Про глушилки и ФСИН. (Из неопубликованного 0.1.)

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) на заседании Совбеза РФ предложила план по ликвидации фальшивых банковских колл-центров, ведущих свою деятельность из тюрем.

Когда коллеги из общественно-политических СМИ просят что-то прокомментировать, то это всегда неуправляемые риски. Во-первых, не все поймут правильно, а следовательно, не все можно им рассказать. А во-вторых, всегда могут вырвать слова из общего контекста и потерять истинный смысл. Это значит, что букв нужно им отгружать по минимуму!

Примерно это и случилось, когда инфо-повод позвал прессу к телефонам в поисках «экспертов». Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) на заседании Совбеза РФ предложила план по ликвидации фальшивых банковских колл-центров, ведущих свою деятельность из тюрем. ФСИН или служба для краткости, запросила 3 млрд руб., чтобы установить технику, способную генерировать помехи и глушить тюремные колл-центры.

Ну что тут сказать? Инициатива хорошая, как и сумма в 3 млрд. Когда задают вопрос, как развитие высоких технологий смогло повлиять на рост мошенничества и преступлений, то ответ дать очень сложно, так как для этого нужно знать сколько мошенников было до развития технологий до современного уровня. Но то, что мошенники стали осваивать средства современных технологий для достижения своих целей, вот это сомнению не подлежит. И практически любое преступление сегодня оставляет цифровые следы. Поэтому проблема мошеннических колл-центров более, чем серьезна и актуальна.

Наверно каждый на себе прочувствовал внимание со стороны сомнительных служб безопасности самых разных банков. В начале лета Банк России представил свои оценки в госдуме. Тогда за первые месяцы активной короновирусной изоляции (в сущности с марта по май) БР отметил трехкратный рост мошеннических операций через телефонный фрод. Отдельно специалисты отмечают, что выросли не только звонки на мобильные номера, но и стационарные (домашние). А это в большинстве своём пожилые люди, которые наиболее подвержены манипуляциям со стороны мошенников. Поэтому любые инициативы законодателей направленные на борьбу с этим видом мошенничества будут на пользу, так как уже привлекают внимания к важности данной проблемы.

И на этом хорошие новости заканчиваются …. А начинаются вопросы и сомнения. Во-первых, трехкратный рост телефонного мошенничества, отмеченный БР, предполагает кадровый рост с темной стороны. Пусть даже не в три раза, но все равно заметный на столько, что утаить его в условиях учреждений подконтрольных службе будет сложно. Это у меня вызывает сомнения, что все злоумышленники находятся на территории исправительных учреждений. Во-вторых, известны случаи звонков со стороны сопредельных государств. А это тем более не подконтрольно инициативам службы.

Тут самое время для исторической справки. Первые упоминания о подпольных колл-центрах стали появляться после того, когда вышли ограничения на предпринимательскую деятельность в которой были задействованы отбывающие наказания. Т.е. кто-то пострадал финансово и решил компенсировать свои убытки. Примерно такая же финансовая модель борьбы с криминалом была в 90-е гг, когда угоняли все что двигалось. Генералы в кабинетах требовали снизить статистику угона автомобилей граждан, но на отчетность эти потуги мало влияли. Ровно до тех пор, пока автомобили не стали продаваться на каждом углу, а кредиты можно было оформить чуть ли не на ближайшей бензоколонке. Угонять стали под заказ и очень избирательно. Да и страховые компании в борьбе за свои риски к этому приложили усилия. Мотивация к крышеванию подпольных колл-центров исключительно финансовая!

Тем не менее глушилки уже пытались устанавливать в тюрьмах и колониях. Но они либо переставали работать. Странно, да? Либо в тюрьмах начинались бунты (голова болит, давление скачет у авторитетов). В колониях эти глушилки забивали еще и вышки операторов, а население оставалось без мобильной связи. Ну представьте ребёнок с телефоном, а связи с ним нет?

А теперь совсем странное. Мы постоянно забываем в стремлении к справедливому наказанию мошенников, что на дворе 21 век! Это значит, уже сейчас можно усомниться, что нам звонит человек, а не робот. Возможно сейчас роботы в гибкости общения уступают в навыках людям. Но мне приходилось несколько раз сравнивать качество телефонных консультаций. Удивительно, но качество роботов меня радует все больше и больше. Чего не могу сказать про человеческим материал. Их эволюция застыла. Вот и с мошенниками тоже самое. Роботы наступают по всем фронтам. Пока одни ждут телефонной битвы робот против робота, другие продолжают мечтать о мерах, которые их к строгому наказанию приведут. Т.е. они все еще верят, что на робота можно наручники надеть! Нужно не с роботами бороться, которые могут находиться в любой точке мира и быть арендованными на время у владельца ресурса. И то и другое абсолютно законно! Нужно бороться с теми, кто реализует мошеннические замыслы. Это задача более сложная, комплексная и только глушилками в заведениях службы ее не решить. Даже за 3 млрд.

Опубликовано 09.10.2020

Другие публикации эксперта