Сюрпризы цифровой трансформации бизнеса: не только сокращение расходов

Логотип компании
Сюрпризы цифровой трансформации бизнеса: не только сокращение расходов
Цифровая трансформация бизнеса - не только инструмент сокращения расходов и повышения доходов. Часто она несет сюрпризы, о которых было невозможно догадаться на этапах планирования. И эти сюрпризы бывают как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Раньше, до пандемии, большинство компаний рассматривали цифровую трансформацию бизнеса прежде всего как средство снижения расходов и повышения доходов. Фактически, в этом и состоит цель любого бизнеса. Но в последнее время кое-что изменилось. Цифровая трансформация создает точки роста, эдакие почки на древе бизнеса, из которых могут вырасти новые направления, неведомые бизнесу традиционному. А может и не вырасти — сложно заранее сказать, приживется ли технология, насколько она пойдет, что принесет, и не засохнет ли спустя какое-то время.

Этот вопрос тесно связан с владением технологиями и их использованием — что не одно и то же.

Если у нас есть мяч, мы можем играть с ним в баскетбол, футбол и волейбол (с разной степень успеха), можно плавать, держась за мяч, можно прыгать на нем сверху (сомнительная затея), есть возможнось швырнуть мяч о стену, сбрасывая напряжение и злость, можно разбить окно соседу, а можно просто положить в углу собирать пыль. Или положить мяч на видное место и заставить сотрудников полировать его поверхность в режиме 24 на 7, при этом не используя. В любом из этих случаев мяч у нас есть.

Так и с ИТ. Одна и та же технология может использоваться на 10% от своего потенциала, а может, фигурально выражаясь, на 110%. В последнем случае она приносит неожиданные бонусы, о которых первоначально даже не думалось.

Впрочем, бывает и наоборот: цифровизация и современные инструменты могут дать неожиданные осложнения, если их не предусматривать: типа CRM в облаке, к которому пропал доступ из-за сбоя, а резевных копий компаний, понадеявшаяся на заявленную надежность, не делала. И правда, мы же не держим дома дизель-генераторы на случай отсутствия электричества. Или еще негативный пример — одна компания завела себе учетную запись в Twitter для того, чтобы публиковать новости предприятия. Но процесс согласования текстов и фотографий был столь сложен и многоступенчат, что от написания до выходы «срочной» новости проходила неделя, и всю эту неделю менеджер бегал и согласовывал новость, которая тем временем медленно, но уверенно протухала. Для такого явления даже есть название «демократизация технологий», когда в компании некий цифровой инструмент применяют не только несколько «небожителей», но и широкие массы сотрудников. Правда, при этом возрастает вероятность «культурного столкновения»: часть сотрудников обладает высокой цифровой культурой и готовы применять новые инструменты, часть равнодушна, некоторые саботируют. Но это тоже — неожиданные эффекты цифровизации, заранее может быть непонятно, кто есть кто. И в некоторых сотрудниках могут обнаружиться неизвестные ранее таланты.

Опубликовано 11.08.2020