Гайдар Магдануров: «Потеря мотивации – одна из основных проблем стартапов»

Логотип компании
Гайдар Магдануров: «Потеря мотивации – одна из основных проблем стартапов»
На состоявшемся в феврале заседании клуба «ДНК Инноваций» (iDNA Club, международное сообщество экспертов в области открытых инноваций), организованного компанией Ernst&Young, обсуждался такой важный вопрос, как коммерциализация стартапов...

На состоявшемся в феврале заседании клуба «ДНК Инноваций» (iDNA Club, международное сообщество экспертов в области открытых инноваций), организованного компанией Ernst&Young, обсуждался такой важный вопрос, как коммерциализация стартапов. Ведь одной хорошей идеи мало – ее еще надо уметь продемонстрировать потенциальному покупателю или инвестору, только тогда можно рассчитывать на воплощение замыслов. В ходе встречи представители стартапов, которым уже удалось найти своего инвестора, поделились опытом с коллегами.

В заседании клуба приняли участие представители корпораций IBM и Microsoft. Мы попросили ответить на несколько вопросов Гайдара Магданурова, недавно назначенного управляющим директором Фонда посевного финансирования Microsoft Россия.

Что изменится в политике Microsoft в области работы со стартапами в связи с вашим назначением?

Я возглавил фонд недавно, хотя со стартапами работаю уже на протяжении трех лет с технологической и менторской точки зрения. Все наши программы по работе со стартапами будут, безусловно, продолжены. Сейчас мы думаем над тем, чтобы сделать их еще более интересными и полезными. К примеру, мы бесплатно предоставляем стартапам ПО и возможность получить гранты. Теперь думаем еще и о том, как обеспечить им менторскую помощь, поддержку в разработке, планируем подключить к этому и наших партнеров. Мы будем консолидировать всё, что мы делали и делаем, в целостную программу, в которую стартапер сможет прийти и, если его идеи достаточно хорошие и качественные, получить разноплановую поддержку.

Менторов планируете выбирать из числа сотрудников Microsoft или будете привлекать сторонних инвесторов?

Есть два пути. С одной стороны, сотрудники Microsoft окажут поддержку, если бизнес стартапа будет интересен корпорации. Если же бизнесы стартапа и Microsoft не пересекаются, мы готовы бросить клич по сообществу, а на себя взять промоутерскую работу: показать и рассказать заинтересованным людям, что есть стартапы, которые могут быть для них потенциально интересны. Но «водить за ручку» стартапы мы не собираемся. Это будет происходить только в том случае, если стартап попадает в наши программы Startup Accelerator или BizSpark One, если у него есть потенциал для выхода на международный рынок, если в рамках стартапа разрабатывается продукт, укладывающийся в рамки наших стратегических инициатив и использующий наши технологии.

Какие преимущества для венчурных инвесторов несет сотрудничество с Microsoft, ведь они могут заниматься этой деятельностью и самостоятельно?

К нам в Microsoft очень часто приходят люди, у которых идеи еще до конца не сформированы: они начинают работать, получают софт, разрабатывают прототип. Затем получают от нас отзывы, с которыми, а также с уже готовым прототипом идут в наш Фонд посевного финансирования. Таким образом, инвесторы видят уже «предварительно ограненный алмаз», больше похожий на бриллиант. Понятно, привлекательность стартапа для инвестора в этом случае выше. Кроме того, если стартап получит грант от Фонда, то риски инвестора окажутся ниже.

Получается, что Microsoft выступает в роли бизнес-ангела?

Не совсем так. Мы не даем денег – мы даем программное обеспечение и поддержку в области дальнейшего обучения технологиям. Следующим шагом может стать грант от нашего фонда посевного финансирования, но до этого этапа доходят немногие. Мы выдаем небольшое количество грантов. Тем не менее, если к нам приходят компании, которые могут быть интересны конкретному потенциальному инвестору, мы постараемся свести их друг с другом. То есть мы являемся некоторым первичным фильтром. Кроме того, мы даем советы начинающим компаниям, помогаем им сформулировать идею, подсказываем, куда и к кому пойти. Конечно, наша «пропускная способность» как консультантов невелика, невозможно помочь тысячам компаний, но с несколькими десятками работаем активно, по возможности оказывая консультации и поддержку остальным.

За те три года, что вы работаете со стартапами, как изменилась их коммерческая ценность? И как изменилась культура инвесторов?

Изменилось очень немногое. Профессиональных инвесторов как было мало, так мало и осталось. Появляются непрофессиональные инвесторы, но с ними сложно запустить успешный бизнес, потому что стартапу нужны не только деньги, но и менторская помощь. Рынок изменился очень мало, хотя какие-то подвижки все же наблюдаются. Например, можно упомянуть деятельность наших друзей из «Главстарта» Аркадия Морейниса, их активность в регионах. В результате люди начали понимать, что стартап делать не так страшно. Больше людей с хорошими идеями начали что-то делать. Меньше стали бояться делиться идеями и стали проще начинать свой бизнес. А вот в плане культуры пока все плохо. Очень часто стартапы стремятся получить хотя бы какие-то деньги, но как только получают инвестирование или грант расслабляются и не бросают все свои силы на создание продукта. Причем с грантами ситуация еще плачевнее, чем с инвестициями, ведь инвестор рассчитывает на прибыль от вложенных денег. Потеря мотивации создавать продукт – одна из основных проблем стартапов. Если же говорить о культуре в целом, то в этом плане российские стартаперы только начинают меняться. Наконец-то вместо попыток любой ценой привлечь инвестиции, они начинают размышлять о долгосрочном распределении своих сил для создания качественного продукта. Продукт – есть основа бизнеса. Инвестиции необходимы для помощи в создании продукта, ускорении развития бизнеса. Нельзя ставить инвестиции самоцелью и создать успешный бизнес. Я не видел таких примеров.

Намерены ли вы привлекать не только российских, но и зарубежных венчурных инвесторов?

Для этой цели у нас в Microsoft есть программа BizSpark One. Те компании, которые готовы работать и уже выходят на международный рынок, мы показываем зарубежным инвесторам. Сейчас в BizSpark One у нас работают четыре компании. Например, сейчас у всех на слуху компания Acumatica, основал которую известный инвестор Сергей Белоусов, основавший фонд Runa Capital. Мы с этой и другими компаниями работаем, показываем их инвесторам в Кремниевой долине, приглашаем на наши мероприятия, рассказываем об этих компаниях в прессе.

Опубликовано 28.02.2012