Смартфоны и планшеты, как двигатель торговли
«МегаФон» отчитался об итогах работы собственной розничной сети. Выручка выросла за последний год на 18%.
Построение розничной сети «МегаФон» начал в 2009 году. По данным Игоря Майстренко, директора по сервису и продажам «МегаФона», сегодня данная торговая структура включает в себя 2000 салонов, расположенных в 537 городах РФ. За прошлый год их количество увеличилось на 8%, а прибыль на одну торговую точку – на 9%. При этом общая выручка сети в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 18% до 30 млрд рублей.
Наиболее продаваемыми видами продуктов в прошлом году были смартфоны и планшеты, что позволило «МегаФону» занять в этих сегментах 7 и 9% рынка соответственно.
Одним из главных трендов 2014 года стал рост продаж LTE-устройств. В результате продажи LTE-устройств в 2014 по сравнению с 2013 годом выросли в 3 раза, и сегодня 30% ассортимента всех товаров в салонах приходится на девайсы, поддерживающие 4G.
Одновременно с этим сеть «МегаФон Ритейл» стала для оператора самым доходным и контролируемым каналом продаж контрактов мобильной связи – 34% всех подключений к «МегаФону» осуществляется в ее салонах.
Некоторые коррективы в бизнес компании внесло резкое снижение курса рубля в конце прошлого года, из-за чего спрос потребителей сместился в сторону более дешевых устройств. Более всего просел сектор планшетов. Продажи дорогих планшетов (от 10 тыс. руб.) сократились на 20% по отношению к1Q14. А, вот, доля бюджетных планшетов (до 5 тыс. руб.) в продажах составила более 50%, что на 21% больше чем в 1Q14. Доля планшетов в ценовом сегменте 5-10 тыс. руб. составила 37%.
Похожая картина наблюдается и в сегменте смартфонов. Доля реализации бюджетных аппаратов (до 5 тыс. руб.) составила 51% продаж от всех смартфонов, что на 4% больше чем в 1Q14. Продажи смартфонов в ценовом диапазоне от 10 тыс. руб. уменьшились на 9% к 1Q14.
Однако в первом квартале 2015 года наблюдался рост продаж. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в конце прошлого года в компании хорошо просчитали грядущую ситуацию на рынке и закупили солидные партии бюджетных устройств, включая продукцию ZTE.
В онлайн-сегменте выручка по сравнению с 2013 в прошлом году выросла в 3 раза.
Всего было обработано 450 тыс. заказов, что больше чем в 2013 на 70%. Продажи смартфонов и планшетов в режиме онлайн по сравнению с 2013 годом выросли в штуках в 2 раза.
В дальнейших планах компании более плотная интеграция с другими онлайн-проектами, оптимизация интерфейсов и запуск продаж в кредит онлайн.
Что касается самих точек продаж, то для повышения уровня их доходности так же будут предприняты определенные меры. В первую очередь за счет улучшения онлайн
обслуживания предполагается снизить нагрузку на продавцов-консультантов, которые смогут меньше отвлекаться на решение различных сервисных вопросов.
Большая роль в этом отводится приложению «Личный кабинет». На сегодня число его загрузок приближается к 1,4 млн. В ближайшем будущем планируется добавить в него еще около 150 функций и распространить его действие на все регионы присутствия «МегаФона».
Так же повышение прибыльности салонов возможно за счет расширения спектра дополнительных услуг. Так, в 2014 году в 50% точек продаж «МегаФон Ритейл» появились специальные терминалы, с помощью которых пользователи могут оплатить услуги разных сотовых/интернет операторов и ТВ-провайдеров без комиссии, а также пополнить транспортную карту «Тройка». В 2015 году планируется установить такие терминалы еще в 30% салонов.
Еще одно направление предоставления дополнительных услуг – денежные переводы, основная часть которых сегодня приходится на Россию и страны СНГ.
Для повышения отдачи точек продаж в компании хотят изменить и сами салоны. Изменениям подвергнется их дизайн, а также будет рационализировано зональное разграничение площадей и оптимизирована выкладка товара.
Одновременно с этим запущен процесс дифференциации торговых точек «МегаФон Ритейл». Всего их будет три типа: «МегаФон бизнес» – офис обслуживания бизнес-клиентов, «МегаФон.ру» – салоны полного функционала и «МегаФон экспресс» – салоны продаж и быстрого обслуживания с несколько ограниченным набором услуг и ассортиментом товаров.