Лидеры цифровой экономики и Конгресс США: непростой разговор
Цифровая гриль-вечеринка в Конгрессе США
(несмотря на заголовок – текст серьезный)
Мои первоисточники бывают не совсем обычными. Пример из прошлой недели: комиссия Конгресса США больше года собирала материалы, связанные с деятельностью крупнейших цифровых компаний (Apple, Amazon, Google, Facebook) и вызвала их руководителей на слушания.
В самом факте нового ничего нет: поодиночке их уже давно к регуляторам таскают как на работу. А тут группой, с прямым эфиром на пять с лишним часов.
Свидетели (в терминологии слушаний) это руководители глобальных:
- онлайн-супермаркета (Amazon)
- базы знаний обо всем и обо всех (Google)
- «мотора», площадки для разработки и разворачивания облачных цифровых решений (снова Amazon)
- форума, газеты, площадки для общения и обмена идеями об окружающем мире и фотками котиков (Facebook+Instagram)
- одной из самых удобных платформ доступа к этому всему (Apple). Плюс, с этой платформы еще можно звонить. Руководитель второй такой платформы сидит по соседству (Google).
Итак, собрались чемпионы по втаскиванию в цифру экономики и самых разных аспектов жизни граждан по всему миру. Им придется отвечать на вопросы, которые в интервью не задают и в книгах про такое не всегда пишут.
Поэтому, расшифровку слушаний прочитал всю. Плюс выборочно посмотрел видео – как председатель модерацию делает, как граждане руководители реагируют, как себя ведут, какие выражения лиц выдают, как руками в воздухе водят. Познавательно же.
Наблюдения:
- Мероприятие такого уровня вполне гладко получается в комбинированном очно-онлайновом формате. Подозреваю, за сценой работала неслабая техническая команда, но, удаленность участникам точно не мешала;
- СМИ применили к происходящему определение grilling). По-моему, большая часть вопросов и тематик была участниками вполне ожидаемой. А мне вот достался заголовок;
- Свидетелям припомнили косяки последних полутора десятков лет: использование бизнес-данных клиентов для достижения конкурентного преимущества, «вынос» конкурентов из бизнеса и получение монопольной позиции, манипулирование результатами поиска, конфликты интересов, кражу разработок клиентов платформ. Это я по верхам, за деталями смотрите полный текст
- По ходу чтения не раз хотелось спросить конгрессменов: а куда вы, родные, смотрели, почему раньше не спохватились? Хотя, умом понимаешь, что в том числе из-за такой «свободы рук», отрасль и развилась до глобального масштаба «родом из США»;
- Китайскую угрозу упоминают сплошь и рядом;
- Удивило, насколько мало обе стороны использовали данные. Комиссия работала больше года, но, вся аргументация была на уровне standalone cases: эта компания потеряла бизнес, эти пожаловались на нечестную конкуренцию. Удивился.
- Ладно, конгрессмены, но у цифровых-то компаний данных больше всех в мире (национальные службы статистики обзавидуются). И вот где аргументация типа «за 10 лет на цифровых платформах реализовали американскую мечту (от гаража до миллиона) столько-то сотен тысяч новых американских бизнесов», «миллиард жителей планеты живут сетевой жизнью в американском контуре, а это хорошо для Америки»? Казалось бы – выдавай сегментацию по странам, штатам, по индустриям, показывай динамику роста оборотов, количества занятых, ничего не было. Тут удивился еще больше;
- Кстати, American Dream участниками упоминалась не по одному разу;
- На этот раз от повестки умело уклонился Microsoft. Похоже, юристы с лоббистами свои гонорары отработали. Ну, либо у комиссии руки не дошли.
Выводы:
- Всем, кто интересуется темой цифровой экономики материал к знакомству желательный. Кто вовлечен в вопросы регулирования – смотреть обязательно. Уровень проникновения цифры в жизнь и влияния на жизнь там таков, что забеспокоились самые неторопливые. Это влияние и у нас таким скоро будет;
- По итогам слушаний пришли к выводу, что сложилась монопольная ситуация, схожая с нефтяными и железнодорожными компаниями девятнадцатого века (и, в этом смысле, руководителей цифровых компаний сравнили с «баронами-разбойниками», олигархами тех лет – Карнеги и Рокфеллером, а также с телекоммуникационной отраслью, к которой применили принудительное разделение компаний. Вопрос на будущее – справится ли с ситуацией нынешнее антимонопольное законодательство?
- С эмоциональной риторикой на мероприятии вообще был полный порядок (цитата: «наши Отцы-основатели королям не кланялись и мы перед цифровыми королями не склонимся!»). Вывод следует только один: существующие исполнительные механизмы с ситуацией не справляются от слова «совсем». Получается так, что действующее законодательство о торговле, рекламе, СМИ, конкуренции как бы допускает все то, что возмутило уважаемых конгрессменов. И цифровой экономике это законодательство не сильно соответствует.
От себя
- Влияние цифры на жизнь и на людей только началось, будет больше и глубже. Это видно из количества больших, малых, микроскопических транзакций, взаимодействий, которые люди делают через платформы. Корона все только обострила. Еда, медицина, банкинг, транспорт развлечения – все заходит через сеть, платформы, мобильные устройства колонки «умного дома»;
- Искусственный интеллект и платформы помогают людям делать выбор, иногда они знают нас лучше, чем мы сами. Сегодня они подсказывают что купить, завтра люди послушают их советов в вопросах «каких идей мне придерживаться?», «за кого голосовать?», «каким мне быть?», «кто я?». Disrupt подкрался незаметно и процессы участия граждан в государственном управлении тоже могут серьезно скорректироваться. Пока что уважаемые конгрессмены действуют строго реактивно, пытаются догнать уезжающий мир;
- Государствам понадобятся системные и структурные ответы на, например, такие вопросы: мы живем на своих платформах и управляем их развитием, мы используем зарубежные и управляем правилами игры через регулирование, мы объединяемся в блоки государств для совместной цифровой разработки? И это будет ситуация, когда worst decision is no decision.
ро grilling: https://edition.cnn.com/.../tech-antitrust.../index.html
Полный текст: https://www.rev.com/.../big-tech-antitrust-hearing-full...
Еще новостное: https://www.washingtonpost.com/.../apple-google-facebook.../
Опубликовано 03.08.2020