Российский рынок электронной торговли будет расти на 10-15 % в год

Логотип компании
Российский рынок электронной торговли будет расти на 10-15 % в год
В России число активных онлайн-покупателей (к их числу относятся те, кто совершил как минимум одну интернет-покупку за последние полгода) составляет около 37 млн человек, или 58% всего трудоспособного населения страны.

Несмотря на довольно скромную долю рынка электронной коммерции в совокупном торговом обороте (4-5%), ожидается, что в ближайшие 3-4 года этот рыночный сегмент будет демонстрировать стабильный прирост оборота на 10-15% в год. О том, какие перспективы ожидают российский рынок электронной торговли рассказал в рамках конференции «Яндекс.Маркет для бизнеса» Владислав Исмагилов, руководитель службы аналитики Яндекс.Маркет.

Сегодня на сегмент Интернет-торговли приходится порядка 9% общего объема розничных продаж во всем мире. Начиная с 2010 г. эта рыночная ниша росла довольно динамично – за этот период доля электронной коммерции в совокупном товарообороте увеличилась более, чем в три раза, а объем оборота в электронной коммерции вырос почти в 3, 5 раза, с $377 млрд до $1306 млрд, и к концу текущего 2018 г. этот показатель, по расчетам специалистов, достигнет $1447 млрд.

Хорошая динамика сегмента обусловлена взрывным ростом рынка электронной торговли Китая. Сегодня он претендует на статус самого крупного в мире – по оценкам экспертов, в Поднебесной империи на долю е-commerce приходится почти шестая часть (17%) всего торгового оборота. Согласно данным Министерства коммерции КНР (Ministry Of Commerce of the People's Republic of China), уже к концу 2016 г. объем электронной коммерции в Китае достиг уровня в 6,5 трлн RMB, что эквивалентно сумме порядка $1 млрд.

Для сравнения – в России на долю е-commerce приходится пока всего лишь 4-5% в совокупном обороте ритейлового рынка, что более, чем в два раза ниже общемирового уровня. Несмотря на это, по таким показателям, как объем рынка е-commerce и темпы его роста, Россия входит в десятку мировых лидеров. Годовой оборот отечественного сегмента интернет-коммерции составляет сегодня порядка 1 трлн рублей. Правда, обеспечивается он исключительно притоком новых покупателей, но не ростом покупательской активности уже имеющихся и не увеличением среднего размера чека.

Для сравнения - на рынке Москвы ситуация резко отличается от средней по стране: доля интернет-торговли в общем торговом обороте превышает среднероссийский показатель в 4-5 раз и достигает 15-20%.

В России число активных онлайн-покупателей (к их числу относятся те, кто совершил как минимум одну интернет-покупку за последние полгода) составляет около 37 млн человек, или 58% всего трудоспособного населения страны. Примечательно, что почти треть из них (12,416 млн человек) проживает в Центральном федеральном округе (ЦФО), где проникновение е-commerce более глубокое, чем в среднем по России.

Самой активной покупательской аудиторией в интернет являются россияне возрастной группы от 25 до 34 лет (34% от общего числа активных онлайн-покупателей). Предполагается, что при переходе в следующую возрастную группу они сохранят свои потребительские привычки и будут продолжать покупки на сайтах.

22% российской аудитории интернет-магазинов приходится на поколение в возрасте до 24-х лет. Как считают эксперты, маркетологам обязательно нужно более детально изучать и учитывать покупательские особенности и предпочтения этого возрастного сегмента, так как они игнорируют многие привычные рекламные каналы.

Покупки исключительно в российских интернет-магазинах совершают около 30% российской аудитории e-commerce, в китайских - 8%, остальные предпочитают совмещать покупки на отечественных и китайских виртуальных площадках. Эксперты рынка отмечают важный тренд – рост аудитории покупателей российских онлайн-магазинов. Этому способствуют, прежде всего, открытие локальных онлайн-шопов, а также появление местных конкурентоспособных игроков.

Как показывают результаты опросов аудитории, мотивы для совершения покупок именно онлайн остаются у россиян неизменными уже несколько последних лет. Так, 31% респондентов считают, что это дешевле, чем в обычном магазине, 23% предпочитают экономить время, 16% нашли в интернет-магазинах товары, которых нет в традиционных торговых точках, 11% не любят традиционного шоппинга, и 14%считают, что в интернет-магазинах ассортимент шире.

Сегодня практически каждый пятый российский онлайн-покупатель (19%) приобретает товары только со своего смартфона, используя различные приложения. Для сравнения – два года назад, в 2016 году, доля таких покупателей составляла всего 6%. При этом, 57% онлайн-покупок оплачиваются наличными или банковской картой при получении товара (постоплата), и 43% совершается по предоплате банковскими картами, средствами с электронных кошельков, банковским переводом или через терминал. При том число тех, кто отдавал предпочтение оплате наличными по факту получения товара, снизилось за последний год на 6 п.п.

Требования к сервису интернет-магазинов довольно высоки: покупатели в российских регионах готовы ждать заказа не более шести дней, тогда как москвичи - всего лишь три дня.

Статус самого удобного способа доставки товаров получил самовывоз из магазина или из пункта выдачи – так считает 41% покупателей. Он не только избавляет от необходимости ожидать курьера, но и намного дешевле. При этом, забрать товар из постамата (автоматизированного терминала по выдаче посылок) удобно всего лишь 6% покупателей.

Каковы перспективы российского сегмента интернет-коммерции? Мнения на этот счет у экспертов разные. Так, например, как выразился глава Сбербанка РФ Герман Греф, нашей стране просто стыдно иметь такой низкий процент выручки от электронной коммерции в общих розничных продажах. Потенциал для роста отечественного рынка e-commerce очень велик, он будет активно развиваться, а проникновение интернет-торговли станет глубже. Ежегодные темпы роста оборота вплоть до 2021 года, считают эксперты, составят не менее 10–15%.

Однако строить более точные прогнозы трудно, поскольку необходимо будет учесть такие, порой, трудно прогнозируемые факторы, как резкие изменения курса рубля и снижение покупательской способности населения, освоение рынка представителями B2B-сегмента, активное развитие отечественных гигантов розничной онлайн-торговли (Ozon, Wildberries, Lamoda, М.Видео, «Техносила», MediaMarkt, «Спортмастер»), рост потенциала более мелких, в том числе региональных, игроков, активное развитие новых сегментов онлайн-торговли (продукты питания, фармпрепараты), возможность международной онлайн-торговли, а также возможные изменения в российском законодательстве. Так, например, эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) ожидали, что по итогам 2017 г. оборот российского рынка интернет-торговли достигнет показателя в 1,15 трлн руб. Но, хотя по сравнению с 2016 г. этот показатель продемонстрировал рост на 13%, ожиданий не оправдал – он вырос всего лишь до 1,04 трлн руб.

Вероятнее всего, считает Владислав Исмагилов, в ближайшие годы Россия не опустится ниже 10-го места в списке мировых лидеров интернет-торговли, но и перспектив войти в пятерку сильнейших у нее пока нет.

Опубликовано 08.08.2018