Почему растут цены в ИТ-отрасли

Логотип компании
Почему растут цены в ИТ-отрасли
Нестабильная реальность коснулась всех игроков российского рынка. Пока компании перестраивают экономику и адаптируются, клиенты отмечают повышение цен на оборудование, программное обеспечение и облачные сервисы.

Разберём основные причины роста цен.

Логистика требует времени

ИТ-бизнес в России столкнулся с нехваткой оборудования, большую часть которого импортировали из Европы и США. Так, Intel и AMD приостановили поставки микропроцессоров. В страну запретили экспорт квантовых компьютеров, высокотехнологичной электроники, передовых полупроводников.  

Логистические трудности разорвали привычные цепочки поставок, а новые ещё не сформировались. Forbes сообщает, что российский бизнес ощутит дефицит серверов и комплектующих в следующие 3-6 месяцев. Эксперты видят два пути решения проблемы:

Серый, или параллельный, импорт. 30 марта правительство легализовало ввоз в страну санкционного оборудования без согласия правообладателя. Это позволит закупать его у посредников в соседних странах, которых не коснулись ограничения. Потребуется время, чтобы получить конкретные ценовые предложения, информацию о сроках поставок и гарантиях. 

Переход на китайское оборудование. Об этой возможности говорят и зарубежные эксперты. Bloomberg называет Китай главным импортёром техники в Россию: треть полупроводников, а также половину ПК и смартфонов поставляют в страну китайские предприятия.

В целом аналитики сходятся во мнении: компании не хотят терять крупный российский рынок. Задача — наладить механизмы поставок. Юрий Брюквин, директор аналитического агентства «Рустелеком», считает, что сложности будут только на первом этапе. Со временем ситуация придёт в норму: логистику наладят и будут закупать оборудование через страны, не поддержавшие санкции.

Отечественное оборудование: низкая конкуренция — высокий спрос

Что касается софта, то большинство экспертов сошлись во мнении: уже десять лет отрасль следует курсу на импортозамещение, поэтому переход на отечественное ПО будет достаточно безболезненным. А техническая поддержка ушедших сервисов может перейти к игрокам внутреннего рынка, компаниям-интеграторам.

Однако спрос на российские решения напрямую повлиял на цены. Так, мы наблюдаем ажиотаж вокруг серверов отечественного производства. Серверные платформы собирают из зарубежных компонентов. Запасы комплектующих ограничены, новые поставки — под вопросом. Чтобы минимизировать риски и быстро заработать, пользуясь уходом конкурентов, производители начинают спекулятивную игру, повышая цены. 

Облачные провайдеры тоже сообщили о новой стоимости сервисов — она выросла на 50–60%. В качестве причин компании указывают подорожание серверного оборудования и сложности с логистикой. Таким образом российские «облачники» надеются компенсировать издержки, используя массовый переход клиентов от ушедших Microsoft Azure, Google Cloud, Amazon AWS.

Кадры: привлечь, удержать, мотивировать

Как сообщает Российская ассоциация электронных коммуникаций, в феврале и марте 2022 года из страны уехали 50–70 тысяч ИТ-специалистов. Особенно отток повлиял на производителей программного обеспечения, системных администраторов, экспертов по кибербезопасности. На оставшихся российских разработчиков легла дополнительная нагрузка. Она вызвана не только ажиотажным спросом, но и необходимостью в усиленном режиме работать над безопасностью ИТ-инфраструктуры, а также над созданием отечественного ПО. 

Чтобы привлечь, удержать и мотивировать сотрудников, владельцы компаний повышают зарплаты. Как сообщает HeadHunter, средние зарплаты в ИТ на начало апреля уже на 21% превышают суммы, актуальные для апреля прошлого года. А по данным SuperJob, средняя зарплата программиста в России к концу года может вырасти на 25%. Рост цен становится компенсацией расходов на кадры.

В то же время Валентин Макаров, президент ассоциации «РУССОФТ», считает, что ситуация уже стабилизировалась: первая паника прошла, и часть специалистов возвращается в Россию. Их количество уже равно количеству уезжающих. В России вернувшихся ждут амбициозные задачи при работе над отечественными проектами. 

Читайте также
IT-World попросил ведущих ИБ-экспертов поделиться мнением о достоинствах и недостатках Zero Trust,о сложностях перевода на этот метод корпоративной инфраструктуры и пользователей.

Опубликовано 27.04.2022

Похожие статьи