О ЦОДах замолвили слово

Логотип компании
20.04.2010
На V форуме «Центры обработки данных»…

На днях компания AHConferences провела в Москве V форум «Центры обработки данных» (ЦОД). На этом мероприятии его участники, около 100 человек, попытались уяснить для себя, что сегодня происходит на рынке ЦОДов и что им следует учитывать при создании и эксплуатации таких центров.

Для начала организаторы пригласили выступить зарубежных экспертов. В данном конкретном случае застрельщиком форума стал вице-президент по исследованиям Gartner Research Нил Рикард (Neil Rickard), поделившийся видением компании о том, «Какие ЦОДы будут в моде». Так, по данным Gartner, использование фирмами информационных технологий для поддержки и ведения своего бизнеса будет постоянно увеличиваться. В то же время свободное место в ЦОДах не бесконечно и вскоре можно ожидать его нехватку у большинства пользователей. Соответственно компании будут стремиться использовать оборудование с высокой плотностью размещения. Это, в свою очередь, создаст им дополнительные трудности при разводке линий питания и обеспечения охлаждения машинных залов, в которых размещается серверное и коммуникационное оборудование. Помимо нехватки площадей, питания и охлаждения владельцам ЦОДов предстоит озаботиться, в частности, вопросами увеличения пропускной способности каналов передачи данных, усложнения кабельной инфраструктуры и т.п.

Более конкретными и приближенными к реальности стали выступления российских участников форума – как представителей IT-компаний, так и их заказчиков – владельцев центров обработки данных. При этом общая идея была простой – ЦОДы строить необходимо. Но «дьявол» всегда прячется в деталях: какие центры обработки данных строить, за какую цену, как их эксплуатировать, а может и вообще стоит использовать вариант с аутсорсингом ЦОДа. Однозначных ответов на эти вопросы участники форума не получили.

По мнению заместителя генерального директора компании «Крок» Руслана Заединова, сегодня организация может идти на аутсорсинг мощностей центра обработки данных в том случае, если ее руководство приняло стратегическое решение о выводе непрофильной деятельности на аутсорсинг. Тем самым компания получит возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Еще одна причина для использования модели аутсорсинга годится для крупных организаций, в которых работают несколько тысяч сотрудников. Как правило, такие компании владеют ЦОДами 50-100 стоек. Сегодня, когда на рынке наметилось некоторое оживление, многие такие организации стали сталкиваться с нехваткой вычислительных мощностей своих центров обработки данных. И аутсорсинг является для них наиболее дешевым и быстрым способом решения такой проблемы.

Помимо, в общем-то, положительных заявлений, сообщений и разговоров на форуме, надо заметить, вполне оправдано, звучали и не радостные слова. Так, по словам менеджера по развитию Центров обработки данных HP Россия Александра Зайцева, в России с созданием ЦОДов не все хорошо: «Не смотря на отмеченные на форуме тенденции – нехватка площадей, питания и проблем с охлаждением – российские владельцы центров упорно продолжают тратить деньги на электричество, значительная часть уходит на кондиционирование помещений. И это в одной из самых холодных стран, где особых трудностей с отводом тепла от работающей компьютерной техники не должно быть. Но пользователи к такому типу экономии пока не готовы и продолжают выдерживать кем-то и когда-то прописанные правила, что в машинных залах температура воздуха должна держаться на уровне 13‘. Хотя любая современная техника будет работать без ухудшения производительности при температуре до 40‘. Та же Google отказалась от этого параметра и установила в своих огромных ЦОДах температуру воздуха в 27‘. И тем самым сэкономила себе весьма значительные средства».