Пять проблем, которые тормозят цифровизацию вашей компании

Логотип компании
Пять проблем, которые тормозят цифровизацию вашей компании
Гигантская цена ошибки заставляет нас разобраться в причинах, по которым множество компаний сходят с «цифровой» дистанции

Недавнее исследование Университета Северной Каролины показало, что к 2019 году главы компаний отошли от цифровой эйфории и уже воспринимают цифровую трансформацию в качестве главного фактора риска, хотя в прошлом году она занимала лишь 10-е место. Растущее беспокойство связано с тем, что универсальных рецептов трансформации не существует и, как следствие, 70% «цифровых» инициатив, которые пытаются реализовать компании, не достигают задуманных целей. Это значит, что из $1,3трлн, потраченных на улучшение бизнес-процессов путем внедрения «цифры», $900 млрд было выброшено компаниями на ветер.

Гигантская цена ошибки заставляет нас разобраться в причинах, по которым множество компаний сходят с «цифровой» дистанции. И здесь, на мой взгляд, можно выделить пять ключевых пунктов.

Нет цифрового видения и стратегии

Опрос 4600 руководителей высшего звена более чем из 40 стран, проведенный Dell Technologies совместно с Intel в рамках исследования «Индекс цифровой трансформации», показал, что программы цифровой трансформации во многих компаниях по-прежнему находятся в зачаточном состоянии. Только 19% участников опроса имеют готовый план и приступили к его реализации.

Но даже наличие пошагового плана не гарантирует успеха, если он составлен без анализа конкретных бизнес-проблем, которые необходимо решить, и создания проекции будущего. В противном случае компании хаотично внедряют все новомодные технологии, а потом судорожно пытаются интегрировать их в масштабах своей организации. В итоге менеджмент разочаровывается в инновациях и сворачивает программы.

Нужно с самого начала объяснить руководству компании, что цифровизация – это средство по достижению тех целей, которые стоят перед бизнесом. Покажите менеджменту, как оно позволит получить больше прибыли и сохранить место на рынке. В итоге они сами станут драйвером процесса и будут рассматривать план цифровой трансформации как неотъемлемую часть бизнес-стратегии.

Нет денег и времени

Большинство компаний даже не подозревают, насколько длительным и капиталоемким может оказаться процесс трансформации. Неудивительно, что половина участников нашего исследования видят главным барьером на пути цифровизации недостаток необходимых ресурсов и средств.

В связи с тем, что цифровая трансформация относится к бизнес-проблемам, нужно быть готовыми к существенным инвестициям не только в информационную инфраструктуру, но и в преобразование операционных процессов, обучение клиентов и развитие абсолютно новых навыков у персонала. В итоге пилотный проект обойдется компании в сумму до $2 млн, а на реализацию комплексной программы цифровизации может потребоваться от $10 млн до $50 млн.

Очевидно, что необходимость таких инвестиций вызовет у руководства компании обоснованное беспокойство за финансовое «здоровье» организации. Поэтому на каждом этапе нужно показывать окупаемость инвестиций, демонстрировать, как улучшились показатели отдельных бизнес-подразделений и общая прибыльность компании. В обмен на это менеджмент будет с большей готовностью расставаться с деньгами и проявлять необходимое терпение.

Нет кадров

Для трети участников нашего исследования следующим важным барьером на пути цифровизации является отсутствие необходимых знаний и навыков у тех, кто отвечает за непосредственное внедрение цифровых технологий на предприятии. Очевидно, что как айтишники без понимания специфики бизнеса, так и бизнесмены без знаний технологий могут наломать много дров в этом процессе.

Новые технологии требуют новых компетенций, и компаниям уже недостаточно иметь только CIO, обеспечивающего успешное внедрение и интеграцию решений. В отдельных крупных организациях появилась должность Chief Digital Officer, который отвечает за разработку соответствующей стратегии трансформации процессов, продуктов и услуг компании, а также осуществляет поиск и «продажу» внутреннему заказчику технологий, способных перестроить принципы управления компании.

Хотя компании готовы платить такому специалисту от 750 тыс. до 1,2 млн рублей в месяц, рынок не может похвастаться большим количеством соответствующих кандидатов. Поэтому ставку следует делать на собственные кадры, и здесь, как рекомендует ISACA, поможет совместное обучение бизнес- и ИТ-специалистов основам цифровизации.

Несовершенное законодательство

Технологии развиваются настолько стремительно, что правовое регулирование не успевает вовремя среагировать на то или иное изменение. Более четверти опрошенных нами руководителей видят в этом существенную преграду на пути цифровой трансформации.

Многие направления экономики, такие как беспилотники, телемедицина, финтех, автоматизированный бухучет, где могут успешно применяться цифровые технологии, находятся если не вне закона, то в так называемой серой зоне. Только недавно были разработаны нормативные акты, регулирующие электронный документооборот, вопросы электронной подписи и удаленной идентификации в цифровом пространстве. Отдельной головной болью является хранение и защита данных в рамках исполнения законодательства в области персональных данных. Тот факт, что в прошлом году Роскомнадзор выявил нарушения в 80% проверок, лишь подтверждает сказанное.

Нет технологической основы

Цифровизацию недаром рассматривают как важный шаг на пути к новому, шестому технологическому укладу. Однако его невозможно сделать без активного использования достижений в области ИКТ. И если в США доля технологий пятого уклада еще 10 лет назад составляла 60%, то у нас она была на уровне 10%. В итоге многие компании безуспешно затевают цифровизацию, не обладая необходимой технологической основой.

Поэтому на начальном этапе важно «подтянуть хвосты», что позволит заложить основы цифровой культуры внутри предприятия. Например, банальное внедрение электронного документооборота и без всякой цифровизации облегчит жизнь компании. Другой пример – использование отделами продаж и маркетинга CRM-систем даст возможность собрать данные, которые затем будут активно использоваться для улучшения клиентского опыта при помощи цифровых технологий.

Читайте также
Как построить систему информационной безопасности, чтобы она обеспечивала защиту на уровне, превосходящем тех, кто наименее подготовлен к угрозам.

Как отметил Майкл Делл, «организациям нужно модернизировать свои технологии, чтобы воспользоваться беспрецедентными возможностями цифровой трансформации. И откладывать больше нельзя».



Опубликовано 23.04.2019

Похожие статьи