Новые технологии в дистрибуции

18.07.2021Автор Евгений Курышев
Новые технологии в дистрибуции
Сегмент дистрибуции как IT-решений, так и продуктов более широкого профиля постоянно развивается, однако этот рынок был и остается весьма консервативным в своих подходах.

Санитарно-эпидемиологический кризис последних лет, серьезно повлияв на развитие новых технологий в самых разных отраслях, не обошел стороной и дистрибьюторский бизнес. Об этом, а также о том, какие современные технологии сейчас востребованы у крупных IT-дистрибьюторов, мы и поговорим.

Ускоренные процессы

На примере кейсов по переходу на удаленную работу мы убедились, как быстро участники рынка способны ускорить внедрение новых технологий. Однако про удаленную работу сказано уже очень много, поэтому попробуем обойти ее стороной и поинтересуемся мнением наших собеседников о влиянии коронавирусного кризиса на запуск новых технологий и сервисов на базе оных как внутри компаний, так и вовне (с расчетом на использование клиентами и партнерами).

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):

«Прямого влияния на внедрение новых технологий в нашей компании коронавирусный кризис не оказал».  

Генеральный директор «Марвел-Дистрибуции» Алексей МЕЛЬНИКОВ отмечает, что в компании оперативно доработали некоторые детали по организации удаленной работы. При этом все остальные процессы, связанные с цифровой трансформацией, стартовали до пандемии и развиваются в полном соответствии с утвержденными ранее планами.

Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution):

Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution):

«То, что планировалось сделать завтра или когда-нибудь потом, оказалось крайне востребованным немедленно и сегодня».

Вице-президент OCS Distribution Наталья СОБОЛЕВА полагает, что коронавирус не столько повлиял на принятие новых технологий, сколько ускорил развитие тех, которые уже внедрялись, но не так быстро, как хотелось бы. Вне зависимости от рыночной ситуации современная компания требует высокой скорости операций и принятия решений в крайне неопределенной, перегруженной информацией и к тому же небезопасной среде. Именно эти факторы определяют основные направления цифровизации. В частности, глобальное повышение мобильности всего и вся – от устройств, на которых сотрудники работают, до доступности тех или иных данных.

По мнению г-жи Соболевой, рост использования мобильных технологий также приводит к необходимости применения новых подходов к управлению данными, например внедрения разработок на базе искусственного интеллекта (ИИ) везде, где это возможно. Именно они обеспечивают поддержание необходимых скоростей в повседневной операционной деятельности. Особо стоит отметить новые подходы в борьбе с киберугрозами – обратной стороной мобильности и доступности. Все перечисленные технологии развивались и до эпидемии, однако, когда большинство сотрудников внезапно оказались вне офисов, произошел резкий рост таких внедрений.

Владислав ФЕФЕЛОВ (Axoft):

Владислав ФЕФЕЛОВ (Axoft):

«Возросла роль электронного документооборота. Как внутрикорпоративного, так и с внешними контрагентами – поставщиками и партнерами. Данная технология позволяет ускорить бизнес-процессы, требующие документального сопровождения».

Директор департамента продуктовой экспертизы компании Axoft Владислав ФЕФЕЛОВ отмечает, что угроза пандемии и курс на социальную дистанцию потребовали внедрения инструментов для удаленной коммуникации с персоналом. В Axoft используют для этого и предлагают партнерам не только решения мировых лидеров, позволяющие в оперативном и прозрачном режиме создавать команды, управлять задачами, реализовывать процессы совместной работы над документами, проводить опросы, но и все более востребованные локальные продукты, которые подчас не уступают по функциональным возможностям иностранному ПО.

По словам Владислава, вырос спрос и на удаленные мониторинг и поддержку. При этом в компании отмечают снижение числа запросов на аппаратные платформы для пилотирования решений при сохранении потребности в пилотных проектах. «Если в докоронавирусное время наши партнеры и их заказчики предпочитали проводить пилоты исключительно на том «железе», на котором будут реализовываться проекты в IT-инфраструктурах клиентов, то в условиях локдауна большая часть таких работ стала проводиться на виртуальных мощностях с участием демолабораторий Axoft», – рассказывает г-н Фефелов.

Екатерина РОЖКОВА (MONT):

Екатерина РОЖКОВА (MONT):

«Безусловно, коронавирусный кризис ускорил темпы цифровизации и положительно сказался на принятии новых технологий».

Директор цифровой дистрибуции MONT Екатерина РОЖКОВА рассказывает, что в стратегию компании еще несколько лет назад был заложен переход продаж в онлайн и облако. Так, в 2016 году здесь запустили обновленный партнерский портал, набор возможностей которого позволяет партнерам в онлайн-режиме управлять заказами, контролировать документооборот и финансы, получать индивидуальные коммерческие предложения и участвовать в бонусных программах. В результате онлайн-продажи электронных ключей в период пандемии выросли на 50% год к году, уточняет г-жа Рожкова.

В целом компания оказалась технологически готова к переходу в онлайн: сотрудники просто взяли служебные ноутбуки и ушли работать домой. «Инфраструктурные решения MONT тоже были рассчитаны на подобную ситуацию. Например, мы еще в конце 2019 года начали переход на Microsoft Teams, и к началу пандемии вся компания окончательно перешла на эту технологию, что позволило вести бизнес в режиме онлайн на нужном уровне. Все встречи и коммуникации безболезненно перешли в Teams. В конечном счете пандемия принесла существенные сложности только в плане нехватки живого общения с коллегами, повышенной тревожности из-за новостного фона и т. д., но на бизнес-процессы не повлияла», – заключает г-жа Рожкова.

В MERLION отмечают, что именно переход на удалёнку стал триггером для рассмотрения и принятия технологий, касающихся автоматизации процессов и оптимизации костов с помощью RPA и AI/ML. Пока их внедрение касается только внутренних процессов, но рано или поздно дойдет и до внешних. Кроме того, кризис заметно повлиял на применение решений для работы с данными и НСИ, а также современных подходов к ИБ и разработке ПО. В компании уточняют, что часть из перечисленных внедрений не тянет на новые технологии, но для такого консервативного рынка, как дистрибуция, это прорыв.

Внедрение за внедрением

Список перспективных направлений достаточно широк: это и блокчейн-технологии, и искусственный интеллект (AI), и машинное обучение (ML), а также Big Data, программные роботы (RPA, Robotic Process Automation), дополненная и виртуальная реальность и многое другое. Сегодня сложно найти успешную компанию, где бы не использовалась ни одна из них, однако насколько часто эти технологии занимают достойное место в портфолио и/или бизнес-процессах компании, вопрос открытый. Информация о том, что дистрибьюторы в целом весьма консервативны в своем выборе, подтвердилась лишь частично.

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):

«Первостепенное значение для нас имеют технологии, которые позволяют оптимизировать существующие бизнес-процессы, помогают анализировать информацию и минимизируют ручной труд».

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция») отмечает, что в «Марвел» уже внедрили BI-систему (Business Intelligence) для глубокого анализа данных и построения детализированных отчетностей, которая необходима всем – от финансистов до специалистов по продажам. В то же время для минимизации ручного труда бухгалтеров запущен процесс внедрения OCR-системы, использующей технологию оптического распознавания текстов. Она позволяет автоматически извлекать из документов нужные данные и собирать их в необходимом формате.

«Cейчас мы начинаем внедрение программных роботов нашего вендора UiPath. Они автоматизируют и ускоряют рутинные процессы, связанные с первичной документацией, поступающей от наших поставщиков и партнеров», – продолжает г-н Мельников. В свою очередь, повысить уровень внутренней и внешней коммуникации удалось за счет развертывания собственных систем видеоконференцсвязи на основе решений Huawei и Avaya. За последние годы в «Марвел-Дистрибуции» перешли на активное использование облачных технологий, программ для сквозной аналитики и управления проектами в маркетинге, а также корпоративной социальной сети на основе «Битрикс24».

Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution):

Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution):

«Мы все время пробуем новое, и последние годы не исключение. У нас пилотируются решения на базе RPA, так как у дистрибьютора много рутинных операций, которые идеально подходят под такого рода решения».

Наталья СОБОЛЕВА (OCS Distribution) особо выделяет внедрение решений, связанных с NLP-технологиями (Natural Language Processing), за счет которых уже значительно возросла эффективность многих бизнес-процессов компании. На разработки этой категории возлагаются большие надежды. Кроме того продолжаются работы по оптимизации процессов, связанных с управлением данными и отчетностью на их основе: по большей части это Big Data, BI-аналитика и платформы для самообслуживания сотрудников, помогающие им самостоятельно создавать нужные отчетные инструменты. По словам г-жи Соболевой, все обсуждаемые технологии активно внедряются в течение последних лет.

Владимир КАРПЕНКО, руководитель отдела программных решений компании Treolan (ГК ЛАНИТ):

Владимир КАРПЕНКО, руководитель отдела программных решений компании Treolan (ГК ЛАНИТ):

«Безусловно, мы активно стали использовать технологии онлайн-взаимодействия между сотрудниками, вендорами и клиентами: среди них Microsoft Teams, Zoom и др.».

Екатерина РОЖКОВА (MONT):

Екатерина РОЖКОВА (MONT):

«Мы смотрим в сторону блокчейна и планируем внедрять эту технологию, но за короткое время полностью перейти на нее достаточно сложно».

Екатерина РОЖКОВА (MONT) отмечает, что в компании отслеживают все новые технологии, а за некоторыми из них наблюдают с особым вниманием. В частности, за блокчейном, что уже отражено в инженерных проектах компании. Кроме того, в фокусе внимания использование Big Data и BI-систем для аналитики продаж.

А в MERLION подтвердили, что уже начали успешно применять такие технологии, как RPA, AI и ML, в рамках внутренних бизнес-процессов.

 

(Продолжение в следующем номере)

Похожие статьи