Робот-автомобиль привезет пиццу
Несколько лет назад по Сети ходил анекдот про роботов-рыбаков: «“Тяни, клюет!” – говорит один. “Не буду, свой попался. Электрический скат”, – отвечает второй». Действительность иногда интереснее прогнозов, даже высказанных в виде шуток. В ближайшее время роботов-гитаристов и роботов-рыбаков на рынке не ожидается, зато на подходе автоматические развозчики пиццы.
Робот-водитель не заснет за рулем
В мае этого года беспилотным автомобилям компании Google разрешен проезд по дорогам общего пользования в штате Невада (пока только для Toyota Prius). Чтобы получить это право, машины, ведомые роботами, проехали порядка полумиллиона километров. За все время тестирования беспилотники Google ни разу не попали в аварию. Во время испытаний рядом с водителем-роботом находился водитель-человек, готовый взять на себя управление в случае возникновения нештатной ситуации. «Самоводные» авто в штате Невада будут помечены знаком ∞ (лежащая на боку восьмерка символизирует бесконечность) и, как ожидается, в скором времени получат легализацию и в штате Калифорния. Подобные законопроекты изучают штаты Флорида, Гавайи и Оклахома.
Уехать со старта – большая удача
Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что событием, заметно активизировавшим работу над автомобилями, управляемыми роботами, стало соревнование DARPA Grand Challenge – ралли в пустыне штата Невада, организуемое Defense Advanced Research Projects Agency (исследовательское подразделение Министерства обороны США), в котором участвуют беспилотные автомобили. Интерес военного ведомства обусловлен тем, что к 2015 году количество самодвижущегося транспорта в общем объеме автопарка армии США планируется довести до одной трети.
Первое соревнование DARPA Grand Challenge прошло в 2004 году. Участие в нем приняли 15 команд, призовой фонд составил $1 млн. Задача стояла непростая: автомобилю, оснащенному радаром, лидаром (лазерный радар), GPS-навигатором и системой компьютерного видения, требовалось преодолеть около 230 км по пересеченной местности. Со старта смогли уйти восемь машин из 15. Наилучший результат показала машина команды Red Team, созданная в Carnegie Mellon University, (CMU, Университет Карнеги – Меллона), проехавшая 11,8 км из 230.
В следующем, 2005 году призовой фонд увеличился до $2 млн и на старт вышли 23 автомобиля из 195, отобранных по результатам квалификационных заездов. Победу на этот раз праздновала команда Стэнфордского университета, беспилотник которой преодолел маршрут за 6 часов 53 минуты 58 секунд. Второе и третье места достались прежним чемпионам – команде Red Team изCMU.
К слову, состязания DARPA Grand Challenge 2005 года закончились знаменательным событием для индустрии «самоводных» автомобилей: в подразделение Google Driverless Car перешел Себастьян Трун (Sebastian Thrun), профессор компьютерных наук из Стэнфордского университета, бывший директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта. Именно он привел к победе роботизированный автомобиль Stanley, выигравший DARPA Grand Challenge ‘2005.
Состязания 2007 года проходили уже в городских условиях: автомобили-роботы должны были соблюдать правила дорожного движения (включая учет дорожных знаков), ехать в потоке, уметь парковаться. Целью конкурсантов была доставка условного груза в заранее определенную точку города менее чем за шесть часов. Первым в этом соревновании вновь стал автомобиль, созданный командой Себастьяна Труна. {PAID}
Монструозная «Дробилка» с пушкой
Что касается военного применения самоходных автомобилей, то DAPRA и здесь продолжает конкурсы, но теперь состязания проходят в болотах и другой местности со сложными условиями передвижения. В частности, на проселочной дороге, состоящей из жидкой грязи, современные автономные передвижные средства пока могут преодолеть отметку в 16 км. Впрочем, все, кто пытался проехать на автомобиле УАЗ по лесу после дождя, знают, что это очень приличный результат.
Но у американских военных есть и бесспорные достижения в данной области. Американская пресса сообщает, в частности, о «самоводном» монстре Crusher («Дробилка»), имеющем шесть колес и пушку не крыше. «Дробилка» разрабатывается Пентагоном с 2006 года. Эта машина, изготовленная из титана и алюминия, теоретически может взбираться на препятствия высотой 1,2 метра и пробираться по склону с уклоном в 40 градусов. «Внутренности» боевого монстра защищены стальной рамой, а нос усилен на случай если придется идти на таран. Машина стоит порядка $30 млн.
Но у этой военной машины есть одна особенность: она предпочитает ездить напрямую из точки А в точку Б, не особо выбирая маршрут. «Дробилка» не предназначена для защиты людей внутри, это снимает многие ограничения. Максимальная скорость движения – 40 км/ч. Впрочем, если на пути встречается высокий уступ, то «Дробилка» все же его объезжает, а не штурмует напрямую. В состав управляющего ПО входит экспертная система, которая самообучается в процессе прохождения автомобиля через препятствия, в частности, собирает данные о типе местности и растительности на маршруте. Для навигации используется GPS-приемник.
Настоящая гордость Crusher – специальный датчик, который выявляет войска неприятеля на расстоянии более трех километров. Для этого используются лидар, инфракрасная видеокамера и видеокамера, способная отправлять видео на удаленный командный пункт, откуда военные смогут управлять пушкой на крыше «Дробилки».
Интересно, что в настоящее время для управления «Дробилкой» и ее пушкой используется музыкальный плеер iPod Touch.
Опубликовано 14.12.2012