Всякая ли «кухарка» может управлять?

Да, мне рассказывали, что «Титаник» построили профессионалы, а Ноев Ковчег – любитель. Но по зрелому размышлению можно прийти к выводу, что сравнение это не вполне корректно.

Я вовсе не хочу обидеть кухарку. Поварское ремесло требует такого же профессионализма, как и любое другое.

Но очень не хочется, чтобы «кухарка» занималась не своим делом, например, лечила меня или моих близких или внедряла новые технологии. И я вполне доверяю И.С. Крылову, который написал: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…».

Да, мне рассказывали, что «Титаник» построили профессионалы, а Ноев Ковчег – любитель. Но по зрелому размышлению можно прийти к выводу, что сравнение это не вполне корректно. Библия не скрывает, что на стороне Ноя был Бог, поэтому решайте сами, можно ли считать, что непрофессионал справился с ковчегом самостоятельно, без привлечения экспертизы высочайшего уровня.

Однако идея о пользе непрофессионализма оказалась необыкновенно живучей. Свой вклад в это внесли и «кухарка», и пресловутое «Не боги горшки обжигают». Да, горшки обжигают не боги, а гончары. Попробуйте сделать самую простую плошку и поймете, что ремесло гончара сразу освоить не удастся.

Впрочем, если посмотреть почти на любое дело, издалека, так сказать «с высоты птичьего полёта», кажется, что все очень легко. Зато, как только начинаешь что-то делать, то видишь такое количество нюансов, о которых и подумать не мог. Многократно сталкивалась с этим при автоматизации различных процессов. Например, что может быть проще хелп-деска? Но не тут-то было! Столько вариантов, что голова идёт кругом. Те, кто занимались этим, меня поймут. ITIL, как свод лучших практик, хотя бы помогает не упустить ничего важного.

Впрочем, есть много любителей изобретать велосипед. Часть из них просто не знает, что велосипед давно изобретен. Но присутствуют и те, кто считает, что они-то уж, засучив рукава и призвав на помощь смекалку, сделают нечто выдающееся, намного превосходящее все известные велосипеды. Обычно их результаты весьма плачевны.

У меня, как у многих, определенно присутствует профессиональная деформация. И, когда я, как пользователь, сталкиваюсь с ИТ-системами, созданными «кухарками», или ИТ-сервисами, ими же поддерживаемыми, то сразу же чувствую шаловливую руку непрофессионала.

Особенно это заметно сейчас, в условиях, когда многие переходят в онлайн. Грустно наблюдать, как хорошие идеи при плачевной реализации, резко перестают быть хорошими. Примеры приводить не хочу, чтобы не усугублять стресс, хотя их к несчастью множество.

Может быть дело в том, что многие считают - достаточно вбросить хорошую идею, а как она будет реализована не столь важно. Помните, был такой мультик - «И так сойдёт». Однако даже самую замечательную идею губит плохое исполнение. И чем лучше идея, тем заметнее огрехи её непрофессиональной реализации.

Очень надеюсь, что поскольку в нынешней непростой ситуации все ошибки непрофессионалов стали особенно заметны, мы наконец то поймем, что кухарке надо готовить, а не работать в ИТ.

Немного про «управлять». В условиях удаленной работы, на которую вынужденно перешли многие организации и подразделения, в том числе ИТ, особенно важно организовать грамотное управление. Оценивать сотрудников на основе часов, проведенных ими на рабочем месте, стало попросту абсурдно. Горе-руководитель, который умеренно мешал своей команде дурацкими распоряжениями и совещаниями, вряд ли имеет шанс быть услышанным и сохранить свое руководство в условиях дистанционной работы. Трудней стало спрятаться за рутиной. Виднее стали успехи и, соответственно поражения. То есть если «король» голый, то это сейчас очевидно всем. И если собравшаяся вместе толпа еще может поддаться стадному чувству, то в онлайне кто-нибудь да обязательно крикнет, что король голый.

И, если вы не хотите, чтобы кто-то крикнул это вам, то придётся становиться специалистом. Ведь уже настаёт время, когда слово непрофессионал приравнивается к самым страшным ругательствам.

Опубликовано 04.06.2020

Другие публикации эксперта