Изменилась ли работа с госсектором?
Работать с госсектором хотят многие российские компании, это желание естественно, поскольку этот сектор экономики – наиболее платежеспособный клиент. Прошел первый, да, пожалуй, и второй шок от обвала рубля и экономических санкций. Курс доллара несколько стабилизировался, больше месяца он находится в диапазоне 60-63,5 рублей, хотя нефть марки Brent в том же отрезке времени гуляла заметно в более широких пределах $53-$62,5 за баррель. Мы поинтересовались, что изменилось во взаимоотношениях с госсектором компаний, работающих в разных областях IT-рынка.
Как в последние полгода изменились взаимоотношения вашей компании с госсектором?
Дмитрий ТРОФИМОВ,
заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос»:
Принципиальные изменения, определяющие вектор тенденций, которые мы видим сегодня в секторе – курс на импортозамещение, а также секвестирование бюджетов. В некоторых случаях происходят приостановки проектов и/или сокращение бюджетов. При этом сами задачи по построению тех или иных объектов остаются прежними. Подход к их решению прост: то, что задекларировано – доделать, то, что планировали – пересчитать.
Александр ОРЕШИН,
директор по работе с ключевыми заказчиками дистрибьюторской компании «Марвел-Дистрибуция»:
Наша компания не работает напрямую с государственными заказчиками, за редким исключением (есть пара ФГУПов, которые выступают как IT-интеграторы). С нашей точки зрения мы видим сокращение объема закупок IT-оборудования госсектором, которое произошло еще в прошлом году. Сейчас еще рано о чем-то говорить, поскольку госзаказчики никогда не были активны в начале года (это связано с процессом формирования госбюджета), а в текущем году еще и наложилась активная фаза кризиса.
Михаил ПЕТРОВ,
генеральный директор компании «Делайт 2000»:
Если под термином «госсектор» мы понимаем органы государственной власти, то можно сказать, что AV-технологии не являются сейчас приоритетными для государственных чиновников. Задача по улучшению коммуникаций, созданию условий для принятия коллегиальных решений отошла на второй план.
Если под госсектором понимать госкорпорации или корпорации с государственным участием, деятельность которых связана с инфраструктурой жизнеобеспечения, то можно сказать, что эта категория заказчиков сейчас стоит перед необходимостью решать крайне непростые задачи. Развитие инфраструктуры для контроля и управления основными технологическими процессами по-прежнему остается актуальным.
Построить такие решения на российских аналогах невозможно по причине их отсутствия, а оборудование китайского производства не всегда устраивает заказчиков по качеству и надежности.
Бюджеты же согласованы в рублях, но рубль девальвирован, и пока не найдено быстрого решения, что предпринять в сложившейся ситуации. Поэтому подавляющее число проектов в настоящее время заморожено или отложено.
С другой стороны, мы видим, что многие из этой категории заказчиков сейчас начинают формировать свои бюджеты на 2016 год и запрашивают у нас бюджетные оценки в «новых» рублях.
Григорий СИЗОНЕНКО,
генеральный директор компании ИВК:
Единственное изменение, на которое можно обратить внимание – заказчик стал более экономным, он требовательнее относится к затратам, формированию цен. И, конечно, линия на импортозамещение подстегнула интерес крупных организаций к российским технологиям.
Какие сложности и проблемы возникают при взаимодействии с госсектором?
Владимир ПИСКУНОВ,
вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус»:
Сложности возникают, когда госорганизации, априори наделенные гарантиями государства, не выполняют свои обязательства. Неспешность планирования, бюджетирования, исполнения закупочных процедур в госструктурах влечет за собой несколько замедленную реакцию на текущие тренды на IT-рынке, что в конечном итоге может приводить и иногда приводит к проблемам с поставками, реализацией проектов и исполнением бюджетных обязательств.
Дмитрий ТРОФИМОВ («Астерос»):
Несмотря на импортозамещение, требования к функционалу решений не изменились. Отечественные аналоги пока не могут в полном объеме перекрыть линейку оборудования или ПО иностранного производства. Соответственно, возникают дополнительные временные нагрузки из-за долгих и сложных переговоров с вендорами и заказчиками по поиску взаимовыгодного, зачастую компромиссного решения. И все это происходит на фоне корректировки бюджетов в сторону сокращения.
Михаил ПЕТРОВ («Делайт 2000»):
У заказчиков есть задачи, которые они должны решать с помощью ИТ, но средств, которые они могут потратить на эти цели, недостаточно. Госзаказчики обязаны работать в соответствии с законодательством, в том числе с ФЗ № 44. Сегодня процесс закупки представляет собой целый комплекс мероприятий и процедур, общая продолжительность которых для IT-проектов составляет в среднем от 4 до 6 месяцев. Планировать на такой продолжительный срок рублевые затраты на проекты с высоким содержанием импортного оборудования и ПО не берется никто. Не берется не только заказчик, но и поставщик, который не хочет рисковать и нести убытки. В конце 2014 года мы наблюдали ситуацию, когда все исполнители проектов поделились на две категории: одни исполнили свои обязательства по проектам с убытками, другие отказались их исполнять и теперь попадут в реестр недобросовестных поставщиков.
Григорий СИЗОНЕНКО (ИВК):
Действительно серьезных сложностей пока нет. В прошедшем году ИВК удалось удвоить оборот. И сейчас мы работаем по проектам, которые, если ничего кардинально не изменится, должны позволить продолжить этот тренд.
Сергей БЕЛЕВИЦКИЙ,
генеральный директор компании «РАМЭК»:
Основная проблема – рост цен на комплектующие в связи с падением курса рубля. У заказчиков просто нет денег.
Госзаказчики теперь более тщательно планируют обновление парка и более осмотрительно расходуют бюджеты?
Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):
Несомненно. И тщательно, и осмотрительно, но медленно и негибко. Хотя, стоит отметить отрадный факт, что правительство постоянно пытается наделить свои госструктуры большей гибкостью по осуществлению закупок и исполнению госконтрактов.
Алексей СЕВАСТЬЯНОВ,
первый заместитель генерального директора компании DataLine:
Да, можно так сказать. Особенно это заметно по оборудованию, стоимость которого возросла в рублевом эквиваленте. То, что есть определенный курс на оптимизацию IT-расходов, указывает и увеличение количества обратных аукционов. Кроме того, госзаказчики охотнее рассматривают в качестве альтернативы покупке оборудования аренду серверов и виртуальных ресурсов по модели частного облака на базе коммерческого data-центра.
Григорий СИЗОНЕНКО (ИВК):
Я считаю важной вехой развития рынка стало вымывание с него ненужных заказчику заказов и таких исполнителей, которые не в состоянии выполнить то, за что они взялись.
Сергей БЕЛЕВИЦКИЙ («РАМЭК»):
Если говорить о предприятиях ОПК, а это наши основные госзаказчики, то они
планируют не обновление парка, а выполнение гособоронзаказа, который планируется достаточно тщательно. Бюджет, который заложен в гособоронзаказ, должен быть освоен полностью и в срок.
Осталась ли схема закупок той же, что и раньше, или произошли какие-то изменения?
Алексей СЕВАСТЬЯНОВ (DataLine):
В последнее время увеличилось количество обратных аукционов.
Михаил ПЕТРОВ («Делайт 2000»):
Изменений в этой части не произошло, схема закупок осталась прежней.
Не делают ли теперь госзаказчики крен от «железа» к ПО?
Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):
Скорее, тренд можно обозначить так: от «железа» к услугам.
Дмитрий ТРОФИМОВ («Астерос»):
Есть некий уклон в сторону «железа», но креном данную ситуацию пока назвать сложно. Думаю, что в случае развития сложившейся экономической ситуации в негативную сторону, это точно произойдет.
Сергей БЕЛЕВИЦКИЙ («РАМЭК»):
Такой тенденции не видно. Это относится и к предприятиям ОПК и к остальным нашим госзаказчикам.
Конкурсы проводятся в рублях или у.е.?
Алексей СЕВАСТЬЯНОВ (DataLine):
Госкомпании проводят конкурсы в условных единицах, но это скорее исключение, чем правило. Органы госуправления – только в рублях.
Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):
В госсекторе – в рублях, у корпораций из-за текущей ситуации стали возобновляться конкурсы в у.е.
Дмитрий ТРОФИМОВ («Астерос»):
В нашей практике были прецеденты, когда контракт выставлялся бивалютным (именно в привязке). Импортное оборудование номинировалось в валюте, а строительно-монтажные и пуско-наладочные работы – в рублях. Конечная оплата по контрактам также происходила в рублях.
Григорий СИЗОНЕНКО (ИВК):
Наши заказчики работают только в рублях.
Сергей БЕЛЕВИЦКИЙ («РАМЭК»):
В рублях.
Сделан ли госсектором акцент на мобильные и облачные решения с использованием смартфонов и планшетов?
Алексей СЕВАСТЬЯНОВ (DataLine):
Наши заказчики из этого сегмента в основном пользуются услугами collocation, и переход к облачным моделям предоставления ресурсов происходит медленнее, чем у коммерческих организаций из таких отраслей, как ритейл, медиа, интернет-индустрия.
Андрей СОЛОВЬЁВ,
директор департамента корпоративных государственных проектов компании «Xerox Россия»:
В настоящее время структура спроса на IT-решения в госсекторе формируется в первую очередь под влиянием их экономической обоснованности. Заказчики часто выбирают продукты и услуги, отталкиваясь именно от этого критерия. В частности, в таких условиях на рынке востребован аутсорсинг печатной инфраструктуры (MPS, Managed Print Services), который помогает заметно сократить издержки, не снижая эффективности рабочих процессов.
Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):
Если говорить о мобильных устройствах, можно отметить рост интереса к уникальным монофункциональным (однозадачным и специализированным) устройствам. Их нельзя использовать вне решения конкретной задачи, не надо разделять частную и корпоративную области. А потеря устройства чиновником не приведет к утрате безопасности системы и угрозе потери информации из облака.
Опубликовано 24.03.2015