Онлайн-рынок Литвы

Логотип компании
Онлайн-рынок Литвы
Несмотря на то, что Литва никогда не входила в СНГ, это близкий нам рынок, где в наличии достаточно много связующих с нашей культурой вещей, опираясь на которые можно строить коммуникации с местным рынком.

Макроэкономическая информация

Несмотря на то, что Литва никогда не входила в СНГ, это близкий нам рынок, где в наличии достаточно много связующих с нашей культурой вещей, опираясь на которые можно строить коммуникации с местным рынком.

Еще с советских времен Прибалтика ощутимо тяготела к Европе и многими воспринималась, как «наша заграница». После распада СССР регион дружно устремился на запад и о процессах, происходящих в нем сегодня, мы знаем преимущественно через призму нередко ангажированного российского взгляда.

Это касается и онлайн-рынка.

Учитывая, что Литва, Латвия и Эстония — небольшие государства, с численностью населения, близкой к населению крупнейших городов СНГ, было бы логичнее рассматривать их как единый рынок.

В какой-то степени это верно, экономики стран тесно связаны и взаимодействуют друг с другом ближе, чем с прочими соседями, однако их языковые, культурные, а с недавних пор и экономические различия, все же диктуют необходимость рассматривать каждое государство в отдельности.

С начала 2000-х до кризиса 2008 года Литва была умеренно преуспевающим государством Восточной Европы, и её динамичное развитие вполне согласовывалось с быстрым развитием Интернета.

Темпы его проникновения были высоки, технологии современны и после экономического спада сохранился хороший задел. Кроме того, кризис ударил по Литве менее критично, чем, например, по Греции или соседней Латвии.

Большинство свежих макроэкономических данных о Литве показывают положительную динамику: от роста ВВП (после провала в -14% в 2008 году) до серьезного притока инвестиций (+7%), роста промышленного производства (+3%) и снижения уровня безработицы (с 15,5% до 11,4%).

Интернет-аудитория

На 2014 год, интернет-аудитория Литвы насчитывает 2,3 миллиона человек, что составляет 68,5% от всего населения страны. Показатель уступает соответствующим параметрам соседних Латвии (75%) и тем более, лидера по информатизации общественной жизни в Европе — Эстонии (80%). Однако впечатление «отсталости» обманчиво.

Средняя скорость обмена данными составляет: 45,63 Мбит/с, что можно без сомнений назвать великолепным показателем, даже в сравнении с показателями стран Западной Европы, а уж российский показатель в 21 Мбит/с выглядит анахронизмом.

Объясняется это успешными инвестициями Евросоюза в местную R&D инфраструктуру, что принесло свои плоды.

Сегодня Литва стала одним из мировых лидеров по скорости интернета.

Насыщенность разнообразными видами связи, привела к доступности для 60% домохозяйств современного скоростного интернета, в том числе и WiFi, по скорости которого страна первая в мире.

Кроме того, 92% банковских операций производится онлайн, а страна лидирует на континенте по плотности точек общественного доступа в Интернет.
В стране 3 крупных провайдера: TEO, Telecentras, Cgates.

52% занимает TEO, объективно и уже давно лидируя в этом сегменте, доли остальных указаны здесь.

Внушительную долю столбика «Прочие провайдеры» (Lithuania Other) занимают компании из этого списка.

Национальный домен .lt исторически находится в ведении Каунасского технологического университета, на январь 2015 года в этой зоне зарегистрировано 169 000 доменных имен

Интересный факт, что все тому же университету принадлежит и крупнейшая литовская академическая сеть http://www.litnet.lt/, при том что в Литве несколько высших учебных заведений сопоставимого уровня.

Заметим, что бизнес-сообщество Литвы ориентировано на европейские рынки и часто предпочитает регистрироваться в зонах .com или .eu, размывая статистику по национальному домену.

Мобильные устройства

Страна занимает одно из первых мест в мире по количеству мобильных телефонов на душу населения.

Как и интернет-услугами, мобильным соединением управляет «большая тройка» операторов: Tele2, Omnitel, Bite. Среди них нет явного доминирующего лидера.

2 миллиона человек пользуются Tele2, 1,69 миллиона - Omnitel и 1 миллион абонентов у Bite.

142% жителей Литвы пользуются мобильной связью (показатели более 100%, за счет продажи нескольких устройств, характерны для всех развитых стран с высокой долей проникновения мобильных услуг), еще в 2004 году этот показатель сравнялся с населением страны.

57% литовцев пользуются смартфонами и 17% носимыми устройствами.

Общемировая тенденция замещения стационарного подключения на мобильный трафик наблюдается и в Литве, местные игроки рынка онлайн-торговли ожидают роста мобильных покупок, в течение ближайших 3-5 лет. Хотя на данный момент, лишь 16% потребителей заходят через мобильное подключение

По данным оператора MobilityBee 58% литовцев пользуются ОС Android, один из трех предпочитает продукцию Apple.

При этом доля потребления мобильного трафика стремительно растет, превысив показатель 1Гбайт на пользователя в среднем в месяц (+150% к 2013 году).

Реалии стремительного развития мобильного интернета в стране таковы, что местным провайдерам приходится работать в условиях конкуренции с провайдерами традиционного кабельного подключения, которое сдает свои позиции.

В 2015 году местные провайдеры вывели на рынок тарифы с безлимитным мобильным интернетом.

На рынке мобильных приложений работают местные разработчики, достаточно высокого уровня, например: http://www.appcamp.lt/en/

Внимание рынку мобильной разработки уделяется на макроуровне, существует национальная премия разработчикам: http://www.naujasisknygnesys.lt/

Руководство страны определенно делает ставку на ИТ-сектор, как перспективный драйвер роста экономики Литвы, не располагающей широкими альтернативами развития, кроме инвестиций в интеллект.

Литовские учебные заведения создают лаборатории для мобильных разработчиков в партнерстве с крупнейшими производителями телефонов.

Также в Вильнюсе проходил конгресс мобильных разработчиков.

Особенности потребления контента и ресурсы

В этом отношении литовцы близки к западной модели: 96% пользователей использует Google, тотально доминирующей социальной сетью является Facebook, а рынок видеоконтента, ожидаемо, «принадлежит» YouTube.

92% пользователей читают новости в интернете, 70% пользуются социальными сетями.

Соцсеть Facebook, доля проникновения которой в Литве, выше чем в Германии, используется и как поисковая система. В частности,ля местного бизнеса это основной рекламный и коммуникативный канал как на В2С, так и на В2В рынке.

При такой явной популярности творения Цукерберга, удивляет довольно слабая популярность Twitter.

ТОП предпочтений в Литве по данным Alex (http://www.alexa.com/topsites/countries/LT): 74% составляет удельный вес социальных медиа в Литве, из которых 68% рынка принадлежит Facebook, на который 40% пользователей заходит ежедневно, 77% пользуются Youtube, 27% аудитории у Google+, местные социальные сети One.le и Draugas.lt удерживают 21% и 15% соответственно, но лишь 1% пользователей заходит в них ежедневно.

Позиции Twitter кажутся неправдоподобно низкими — 7% пользователей, LinkedIn – 6%, доля остальных сервисов, включая Instagram, занимает от 3 до 6%.

В стране 1,2 миллиона человек зарегистрированы в Facebook, но при этом всего 39% литовцев пользуются социальными сетями.

Российская сеть Vk.com («ВКонтакте»)насчитывает лишь 120 000 литовских пользователей, охватывая исключительно русскоговорящую публику.

Женская аудитория превалирует над мужской (55% и 46% соответственно), 60% пользователей входят в возрастную категорию 18-34 года.

Посмотреть наиболее популярные литовские темы на FB можно здесь.

Самые популярные локальные сайты у жителей Литвы: www.delfi.ltwww.15min.ltwww.lrytas.ltwww.balsas.ltwww.plius.ltwww.skeliu.ltwww.alfa.ltwww.supermama.ltwww.vz.ltwww.draugas.lt (по данным Gemius). Кроме того, шагая в ногу со временем (пусть и слегка запаздывая в сравнении с Европой и США), в Литве есть свои популярные скидочные сайты (http://grupinis.lt/), своя социальная сеть (http://www.one.lt/). Однако их посещаемость по российским меркам, невелика, а аудитория уходит во всемирные социальные сети.

Онлайн-коммерция

В Литве действует Ассоциация электронной коммерции.

В европейских отчетах, Литва чаще всего относится к североевропейскому региону, и данные по нему выступают общей строкой, где показатели Литвы «тонут» в данных о рынке из более богатых и густонаселенных Швеции или Норвегии.

Из-за чего исследователи оценивают в общем объеме рынки Литвы, Латвии и Эстонии иногда прибавляя Исландию, приблизительно в размере от 100 до 300 млн. евро в 2013 году.

Соответственно все показатели значительно ниже у гораздо менее обеспеченного населения балтийских стран, хотя и «продвинутого» технологически.

Средний житель Литвы тратит на онлайн-коммерцию менее 900 евро, в то время, как норвежец более 2000 евро!

Параметры ощутимо разнятся, даже при том, что 41% жителей Литвы совершает покупки онлайн!

Потребительские предпочтения литовских онлайн-шопперов таковы:

30% аудитории покупают билеты в театр, кино, на выставки (нужно заметить, что культурная жизнь в Литве весьма богата на события), 26% - обувь, одежда и аксессуары, 20% - авиабилеты, 18% - электронные товары, 16% - духи и косметика, 13% - прочие категории.

Крупнейшие интернет-магазины Литвы: 

http://www.pigu.lt/
http://www.skytech.lt/
http://www.e-senukai.lt/
http://www.ba.lt/
http://aivashop.lt/
http://www.aliba.lt/
http://www.patogupirkti.lt/
http://www.neriba.lt/
http://www.azon.lt/
http://www.avitela.lt/.

Членство в ЕС существенно облегчает, в сравнении с россиянами и покупки на ebay.

Литовские потребители быстро осваивают китайские магазины; 51% посылок почты страны теперь имеет китайского отправителя.

Более того, сотрудничество с крупнейшей курьерской службой Китая SF Express было налажено в Литве не только для упрощения доставки товаров гражданам страны, но и для сотрудничества в логистической деятельности с соседними странами, став, таким образом, воротами в Европу для Китая.

Рынок интернет-рекламы

При всей технологичности Литвы и наличия спектра интернет-услуг в стране, рынок интернет-рекламы довольно узок.

Вся рекламная отрасль в стране стагнирует, чередуя годы спада активности с незначительными ростом, за которым снова следует откат назад.

И пока расклад сил более чем традиционен: телевизионная реклама тотально доминирует, занимая почти 50% (162 млн лит), онлайн каналы потребляют лишь 11% рынка, нарастив объемы за год всего на 1%, что составляет порядка 11,3 млн. евро в объеме рекламного рынка.

И хотя эксперты ждут, что доля традиционных каналов продвижения будет падать, как и во всем мире, конкретно для Литвы точку перелома тенденций ждут не раньше, чем в 2016 году.

Приводятся конкретные цифры прогноза роста расценок на интернет-рекламу и общий рост её показателей, но пока рано говорить о том, что это не останется лишь приблизительными оценками.

Объем рынка традиционных каналов рекламы в Литве значительно больше, чем в Эстонии или Латвии, а вот по интернет-рекламе ситуация прямо противоположная. Что можно связать с относительной неразвитостью местного интернет-рынка.

Реклама в литовском сегменте сети представлена преимущественно банковскими и страховыми услугами, развлекательными предложениями, невелик выбор как предложения, так и мест размещения. Крупнейшие рекламодатели страны в Интернет: Tele2, Henkel, Maxima. 

Основными площадками для размещения служат социальные сети и ТОП местных сайтов, преимущественно новостного характера, что накладывает отпечаток на рекламируемые продукты.

Как следствие, литовский рынок не сформирован, его объем невелик, ажиотаж отсутствует, однако наличие большого количества ИТ-компаний, как привлекаемыхиз-за рубежа (Литва рассматривается как «родственный» рынок соседями по Прибалтике, в Польше и даже в Скандинавии), так и местных, медленно меняет среду.

Сегодня в Литве действуют несколько довольно крупных агентств, предоставляющих онлайн и оффлайн услуги: 

http://www.daniainternational.dk/
http://www.leoburnett.com/
http://www.sorbum.eu/
http://www.publicum.lt/
http://www.froggo.lt/
http://www.addvisors.lt/.

Также существует множество небольших компаний, список здесь.

Существенное влияние на этот небольшой рынок оказывает Литовская Ассоциация Коммуникативных Агентств и несколько десятков PR-агентств предоставляющих услуги в Сети.

Бизнес и возможности стартапам

Отдельной строкой следует заметить, что Литва — давний член ЕС и регулирование рынков страны подчиняется не только местным законодательным актам, но и общеевропейским директивам, которые очень детально регламентируют принципы электронной коммерции, защиту прав потребителя и порядок решения конфликтных ситуаций.

Кроме того, в Литве действует жесткое местное законодательство, которое допускает контроль пользователя, сбор и перехват данных, слежение за посещениями, если тот попадет в поле интересов соответствующей государственной спецслужбы, Центра кибернетической безопасности при Министерстве обороны.

Резюмируя, правила игры в Литве на онлайн-рынке строже, чем на других, не прибалтийских рынках стран бывшего СССР. Для работы на нем следует внимательно относиться к правовым вопросам. Для решившихся выходить на рынок Литвы, нужно обратить внимание на специфику демографии страны. Местная шутка о том, что Лондон - это седьмой город Литвы по численности литовцев, хорошо иллюстрирует положение дел. 

Не имея возможности создавать большое количество рабочих мест, Литва «экспортирует безработных», прежде всего молодых людей, в страны Евросоюза (особенно Великобританию и Скандинавию). Массовый отток населения в 90-е годы стабилизировался и население страны в последние годы стабильно, но наиболее востребованные и активные все также продолжают уезжать, уже не по мотивам выживания, а ради получения новых возможностей.

При этом, 92% жителей Литвы знают по крайней мере один иностранный язык, владение английским языком - на высоком уровне, а число IT-специалистов страны оценивается в 25 тысяч человек. Бизнес-климат в стране очень мягкий, 24-е место в мире по легкости ведения бизнеса (из 189 стран). Литва очень активно привлекает зарубежных инвесторов в экономику, всячески упрощая регистрацию и ведение бизнеса для иностранных компаний. 

Действуют программы поддержки стартапов:


История успехов литовских компаний уже имеет свои яркие моменты и флагманы индустрии:

Также следует упомянуть о том, что Литва активно внедряет концепцию электронного правительства. Это связано как с необходимостью, так и с успешным примером внедрения в соседней Эстонии, которая служит своеобразным технологическим флагманом в регионе, в том числе в реализации стартап-проектов. Вводимые технологии позволяют осуществлять значительную часть управления бизнесом и отчетностью в онлайн-режиме.

Выводы

Литва предлагает самые современные технологии, мягкий налоговый режим и внимание к стартапам, возможность найма квалифицированного англоговорящего персонала. Но местный рынок очень мал: даже если покупательская способность и активность вырастут в разы, только рынок Литвы не сможет дать больших перспектив. 

В стране не так много альтернатив для проектов в ИТ, digital-рынок зажат между несколькими крупными локальными порталами и всемирными гигантами пользовательского внимания, при наличии ограниченного числа собственно литовских заказчиков. Поэтому вариант работы исключительно на литовский рынок кажется очень сомнительным, с коммерческой точки зрения, только если вы не обладаете какой-то уникальной и невероятно востребованной идеей исключительно для литовских пользователей. 

Но с точки зрения площадки для выхода на рынок Европы, Литва - определенно одно из лучших мест локации. К вашим услугам качественная инфраструктура, близкие рынки сбыта, англоговорящий персонал (а часто русскоговорящий в одном лице), положительное внимание местных властей к ИТ-стартапам, при понятной и разумной налоговой политике. Пример Game Insight и Charlie Oscar, переехавших в Литву из России, хорошо иллюстрирует тенденцию.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 03.02.2015

Похожие статьи