Сбербанк и «Яндекс»: грядет ли раздел имущества?

Логотип компании
Сбербанк и «Яндекс»: грядет ли раздел имущества?
Поисковая система и интернет-портал «Яндекс» и Сбербанк готовятся прекратить сотрудничество в рамках двух крупных совместных проектов - «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги». Сам Сбербанк, как и инвестиционная компания Millhouse Capital, которой прочат статус наиболее вероятного будущего миноритария «Яндекса», назвали эти сведения не более, чем рыночными слухами.

Поисковая система и интернет-портал «Яндекс» и Сбербанк готовятся прекратить сотрудничество в рамках двух крупных совместных проектов - «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги». Сам Сбербанк, как и инвестиционная компания Millhouse Capital, которой прочат статус наиболее вероятного будущего миноритария «Яндекса», назвали эти сведения не более, чем рыночными слухами.

В капитале совместного предприятия «Яндекс.Маркет», созданного компанией «Яндекс» и Сбербанком РФ на базе одноименного сервиса по подбору товаров, и продвигающего сразу три проекта в области электронной коммерции - Яндекс.Маркет, маркетплейс «Беру» и маркетплейс Bringly, доли банка и IT-компании составляют сегодня по 45%, еще 10% находится в распоряжении менеджмента.

В другом предприятии, участие в котором партнеры готовятся прекратить – сервисе онлайн-платежей «Яндекс.Деньги» - Сбербанк РФ владеет капиталом в 75%, «Яндекс» - в 25% плюс одна акция.

Прекращение партнерства в этих проектах, утверждают информированные источники в СМИ, будет выглядеть следующим образом. Компания «Яндекс» выкупит у Сбербанка РФ его долю в «Яндекс.Маркет», останется единственным крупным акционером этого предприятия и далее будет самостоятельно заниматься развитием экосистемы проекта.

Сбербанк РФ, в свою очередь, получит 25% акций проекта «Яндекс.Деньги», которые сегодня принадлежат компании «Яндекс». После этого банк станет, фактически, единственным акционером сервиса онлайн-платежей, и снимет тем самым с компании «Яндекс» запрет на самостоятельное развитие других финтех-проектов.

Как прокомментировал ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков, такое изменение структуры владения в совместных проектах представляется вполне логичным. Для Сбербанка как структуры финансовых услуг более свойственна работа с деньгами, а для компании «Яндекс» важны направления рекламного дохода и маркетинга. Кроме того, эти шаги могут быть ответом на определенные изменения в поведении потребителей: шок от пандемии коронавирусной инфекции привел к увеличению дистанционной занятости и продаж через Интернет, что выявило интересы и экспертизы банка и IT-компании в соответствующих сферах.

Для дальнейшего развития проекта «Яндекс.Маркет» компания «Яндекс», утверждают источники информации, может разместить до 5% своих обыкновенных акций класса А (одна акция - один голос), что должно принести компании, исходя из текущей ее капитализации ($13,4 млрд), сумму порядка $670 млн. Кроме того, считают информированные СМИ, на выкуп доли банка в проекте «Яндекс» может направить средства от размещения облигаций на сумму в $1,25 млрд, произведенного в начале текущего года. Сбербанк РФ уже инвестировал в «Яндекс.Маркет» сумму в 30 млрд руб., но выкуп его доли, полагают эксперты, IT-компании придется произвести по рыночной цене. Правда, назвать предполагаемую сумму сделки они не смогли, но уточнили, что в апреле текущего 2020 г. аналитики оценили «Яндекс.Маркет» в сумму от 90 до 96 млрд руб.

Принять участие в размещении акций с большой долей вероятности могут инвестиционная компания Millhouse Capital, банк ВТБ и ряд других международных и российских инвесторов. К примеру, ВТБ и «Яндекс» уже работают над запуском совместного проекта - сервисом для непрофессиональных инвесторов для торговли ценными бумагами «Яндекс.Инвестиции». Но, считают информированные источники, ни один из новых возможных акционеров не консолидирует значительно более 1% и не будет претендовать на включение своих представителей в совет директоров.

О том, что Сбербанк РФ и компания «Яндекс» поняли, что их совместные предприятия в сферах e-commerce и финансовых технологий пересекаются и напрямую конкурируют с другими их проектами, СМИ сообщали еще год назад. Например, у Сбербанка РФ есть совместные проекты и с Mail.Ru Group - в сегментах онлайн-такси и доставки еды.

Как заявили источники, с этого момента у партнеров и начались расхождения во взглядах. Так, например, Сбербанк РФ хотел более плотной интеграции с IT-компанией, вплоть до вхождения в ее капитал, однако «Яндекс» предложение отверг. При этом, утверждают эксперты, банк не оставил идеи реализовать крупный проект в сфере интернет коммерции, и уже несколько месяцев интересуется покупкой какого-либо крупного онлайн-ритейлера.

Официальных сообщений, опровергающих или же подтверждающих муссирующиеся участниками рынка сведения, ни одна из сторон пока не сделала. Так, пресс-служба Сбербанка РФ, как и представитель Millhouse Capital, называют все «рыночными слухами», комментировать которые отказались. Пресс-служба ВТБ от комментариев воздержалась. Пресс-служба «Яндекс» заявила, что руководство компании действительно рассматривает возможную реструктуризацию своего владения в совместных предприятиях. Официальные сообщения о прекращении партнерства Сбербанка РФ и компании «Яндекс» в двух совместных проектах, как предполагается, могут появиться уже в июне текущего года.

Опубликовано 08.06.2020

Похожие статьи