Облачное шествие продолжается

Логотип компании
Облачное шествие продолжается
Когда заходит разговор об IT-погоде, естественно, не обходится без обсуждения облачности. Что же об этом говорят в России? Обратимся для начала к сухой статистике

Когда заходит разговор об IT-погоде, естественно, не обходится без обсуждения облачности. Что же об этом говорят в России? Обратимся для начала к сухой статистике. По данным исследовательской компании IDC, размер российского рынка публичных и частных облачных операционных услуг вырос в 2011 году на 417,3% – до $59,38 млн. Расходы на услуги публичных «облаков» достигли $27,35 млн, включая $3,1 млн на услуги, предоставленные в рамках модели виртуального частного «облака». В 2011 году зафиксирован резкий рост услуг IaaS, составивших наибольшую долю (49,6%) публичных облачных сервисов. На долю SaaS пришлось 46,8%, PaaS – 3,6%.

Можно сказать, что на российском IT-небосводе образовалась облачная вереница, и она ждет своих почитателей, чтобы вылиться на них дождем эффективности, не подмочив при этом репутацию системных интеграторов и вендоров, которые эти облачные конгломераты и образуют. Одним из таких тандемов стали компании «Астерос» и EMC. О том, как «куются» совместные сервисы из «облака», главному редактору газеты IT News Геннадию Белашу рассказали Дмитрий Шилов, исполняющий обязанности руководителя дирекции аутсорсинга группы «Астерос», и Дмитрий Жданов, директор департамента услуг сопровождения централизованных систем дирекции аутсорсинга группы «Астерос».

Как вы оцениваете уровень заинтересованности российских компаний в облачных услугах?

Д. Ш.: Такие услуги больше всего дадут отдачу стартапам, то есть компаниям, которые активно развиваются либо планируют реализацию масштабных проектов. Основное преимущество, которое они получат, – готовые IT-инструменты практически без капитальных вложений. Не нужно выбирать и покупать серверы и диски, инсталлировать приложения, автоматизировать деятельность, нанимать IT-персонал. Для начала можно поработать с сервисом в тестовом режиме и оценить, насколько такой формат будет удобен, а затем уже принимать решение о покупке. По мере роста и развития бизнеса могут подключаться новые услуги и увеличиваться объемы используемых хранилищ данных.


Облачное шествие продолжается. Рис. 1
Дмитрий Жданов


Д. Ж.: Очень важно для компании, массово потребляющей сервисы из «публичных» облаков, наличие в ее составе IT-директора новой формации, квалифицированного покупателя именно сервиса. Он хорошо ориентируется в потребностях бизнеса и может выстроить логику требований к сервису таким образом, чтобы она коррелировала с потребностями бизнеса. Рассмотрим такой случай. Новый бизнес-проект имеет большие риски на этапе вхождения. Компания может на них и не пойти. Кроме того, если она сделала приличные финансовые вливания в инфраструктуру, а через какое-то время проект застопорится, то клиент остается без проекта, но с инфраструктурой L. Предлагаемый сервис-провайдером облачный вариант существенно снижает подобные риски.

Как бы вы охарактеризовали IT-директора новой формации?

Д. Ж.: На рынке можно встретить IT-менеджеров и IT-директоров, которые занимаются только техническим сопровождением бизнеса, мы же говорим о людях, представляющих собой сплав технологической и бизнес-составляющей. Прежде всего это менеджеры-управленцы со стороны бизнеса, способные транслировать определенные технологические решения. Профиль этих людей таков: они хорошо разбираются в технологиях, но в первую очередь выступают от лица бизнеса. Важны процессные интерфейсы между таким руководителем и представителями бизнес-подразделения.

В чем «Астерос» видит свой сегмент на рынке облачных услуг?

Д. Ш.: Астерос» — один из первых российских поставщиков сервисов на основе оборудования EMC. Мы предлагаем платформу для построения облачных решений, ориентируясь на системы хранения данных и резервного копирования этого производителя. Не отказываясь от сугубо инфраструктурных решений, свою задачу мы прежде всего видим в том, чтобы привнести дополнительную ценность в бизнес клиента. Это либо экспертиза по сопровождению решений, либо вкрапление интеллектуальных элементов в арендуемую инфраструктуру, либо разработка для бизнеса комплексных инструментов, продаваемых в виде «коробки». То есть мы предпочитаем уровень бизнес-потребностей и предлагаем высокоуровневый сервис, такой как SaaS или PaaS.

Как формируется цена на услуги?

Д. Ж.: Важная особенность сервисов – возможность оплачивать именно те услуги, которые заказчик реально потребляет. Система ценообразования прозрачна: как правило, цена назначается за единицу потребленного сервиса.

Когда речь идет об инфраструктурных услугах, плата берется, например, за объем хранимых данных с повышающими или понижающими коэффициентами в зависимости от требуемого уровня надежности. На уровне PaaS к стоимости добавляется стоимость предоставления самой платформы и ее поддержки. В случае с услугами, ориентированными на решение бизнес-задач, параметры оценки также сдвигаются в сторону бизнеса. Допустим, заказчик автоматизирует Sevice Desk, покупая сервис из облака. В данном случае платить, скорее всего, придется за количество пользователей системы, либо за число реализованных запросов.

Вы помогаете заказчику сравнить стоимость владения услугой из «облака» и стоимость создания сервиса собственными силами?

Д. Ш.: Мы сами формируем для заказчиков различные услуги, соответственно, знаем их стоимость. Чтобы оценить затраты организации сервиса на стороне клиента, необходимо провести аудит его инфраструктуры. Как вы понимаете, это отдельный, зачастую крупный консалтинговый проект. Когда речь идет о продаже простых коробочных решений, может получиться так, что при покупке машины бонусом, по сути, выступит трехкомнатная квартира. Это не совсем правильный подход к организации бизнеса. В отдельных случаях мы можем предложить даже такую опцию, но надо понимать, что это не типовой проект.

Д. Ж.: Аудит инфраструктуры заказчика — услуга платная, да и процесс это долгий, кропотливый, требующий больших ресурсов. В связи с этим расчет TCO владения собственной инфраструктурой не может идти в качестве опции. Это отдельный важный проект, который мы можем реализовать за разумные деньги.

Что произойдет, если клиент вовремя не внесет ежемесячную плату за услугу хранения своих данных?

Думаю, если у клиента временные финансовые проблемы, мы найдем вариант выхода из ситуации, который устроит и его, и нас.

Зачастую потенциального клиента интересует, как происходит процесс выхода из аутсорсингового проекта, отказ от сервис-провайдера и возврат к работе в собственном ЦОДе?

Если заказчик принимает решение завершить проект, то, как минимум, начнет с нами переговорный процесс. При его желании мы можем помочь осуществить миграцию данных в другую инфраструктуру. Для спокойствия клиента процесс выхода из проекта может быть оговорен в договоре на предоставление облачных услуг.

Важный вопрос, который волнует заказчика, – безопасность и надежность облачных услуг. Каковы гарантии, что с информацией клиента ничего не произойдет?

Д. Ш.: Что касается физической безопасности, все программно-аппаратные комплексы размещаются в современном data-центре, несанкционированный доступ в который просто невозможен. В ЦОДе ведется круглосуточное видеонаблюдение, видеозапись хранится минимум три месяца. Информационная безопасноcть обеспечивается комплексом специальных технологических систем. При этом предлагаемые уровни безопасности устраивают даже банки, размещающие в data-центре процессинговые и платежные системы. Созданная нами инфраструктура прошла соответствующий уровень сертификации — требование, которое Visa и MasterCard предъявляют к участникам финансового рынка.

Д. Ж.: Уровень защищенности — это опция, и заказчик может выбрать его по своему усмотрению. Основной принцип при выборе — защита информации не должна стоить дороже самой информации. Убедительный аргумент в пользу надежности и безопасности сервисов заключается в том, что, приобретая и обслуживая собственную инфраструктуру, заказчики часто ограничены в объеме капитальных затрат. Они вынуждены ориентироваться на низкоуровневые аппаратные платформы. Профессиональная сервисная компания обеспечивает лучшую защиту, как за счет инфраструктуры более высокого класса, так и благодаря квалификации обслуживающего ЦОД персонала.

Опубликовано 17.11.2012

Похожие статьи