Новые технологии в дистрибуции (II часть)
(Окончание. Начало в IT News №07/2021)
Интересные проекты
Очевидно, что для любого бизнеса на первый план выходят те, что позволяют максимально сократить затраты и увеличить финансовые показатели. Несколько слов о наиболее удачных проектах, а также сложностях, возникающих в процессе пилотных внедрений.
Как поясняет Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»), чтобы максимально загрузить программного робота, прежде всего необходимо выявить процессы, требующие роботизации. Эта ситуация не уникальна, сегодня многим компаниям нужен отдел майнинга внутренних процессов для таких внедрений, поясняет он.
Не менее важная задача – поиск профессионалов в данной области, способных не только продать решение, но и помочь грамотно его внедрить. В России сейчас не так много подобных компаний. «В частности, “Марвел” готов делиться своим опытом роботизации с участниками рынка. Мало того, мы надеемся, что в недалеком будущем сможем предлагать его как самостоятельный сервис», – резюмирует г-н Мельников.
В свою очередь Владимир КАРПЕНКО (Treolan) отмечает, что системы компании постоянно модернизируются. В частности, если какой-то блок, обслуживаемый роботом, остался прежним, но изменения произошли где-то рядом, то робота нужно перепрограммировать. По результатам пилотного проекта оказалось, что это намного дороже обычной автоматизации рутинных процессов и ручных операций. «Поэтому для нас роботы, как и большинство новых технологий, пока что просто дорогая игрушка, которая может быть использована только в случае статичных, неизменных информационных систем копании», – заключает г-н Карпенко.
Владислав ФЕФЕЛОВ (Axoft) отмечает, что составление из данных целостной картины о продажах позволяет строить аналитику и делать выводы, благодаря чему стало возможным не только не упускать не всегда явные возможности, но и, напротив, создавать новые бизнес-направления для компании. Например, Axoft начала применять аналитику данных для прогнозирования и управления возобновляемым бизнесом, генерировать дополнительные и кросс-продажи в рамках своего портфеля, поясняет он.
Непривычные сценарии
А вот с какими проблемами приходилось сталкиваться участникам обзора при запуске новых сервисов, продуктов, особенно на базе непривычных сценариев и технологий.
Руководитель отдела маркетинга «Ревотех» (3Logic Group) Виктория КАЛАЧЕВА рассказывает, что компания ежедневно получает множество запросов со стороны государственного и коммерческого секторов относительно реализации задач на платформе Unitree, требующих оперативного решения с привлечением высококвалифицированных кадров. На данный момент основная проблема, или, правильнее сказать, сложность в этом сегменте заключается в том, что для осуществления успешных проектов на подобном оборудовании с ним сначала нужно научиться работать.
В ближайшее десятилетие бионические роботы станут обыденным явлением на производственных площадках, объектах железнодорожной инфраструктуры и метрополитенов, в логистике, силовых структурах, формированиях специального назначения. «В общем, окажутся у человечества на службе в прямом смысле слова. Именно поэтому мы активно внедряем их в систему отечественного высшего образования, ведь поколению инженеров, которое сейчас сидит за партами вузов, необходимо будет принять вызов рынка», – поясняет г-жа Калачева.
Владислав ФЕФЕЛОВ (Axoft) отмечает, что при запуске новых сервисов, как правило, приходится сталкиваться с человеческим фактором – длительной адаптацией, «внедрением» того или иного продукта/решения в рабочие привычки и профессиональную среду/культуру сотрудников. Поддержка и личный пример руководства компании, наглядное повышение удобства работы самих исполнителей при взаимодействии с сервисом дают быстрый положительный эффект.
Екатерина РОЖКОВА (MONT) утверждает, что с точки зрения бизнес-процессов компания смогла безболезненно перейти на новый формат. В этом очень помог многолетний опыт работы в рамках концепций и методологий SCRUM и Agile.
В MERLION же считают, что основная проблема при запуске новых технологий, сервисов, проработке нестандартных сценариев – отсутствие объективных метрик для оценки будущих эффектов от инвестиций. Кроме того, серьезное влияние оказывает дефицит IT-кадров.
Партнерская мотивация
Не менее важен вопрос мотивации клиентов и партнеров к внедрению и работе с новыми технологиями и сервисами, если речь идет о проектах, выходящих за пределы внутреннего распорядка компании. Необходимо, чтобы они не только захотели, но и смогли их использовать.
По мнению Алексея МЕЛЬНИКОВА («Марвел-Дистрибуция»), если компания запускает сервисы для улучшения взаимодействия с партнерами, то их дополнительно мотивировать не нужно. Они и так видят, что работать стало удобнее, и понимают, что это выгодно не только «Марвелу», но и им самим. Так было, например, несколько лет назад, когда компания переходила на электронный документооборот.
Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution) уверена, что основная задача здесь – уметь подробно и «вкусно» рассказывать. В качестве примеров она приводит обновленную B2B-систему OCS для дилеров, а также сервисы ЭДО, количество подключений к которым небыстро, но планомерно растет.
Владимир КАРПЕНКО (Treolan) акцентирует, что в первую очередь бизнес работает для клиента, поэтому команда Treolan старается почти во всех случаях консультироваться с партнерами, обсуждать с ними внедрение тех или иных сервисов еще до начала разработки.
Владислав ФЕФЕЛОВ (Axoft) подчеркивает, что партнеры признают ценность такого взаимодействия, поскольку зачастую ограничены в квалифицированных ресурсах, и всесторонняя поддержка, оказываемая дистрибьютором в развитии сервиса, служит для них очень важным мотиватором.
Екатерина РОЖКОВА (MONT) отмечает, что в компании хорошо отлажены коммуникации с партнерами, поэтому всю новую и важную информацию об инструментах, технологиях и предложениях удается доносить максимально оперативно до каждого из них. Кроме того, специалисты MONT обучают новых партнеров работе с порталом, помогают разобраться с функционалом, оперативно оказывают техническую поддержку.
В MERLION также уверены, что главное – убедить партнера в том, что новые сервисы принесут пользу и его бизнесу. Однако не всегда уровень технологий партнерской компании позволяет использовать все открывающиеся возможности, в таких случаях приходится действовать поэтапно, постепенно внедряя новые бизнес-процессы. «Например, мы сейчас активно внедряем custdev для развития наших цифровых продуктов, привлекая к этому пользователей на самых ранних этапах. В результате в компании лучше понимают не только запросы своих клиентов – новые «фичи» органично включаются в продукт и достаточно быстро становятся активно используемыми», – отмечают в MERLION.
Планы на ближайшее будущее
Напоследок спикеры поделились мнением, какие технологии, достойные внимания, еще недостаточно широко применяются внутри компаний, какие направления требуют более глубокого изучения со стороны дистрибьюторов в ближайшем будущем.
Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция») утверждает, что если в B2B-сегменте компания использует все инструменты по максимуму, то в сфере B2C еще можно выделить точки роста за счет внедрения новых технологий. Среди них использование элементов Big Data и анализа информации, в том числе клиентской базы, дебиторской задолженности, оценки поставщиков.
Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution) подчеркивает, что любое внедрение требует глубокой экспертизы как с архитектурной точки зрения, так и в плане попадания в бизнес-цели. Руководство компании постоянно изучает рынок, и в пилотных стадиях запущено по несколько десятков технологических решений – от простых программ, которые должны принести быструю и ощутимую пользу конечным пользователям, до сложнейших решений, затрагивающих всю инфраструктуру компании.
Опубликовано 10.08.2021