Чтобы лечить было легче

Логотип компании
Чтобы лечить было легче
Задача айтишника состоит в том, чтобы все работало, а пользователи бы не замечали никаких проблем

Информатизация в медицине реализуется несколько сложнее, чем в других отраслях. Административные барьеры, консерватизм медперсонала, а также высокая ответственность за принятые решения зачастую не позволяют машине полностью заменить человека за операционным столом и во врачебном кабинете. Однако уже сегодня ИТ помогают врачам и медсестрам в решении множества рутинных задач, что немало, учитывая те нагрузки, которые приходится выдерживать медикам. Об этом и многом другом мы поговорили с директором по информационным технологиям сети клиник «МЕДИ» Константином Мищенко.

Как вы стали ИТ-директором, какой карьерный путь прошли?

Я учился в ЛЭТИ и еще до окончания вуза устроился в компанию «Петроэлектросбыт» программистом. Так прошло около пяти лет, хотелось движения вперед. Школьный друг, который работал в «МЕДИ», предложил мне вакансию системного администратора. Это был 1997 год. . Руководитель ИТ-отдела провел со мной собеседование и пригласил помочь в установке программного обеспечения на компьютеры в одной из клиник. С этого все и началось. С тех пор я 21 год работаю здесь.

Как вам удалось пройти в одной компании практически всю карьерную лестницу ИТ-специалиста, от системного администратора до директора по ИТ?

Изначально ИТ-отдел был небольшой, но постепенно рос, а меня назначили заместителем руководителя с одновременным выполнением задач по системному администрированию. В 2004 году руководитель отдела стал генеральным директором компании, а я – директором по ИТ. То, что генеральный директор раньше работал руководителем ИТ департамента, оказывает серьезную поддержку в работе.

Сколько сотрудников находится в вашем подчинении?

Семнадцать человек. Сюда входит отдел сопровождения и отдел разработки. У нас полностью собственная разработка. Одним из главных направления является разработка медицинской информационной системы,  а так же «1C:Бухгалтерия», склад, финансы и все, что с этим связано. Медицинская информационная система  у нас тоже полностью своя, разработанная нами, и начали создавать ее мы  довольно давно. В основном все наши клиники, а их всего двадцать четыре, сосредоточены в Санкт-Петербурге, есть одна клиника в Москве и планируется дальнейшее расширение. Клиники у нас разного профиля, есть стоматология, есть эстетическая медицина, есть общая медицина, пластическая хирургия, лазерная коррекция зрения. Есть и стационары с операционными.

Работает ли у вас система электронных медицинских карт, когда врач сразу же видит всю информацию о пациенте, независимо от того, в какой клинике вашей сети он наблюдался раньше?

Да, разумеется. Есть общий раздел, который видят врачи всех профилей, а есть разделы, доступные только врачам конкретных специальностей.

Как ИТ помогают решить стратегические управленческие задачи в медицинском бизнесе?

Основная помощь при решении стратегических задач – создание единой системы принятия решений, в которой будут собраны данные из разных систем, например, из финансовых и медицинских информационных систем, которые помогают в принятии решений. У нас вся разработка, как я уже сказал, осуществляется собственными силами, наши специалисты понимают потребности бизнеса гораздо лучше, чем сторонний подрядчик. Заказчиками выступают, как правило, конечные пользователи по тому или иному направлению – главные врачи, ведущие специалисты, руководители подразделений. Оценка пожеланий осуществляется нами, мы ее обсуждаем в рамках департамента, привлекая при необходимости других людей. Затем обсуждение продолжается с генеральным директором. Если получаем одобрение, пожелания попадают в рабочий план и подключается бизнес-аналитик, который совместно с заказчиком и постановщиком задачи составляет техническое задание. Потом все это передается в отдел разработки, а затем внедряется.

Какие телемедицинские решения и сервисы у вас используются?

Это такое смешное понятие, хотя оно было принято и на государственном уровне. Основатель нашей компании говорил о нем еще 20 лет назад. Но тогда это не было настолько актуально. Не были настолько развиты средства передачи данных, Интернет так широко не присутствовал в нашей жизни. У врачей есть определенный консерватизм. Во многом это правильно, все-таки пациента надо видеть вживую, чтобы правильно поставить диагноз и дать консультацию. Внедрять удаленные консультации мы не планируем, по крайней мере в ближайшее время точно.

Лечащий врач должен следить за состоянием своего пациента, поскольку тот не всегда вовремя к нему обращается. Одним из способов решения проблемы является использование так называемых медицинских гаджетов – носимых устройств, снимающих те или иные показатели организма. Применяются ли они у вас?

Браслеты здоровья, например, это не медицинские гаджеты. Вот если говорить о кардиомониторах, да, они у нас используются. Что касается других гаджетов, то пока нет, хотя тема для нас интересная. В начале 2000-х годов мы внедряли кардиопейджинговую систему. Человек носил с собой устройство производства израильской компании, напоминавшее пейджер. Оно снимало кардиограмму и по телефону, по модемной связи, передавало ее. Правда, дальше проект у нас не пошел.

Сегодня уже гораздо более совершенные технологии и устройства. Почему бы не использовать их, чтобы сообщить, например, о предынфарктном состоянии пациента?

Кому сообщать? Лечащему врачу? Врач ведь тоже не всегда по показаниям этих приборов может правильно оценить самочувствие. Конечно, нужно несколько факторов, в том числе четко оформленная зона ответственности врача. Большинство рекламируемых сегодня приборов представляют собой бытовые устройства, которые, помимо трансляции телефонных звонков, еще измеряют пульс, давление и т. д. Но я пока не слышал о каких-то прорывных вещах в данном направлении. Нужна единая система, которая бы централизованно собирала и анализировала имеющуюся информацию. Если внедрять такую систему в отдельно взятой сети клиник, получится слишком дорого. Поэтому таких проектов у нас пока не было.

Какие интересные ИТ-проекты вам удалось реализовать за последнее время?

Задача айтишника состоит в том, чтобы все работало, а пользователи бы не замечали никаких проблем. Много интересных задач мы решаем в рамках медицинской информационной системы – возможность хранения и работы с фотографиями, компьютерными рентгеновскими снимками и т.д.

Сегодня все говорят о цифровизации бизнес-процессов. Двигаетесь ли вы в этом направлении?

С медициной сложнее. Как я уже говорил, играет роль определенный консерватизм врачей. Разработки, связанные со здоровьем человека, очень тяжело внедряются на рынке. Примерно шесть лет назад мы реализовали интересный проект по зуботехническому производству. Там уже использовались цифровые фрезерные станки. У нас своя зуботехническая лаборатория, которая занимается изготовлением протезов и имплантов. Год назад мы внедрили 3D-принтеры для печати протезов и других изделий. Наше зуботехническое производство работает не только на себя, но и на город, принимая заказы от клиник. Пока этот процесс не автоматизирован, все осуществляется на уровне личных коммуникаций. Еще один процесс, который мы изучаем сегодня, – сканирование непосредственно во рту пациента, без необходимости изготовления гипсовых слепков. Все эти технологии не самые новые, но от момента появления на рынке до внедрения проходит немало времени.

Читайте также
1 сентября 2024 года должно было стать знаковой датой для предприятий, относящихся к субъектам КИИ: с этого времени они должны были перестать приобретать и использовать так называемые «недоверенные» программно-аппаратные комплексы. Данное событие могло бы стать еще одним драйвером для развития отечественной ИТ-отрасли, однако пока множество сдерживающих факторов – от терминологических до организационных – мешают совершать этот переход.

Все большее медицинской техники неразрывно связано с компьютерными технологиями – сейчас отделить медицинские данные и ИТ технологии практически невозможно.

Хорошо ли врачи разбираются в информационных системах?

По-разному. Многое зависит от человека, от его желания учиться новому. И здесь нет зависимости от возраста. С молодыми проще. Они растут в цифровом мире. . Мы проводим обучение, хотя и не полномасштабное. Все-таки врачей у нас работает много, а на проведение серьезных курсов нет ресурсов. С другой стороны, мы всегда открыты, готовы провести встречу, ответить на все интересующие вопросы. Когда врач приходит к нам работать, ему предлагают вводный курс по офисным приложениям, электронной почте, электронному журналу записи пациентов, интранету.

Нужно ли, на ваш взгляд, специальное образование для ИТ-специалиста, который работает в медицинской компании?

Нет такой необходимости. Конечно, нужны знания медицинской специфики. Айтишники ведь бывают разные. Системному администратору вообще не нужны такие знания. Устройства и приложения везде одни и те же. Любое медицинское оборудование подключается к компьютеру, как принтер, а дальше уже специальное приложение работает с ним.

Медицинские данные пациентов относятся к первой категории защиты. Как вы защищаетесь от утечек?

Наша медицинская информационная система не выходит во «внешний мир». Естественно, есть доступ в Интернет, есть решения для защиты сетевого периметра и ограничению доступа. Но сами медицинские данные передаются по защищенным каналам. Главное, что сами устройства, которые организуют эти каналы, находятся строго внутри сети и не имеют доступа за ее пределы. Даже топ-менеджеры не могут зайти во внутреннюю информационную систему со своего личного устройства, если они находятся за пределами корпоративной сети.

Но помимо хакеров есть и внутренние инциденты, когда сотрудники случайно или специально наносят ущерб. Есть ли у вас какие-то средства для защиты от них?

Кроме ограничений организационного характера, у нас применяются технические решения, аналогичные различным модулям DLP систем. В плане защиты информации есть один тонкий момент. Это мобильные телефоны. Если пользователь имеет доступ к защищенной информации, и у него в кармане лежит мобильный телефон, эти данные будут у него всегда. Мы не сможем это ограничить никоим образом. Разве что придется принимать очень серьезные меры: забирать на входе у сотрудников телефоны и другие устройства, заставлять менять одежду на специальную и т. д.

Нередко в прессе пишут о тех или иных врачебных ошибках, приведших к фатальным последствиям для пациента. Насколько меньше станет ошибок, если какие-то медицинские манипуляции будут выполнять машины и роботы?

Программы для машин пишут те же люди. У программиста меньше ответственности, чем у водителя на дороге или у врача за операционным столом. Не существует систем стопроцентно точного анализа, не существует полностью автоматических медицинских систем, работающих без участия человека. Очень сложны процессы обучения систем, даже системы автовождения находятся на этапе опытных разработок, а с медицинскими системами все на порядок сложнее. Да, у нас есть полуавтоматы для анализа крови, но и они предусматривают определенные операции, которые делает человек. Например, забор крови осуществляется вручную.

В каком направлении, на ваш взгляд, будут дальше развиваться медицинские информационные системы?

Хотелось бы большей автоматизации в плане оказания помощи и освобождения от рутинных операций. Возможно, внедрения автоматизированных рабочих мест отдельных медицинских специалистов. Правда, еще очень много административных барьеров, препятствующих внедрению технологических инноваций.

Насколько вы зависимы в ИТ от иностранных компаний?

Если говорить о «железе» и операционных системах, то да, это серьезная зависимость. Мы от нее вряд ли когда-то уйдем. Причина – основная масса медицинского оборудования выпускается за рубежом, и программы, работающие с ним, рассчитаны, в основном, на работу в ОС Windows. Перейти на отечественные продукты можно, только если они будут поддерживать все те же приложения и оборудование, которое поддерживают иностранные аналоги.

И последний вопрос. Какие планы по дальнейшей информатизации компании вы могли бы озвучить?

Есть планы идеальные, а есть реальные. Из реальных могу отметить желание перевести всю медицинскую документацию в электронный вид. Ресурсы позволяют это сделать. А идеальный план заключается в том, чтобы объединить все процессы в компании – медицинские, финансовые, управленческие в централизованную систему внутри компании. Пока этому серьезно мешает разнообразие стандартов и протоколов обмена данными 

Опубликовано 27.12.2018

Похожие статьи