Врата сортировки
Хорошо. Если бы мы понимали, как искажает картину мира наш собеседник, возможно, мы могли бы учесть, и получить картину, близкую к реальности. Раз уж нет молотка, с кривым зеркалом можно справиться только с помощью кривого зеркала.
Но как это понять? Слушать. Коммуникационные каналы, связывающие нас с действительностью – симметричны. Если для меня важнее всего люди, о чем я буду говорить? О людях. И видеть я буду людей. А если смысл того, что происходит – о смысле. И искать, и видеть, в первую очередь, смыслы. Между прочим, именно так и появляются «теории заговора». Их порождают люди с обостренной важностью «смыслов», которые забывают, что большую часть происходящего можно объяснить обычной глупостью. У каждого человека есть свои неосознанные убеждения о том, что важно в этом мире, а значит, есть его мысленные «врата сортировки». Это сито, через которое просеивается информация. В них всего шесть отверстий.
Нарисуйте на листе бумаги такой шестиугольник и, во время совещания, ставьте галочку или точку около соответствующей вершины каждый раз, когда говорящий упоминает конкретного человека (мужик в красных штанах с серьгой в ухе – это тоже конкретный человек) или конкретную вещь или указывает точное время или место. И, конечно, если он рассказывает, что было или будет сделано (действие) или почему (смысл).
Удивление я гарантирую. Потому что от половины до трети вершин не получат ни одной галочки. Будет казаться, что человек ехал в метро в час пик совершенно один или что на дороге кроме его машины не было ни одной. Менее приятный сюрприз вас ждет, если вы попробуете вспомнить свой день, так же расставляя галочки. В смысле ворот сортировки вы ничуть не лучше остальных, так же отбрасывая большую часть информации.
Ну хорошо, а зачем нам вся информация? Кто знает, может она вам и не нужна. А может быть, самое важное, что вызвало проблему и может помочь в ее решении, просто проходит мимо вашего взгляда. Кто знает?
Но вот что точно нужно – это знать врата сортировки своего босса и своих подчиненных. Потому что если для вашего босса важнее всего действия, вещи и место, а для вас смыслы, люди и время, то вы и будете говорить о смыслах, людях и времени, а ваш босс, в лучшем случае, просто не услышит ничего. А в худшем – разозлится на недоумка, который тратит время на какую-то фигню вместо того, чтобы заниматься важными делами. Говорите о том, что важно для вашего собеседника. Тогда он вас, как минимум, услышит. А как максимум – поддержит. А вот если вы говорите со своим подчиненным, для которого не важны люди и время, не забудьте три раза повторить то, что не проходит через его ворота сортировки, а потом попросите его повторить, во сколько работа должны быть сделана, желательно по этапам. И с кем на каждом этапе ему надо контактировать, у кого что спрашивать и кому доложить о результатах или проблемах. И не обольщайтесь идеей «письменной коммуникации». Если это для человека не важно на уровне бессознательного, он этого и не прочитает тоже. Наказать вы его потом сможете, но это будет потом.
Помните старые стихи? https://www.inpearls.ru/1041481
— Вот я покупаю пельмени только у бабы Тамары,
вот ее сайт, вот фэбэшка, а вот ее инстаграм.
— Что за хрень и откуда? Какая-то баба с пельменем…
Зачем вы пришли в мою ленту? Уйдите отсюда вон.
Опубликовано 10.06.2020