Особенности перевода ИТ-инфраструктуры с зарубежных продуктов на отечественные решения в отдельно взятой компании или непростое импортозамещение
Сегодня, когда импортозамещение является не просто необходимостью следовать государственным нормативно-правовым актам, а и вопросом выживания в условиях с каждым днем все более сгущающихся международных санкций, разные компании ведут себя совершенно по-разному. В силу тех или иных причин у каждой из них своя специфика, тактика и стратегия.
Кто-то, по-прежнему использует привычные зарубежные решения, другие собирают «лоскутное одеяло» из предложений разных вендоров, тратя время, силы и средства в попытках совместить их между собой, и лишь отдельные игроки решаются заменить одним махом все и вся.
Одной из таких компаний оказалась «ВИЛО РУС», которая представляет в России известного немецкого производителя насосов и насосных установок, а также приборов автоматического управления, применяемых в самых различных отраслях. В нашей стране у «ВИЛО РУС» имеется 32 филиала, включая завод в Ногинском технопарке, запущенный в 2016 году. Именно на этом предприятии компания и собрала журналистов, чтобы рассказать о локализации продукции и переводе своей ИТ-инфраструктуры на стек решений «Группы Астра».
«ВИЛО РУС» еще в 2017 года она заключила «Специальный инвестиционный контракт» с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Московской области, предусматривающий достижение степени локализации продукции до 85%. По словам представителей завода, на отдельных производственных участках ее показатель уже сейчас доходит до 95%.
Но одной локализацией продукции в компании не ограничились. Как отметил Андрей Рожнов, коммерческий директор «ВИЛО РУС», идея перехода на российские решения давно витала в воздухе. В частности, был осуществлен переход с ERP-системы SAP на отечественную систему компании «1С», кроме того из зарубежных банков финансовые операции перенесены в отечественные структуры.
В 2022 году с началом санкционного давления, было принято решение о переводе ИТ-инфраструктуры компании на отечественное решение. Инициатива по словам Николая Самойлова, генерального директор компании «ВИЛО РУС», исходила именно от российского подразделения. На самом деле выбор у «ВИЛО РУС» был невелик — или строить новую ИТ-инфраструктуру из продуктов разных вендоров или же применить монобрендовое решение. Последнее было предпочтительнее, но и здесь выбор был небольшой — на российском рынке сегодня имеется три ведущие операционные системы. Это ОС «Альт» компании «Базальт СПО», «РЕД ОС» - от компании «Ред Софт» и Astra Linux - от «Группы Астра».
В итоге специалисты «ВИЛО РУС» остановились на предложении последней. Свой выбор они объяснили наличием у нее набора взаимоувязанных решений. По факту при миграции с пакета Microsoft на «Астру» было задействовано семь ее продуктов.
А как отметил бывший президент Microsoft Russia Николай Прянишников, который в июле этого года стал главным коммерческим директором «Группы Астра» сейчас в линейке компании 22 продукта.
Буквально на днях «Группа Астра» объявила о выпуске новой версии операционной системы Astra Linux восьмого поколения.
И еще Николай Прянишников пошутил, что если вдруг когда-нибудь Microsoft вернется на российский рынок, то окажется, что ее разработки не полностью совместимы с отечественными решениями.
Как отмечают представители заказчика и подрядчика, проект был непростой и не только потому, что внедрить новую ИТ-систему требовалось во всех 32 филиалах «ВИЛО РУС», расположенных в разных часовых поясах и имеющих разную специфику работы. Дело в том, что все управление ИТ-инфраструктурой российской дочки осуществлялось из Германии, кроме того, что часть сервисов так же находилась в зарубежном облаке.
Последнее создавало трудности с соблюдением требований к информационной безопасности и с доступностью архивных данных ERP-системы как для работы, так и для контролирующих органов.
Поэтому, чтобы при переводе на отечественное решение все корректно заработало на новом софте, пришлось разбираться, как устроена и работает инфраструктура в самой Германии и что необходимо перевести под российскую юрисдикцию.
Ситуация осложнялась еще и тем, что у «ВИЛО РУС» практически отсутствовали собственные ИТ-ресурсы для выполнения такого сложного комплексного проекта. По словам руководства компании, в ее штате при всей разветвленности филиальной сети имеется всего четыре айтишника. Интересен данный проект еще и тем, что осуществлялся он в своеобразной коллаборации и что в нем по сути отсутствовал интегратор как таковой.
«Группа Астра» выступала в нем и как вендор, и как интегратор — часть работы по накатыванию новой системы, ее отработки, создание среды виртуализации и IP-адресов лежала на плечах ее специалистов.
На стороне «ВИЛО РУС» были вопросы по бекапированию данных из облака, так как «Астра» не имела к ним доступа, развертыванию Wi-FI сети, мелкой работы типа ручной накатки скриптов на какие-либо устройства и тестированию системы.
Компании «Астра Консалтинг», входящей в «Группу Астра», досталась функция проектировщика, интегратора и консалтера. Ей же будет осуществляться и техническая поддержка при решении сложных вопросов.
А каждодневная поддержка системы в первую очередь возложена на ИТ-сотрудников «ВИЛО РУС» - они прошли обучение в «Астре» и получили соответствующие сертификаты. Переход на стек продуктов от «Группы Астра» удалось осуществить за 8 месяцев, из которых 6 ушло на подготовительные работы.
Но, как отмечают сотрудники с обеих сторон, проект был непростой, были сбои и были ошибки. «Искрило», одним словом, некоторые вещи, что называется, на ходу приходилось доводить до ума. Например, после наката новой системы не заработал принт-сервер, что затормозило подготовку этикеток для готовой продукции завода. В итоге пришлось устранять проблему в срочном порядке.
Заказчик готов транслировать опыт своим партнерам, в том числе и зарубежным, заинтересованным в локализации бизнес-процессов и технологий в контуре своего предприятия.
Видимо в числе прочего в пользу этого сыграл тот факт, что стек от «Группы Астра» обходится в 11 раз дешевле, чем стек от именитой американской компании. К тому же отмечается, что на «Астре» система работает быстрее, чем на Microsoft.