«Сколково» и «ХимРар» вместе поборются с блокбастерной медициной

Логотип компании
24.06.2014
«Сколково» и «ХимРар» вместе поборются с блокбастерной медициной
Председатель правления компании «ХимРар» Андрей Иващенко рассказал IT-Weekly о трендах в инновационной медицине и о сотрудничестве со «Сколково».

Председатель правления компании «ХимРар» Андрей Иващенко рассказал IT-Weekly о трендах в инновационной медицине и о сотрудничестве со «Сколково».

Российская компания «ХимРар», созданная в 1990 году, занимается разработкой и испытанием новых лекарственных препаратов и соединений, создаваемых преимущественно по заказам зарубежных клиентов. Соглашение о стратегическом партнерстве с компанией «ХимРар» на прошедшем в начале июня форуме Startup Village со стороны «Сколково» подписывал лично президент этого фонда Виктор Вексельберг. Это говорит и о том, насколько важно для «Сколково» медицинское направление в целом, и о значимости «ХимРара» в частности.

По словам Андрея Иващенко, «ХимРар» интересен фонду «Сколково», в первую очередь, как команда, которая имеет двадцатилетний опыт в области международного разделения труда. Дело в том, что «ХимРар» вырос на западных клиентах, поскольку на момент создания компании заказчиков новых медпрепаратов в России не было. В результате в России появилась местная фирма, работающая по международным стандартам, способная сертифицировать свои продукты за рубежом и понимающая, как выстраивать отношения на международном рынке.

«Сколково» сегодня именно этого и недостает – практического опыта продвижения российских инновационных продуктов за пределами страны. Кроме того и в самой медицине инноваций хватает.

Здесь, по словам Иващенко наступает переломный момент, когда технологии, по которым завоевывали рынок крупнейшие мировые фармацевтические корпорации, перестают работать. Для акул фармацевтики была характерна «блокбастерная модель», когда «бигфармы» разрабатывают и производят одну, грубо говоря, «таблетку», а затем продают ее по всему миру. Новая парадигма в отрасли – «персональная медицина». В этом случае лекарства изготавливаются под конкретного пациента. Этот подход считается более эффективным с точки зрения клинических результатов и гораздо менее прибыльным для корпораций, чем традиционный «блокбастеный». Бизнес-модель крупных корпораций оказалась к новой ситуации не готовой. Все, что продается на суммы меньше $100 млн долларов в год нерентабельно.

Поэтому, как полагает Иващенко, все новое, что происходит в медицине (клеточные технологии биомаркеров и так далее), даже если и было разработано в США, начинает дрейфовать в страны, где влияние фарм-корпораций не так велико, и активно развиваются медицинские стартапы. А это Китай, Корея, Россия и другие страны. Все они получают карт-бланш на то, чтобы стать технологически более продвинутыми, чем государства, традиционно считавшиеся лидерами в медицинских технологиях. Именно из-за костности бизнес-модели крупных корпораций, которые сегодня правят бал.

«Я не исключаю такого сценария развития медицинской отрасли, что развитые страны, застряв в блокбастерной модели, через какой-то момент отстанут, а страны типа России сразу скакнут в новый уклад персонализованной медицины», - предположил Андрей Иващенко.

Любопытно, что и по деньгам российский рынок становится все более привлекательным для инноваторов в фармацевтике. Несколько лет назад «ХимРар» получал от российских заказчиков всего 5% прибыли, а сегодня - 20%. Это при том, что традиционные для компании американский и японский рынки находятся в стагнации. Не факт, что России удастся и впредь расти на те же 20-30% в год, что и сейчас, но шанс стать ключевым рынком для местной компании – разработчика лекарств у нашей страны уже появился.

Читайте также
Производство, которое смогло пережить 90-е, российский бренд микрофонов, горячо любимый U2, Sting, Iron Maiden, Мэрилином Мэнсоном, Radiohead. IT-World посчастливилось познакомиться с генеральным директором R&D-центра «Октава Дизайн и Маркетинг» Любовью Стальновой и задать ей несколько вопросов.

Похожие статьи