Импортируемое телеком-оборудование предлагается маркировать

Логотип компании
Импортируемое телеком-оборудование предлагается маркировать
Российские компании-производители оборудования предложили маркировать ввозимую из-за рубежа технику, а вендорам – запретить использование в таможенном оформлении посреднических компаний.

Компании-производители телекоммуникационной и радиоэлектронной аппаратуры из Сибирского федерального округа, при поддержке ряда ассоциаций, объединяющих российских разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, направили в адрес главы Кабмина РФ Дмитрия Медведева свои предложения по импортозамещению в отрасли связи. Ввозимое из-за рубежа телекоммуникационное оборудование предлагается маркировать, а вендорам – запретить использование в таможенном оформлении посреднических компаний. Переход на прямой импорт продукции, по мнению участников рынка, позволит поддержать отечественных производителей, в частности, и программу импортозамещения, в целом.

Разработчиками предложений выступили компании «Элтекс» (российский производитель телекоммуникационного оборудования, г. Новосибирск), АО «НПФ «Микран» (российский производитель радиоэлектронной аппаратуры, г. Томск), Т8 (производитель телекоммуникационного оборудования спектрального уплотнения для оптических сетей связи в РФ и странах СНГ, с офисом в Новосибирске), а также Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП), Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) и Ассоциация содействия развитию и стандартизации систем управления на основе индустриального Интернета «НППА».

В открытом доступе текст обращения не размещен, однако оно попало в распоряжение представителей ведущих российских СМИ, и на него они ссылаются в своих публикациях.

Прежде всего, авторы документа предлагают обязать иностранных поставщиков телекоммуникационного оборудования (в числе крупнейших и известнейших такие компании, как Cisco, ZTE, Huawei, NEC и D-Link) перейти к прямому импорту собственной продукции, отказавшись от использования услуг компаний-посредников в таможенном оформлении.

Затем, все ввозимое в Россию телекоммуникационное оборудование предлагается в обязательном порядке снабжать особыми метками-маркерами.

Отраслевые ассоциации, участвующие в составлении обращения, просят наделить их правом доступа к таможенной статистике и ввозным ценам. Таким образом, считают они, специалисты получат возможность выявлять подозрительные таможенные операции и даже инициировать проверки недобросовестных поставщиков с участием всех заинтересованных ведомств - полиции, налоговых и таможенных органов.

Все эти меры, как считают составители обращения, позволят исключить занижение НДС при ввозе оборудования и, как следствие, создадут ценовые преимущества для оборудования российского производства.

По подсчетам экспертов АРПЭ, по итогам 2017 г. совокупный объем российского рынка телекоммуникационного оборудования составил 250–300 млрд рублей. Однако доля российских производителей в этом объеме составила всего лишь 6–8%, или 15–24 млрд руб. – оборудование отечественного производства закупают, как правило, лишь для ведомственных и корпоративных сетей связи. При этом в РФ разработаны и массово производятся линейки оборудования, способные практически полностью (на 85–90%) закрыть потребности всех крупных заказчиков – например, всех ведущих компаний сотовой связи (МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и Tele2) и федеральных ведомств. И если привлекательность импортного оборудования связи снизится, в частности, из-за введения предложенных в письме мер, выпускать оборудование на территории России станет выгоднее, и рынок может вырасти в несколько раз.

Однако представители ведущих вендоров телекоммуникационного оборудования в беседе с заинтересованными СМИ высказали мнение, что предложения, которые выдвинули российское производители, лишь создадут помехи рыночной конкуренции и ограничат выбор заказчиков при организации закупок. Так, например, как отметил старший вице-президент ООО «ЗТИ-Связьтехнологии» (ZTE) Тигран Погосян, раскрытие ввозных цен приведет к созданию неравных условий конкуренции. Иностранные комплектующие ввозят не только вендоры, но и непосредственно российские производители, а значит, правом проверки ввозных цен следует наделить и иностранных вендоров. Кроме того, напомнил эксперт, в нашей стране уже введены и действуют дополнительные привилегии для отечественных производителей. В их числе - критерий 15%-ого преимущества в цене при участии в тендере. «Возможно, следует проанализировать пошлины и условия ввоза готового оборудования и комплектующих, определив другой процент преимущества для российских разработчиков», - считает он.

В свою очередь, генеральный директор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова в беседе с представителями СМИ отметила, что инициативы по защите отрасли связи от влияния санкций, в том числе импортозамещение, власти рассматривали и вводили в действие в течение последних 4-х лет. Например, был принят план содействия импортозамещению в промышленности, а также создан реестр Минпромторга, куда вошло 391 наименование телекоммуникационного оборудования. Меры эти дали определенные результаты - например, доля импорта в радиоэлектронной промышленности к концу 2016 г. сократилась до 54%. Однако на отечественном рынке пользуются спросом лишь 46 единиц наименований из этого реестра, в основном, коммутаторы и маршрутизаторы. Основной же объем поставок телекоммуникационного оборудования для нужд российских производителей до сих пор обеспечивают компании из Китая.

По сведениям СМИ, письмо из Кабмина РФ уже перенаправлено в Минпромторг, Минкомсвязь и Минфин, и сопровождалось поручением рассмотреть его и доложить о результатах.

Опубликовано 21.08.2018