом. Этот параметр непосредственно влияет исключительно на выбор усилителя мощности и неважен для активной АС. Нужно смотреть, чтобы сопротивление акустической системы было равно или больше (но не меньше!) выходного сопротивления усилителя мощности.
Соотношение «сигнал/шум» условно можно определить как количество посторонних шумов в полезном звуке. Такой шум – побочный эффект усиления сигнала, и полностью избавиться от него невозможно, зато можно снизить. Дорогие домашние АС элитарного класса имеют соотношение «сигнал/шум» 100 дБ и выше, к хорошей акустике можно отнести системы с показателем 80-90 дБ. Если отношение сигнала к шуму не ниже 70-80 дБ, можно говорить о достаточно качественном звуке с минимумом «примесей», если же оно ниже – речь идет об обычных «бытовых» системах, малопригодных для получения качественного звучания. К слову, некоторые производители намеренно указывают завышенное значение, взяв его на очень узком диапазоне частот, и тогда «пластиковые» колонки «обретают» показатели Hi-Fi-систем.
Опубликовано 21.08.2012