Мир изменился, будем управлять как раньше?

Если мы не умеем управлять людьми в онлайне, переход в офлайн не поможет. Справедливо и обратное утверждение: те, кто не умел управлять в офлайне, считают, что ничего не получается потому, что «удаленка» не работает

Появляется всё больше примеров компаний, которые уже готовятся вернуться в офисы. Хорошие команды, нисколько не потерявшие в качестве работы, выполняющие показатели и планы, и даже ставшие продуктивнее в удаленном режиме, вынуждены возвращаться в офис, потому что так хотят руководители.

Возникает вопрос: почему удаленная работа, преимущества которой стали очевидны в последние два месяца, столь категорично отвергается, как только появилась возможность пойти в офлайн? Почему руководители говорят о необходимости поддерживать «командный дух», живое общение и называют это главным аргументом в пользу того, чтобы продолжать работать в офисах?

По-моему, проблема тут вот в чем: если мы не умеем управлять людьми в онлайне, переход в офлайн не поможет. Справедливо и обратное утверждение: те, кто не умел управлять в офлайне, считают, что ничего не получается потому, что «удаленка» не работает.

Очевидно, что ни одна компания в мире не создается для того, чтобы формировать командный дух сотрудников. Но зачем нам в такой ситуации нужно командообразование и поддержание «командного духа»? Это нужно как процесс, а не как результат? Или какого результата мы хотим добиться?

Я думаю, подобная ситуация обусловлена двумя факторами:

1. Психологический. В условиях удаленной работы появляется больше факторов управления и меньше факторов доминирования, руководитель меньше чувствует власть и, возможно, боится ее потерять.

2. Организационный. Скорее всего, они и сами понимают, что и команда продолжает работать, и поставленные задачи выполняются, но сейчас все-таки наблюдается «авральный» режим, а полный переход на «удаленку» подразумевает еще и перестройку процессов, изучение и выстраивание новой системы работы, совершение ошибок. Другое дело – возвращение в привычный офлайн и офисы: там все понятно, действуют отлаженные процессы, осязаемая система иерархии и т.д.

Кроме того, возникает вопрос о подтверждении полезности руководителя: зачем ты нужен, если люди и так работают хорошо и сами умеют это делать? Какова его роль – лидер или контролер? Контролеру, конечно, проще выполнять свою функцию, глядя в глаза и «стуча по столу», а лидер способен задать правильное направление для команды и помогать, когда это необходимо.

Из всего этого вытекает следующий вывод: выбор руководителей сейчас в том, хочет он работать просто и привычно для себя или по-новому, но эффективнее и учитывая интересы команды.

Понятно, что при переходе в онлайн все процессы требуют перестройки. Люди перестают работать «с 10 до 18», а могут сами выстраивать свою трудовую деятельность: кому-то лучше работать утром, кому-то – вечером. Соответственно, на этом этапе отмирают даже стандартные летучки в начале и в конце дня, поскольку они вызывают отторжение и непонимание у сотрудников: зачем нужны собрания два раза в день, если работа и так выполняется качественно и в срок.

Соответственно, все лишнее и нежизнеспособное в онлайне само по себе постепенно отбрасывается, а найти и закрыть дыры в управлении намного проще в офисе, чем на «удаленке».

Я думаю, это сопротивление изменениям можно сравнить даже с промышленными революциями, которые также встречались с негативом и отторжением. Раньше, например, был мастер, который создавал изделие целиком, начиная от задумки и выбора материала до продажи готового продукта. А потом появилось конвейерное производство, и цепочка нарушилась, и всем казалось, что это невозможно и работать не будет. Но проходит время, модернизация идет дальше, а люди привыкают к сложившимся условиям. Вот и сейчас человеку непросто изменять привычные для себя процессы, разрывать устоявшиеся цепочки действий. Поэтому понятны психологические сложности перехода из офлайна в онлайн и нахождения там, но также ясно, что трудности эти временные, а в перспективе получат дивиденды те, кто сейчас останется на «удаленке» и научится так работать.

Читайте также
Издание SEO_AI в материале «Can Google detect ChatGPT? How does it affect rankings if recognized» внимательно изучило вопрос влияния того факта, что текст написан нейросетью, на его поисковую выдачу сервисом Google Search.

Опубликовано 05.06.2020

Другие публикации эксперта