Итоги 2021 года. Как их видят вендоры, дистрибьюторы и интеграторы.
![Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»): Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):](/upload/iblock/f59/resize_65_65_rlqpq3ctwuhn1jhtscdl96o6s8asi7ed_s.webp)
Генеральный директор «Марвел-Дистрибуции» Алексей МЕЛЬНИКОВ уверен, что если бы не дефицит микросхем у производителей, то показатели были бы значительно выше. Основным драйвером роста стала потребительская электроника – прежде всего смартфоны, бытовая техника и устройства для «умного дома». А вот продажи ноутбуков ожидаемо упали после снижения ажиотажа, связанного с переходом на удалёнку, а также из-за упомянутого дефицита полупроводников.
![Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution): Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):](/upload/iblock/374/resize_65_65_9bfpiv24agb8v7iffn0b8bge3ggrrz3a_s.webp)
Исполнительный вице-президент OCS Distribution Роксана ЯНБОРИСОВА отмечает, что по состоянию на 1 января 2022 года объем заказов, размещенных партнерами компании, превышает аналогичный показатель прошлого года в два раза. Конечно, делать выводы о росте спроса из этой цифры нельзя – взаимосвязи много сложнее. Так, наблюдаются утрата линеарности и изменение всех привычных годами логистических (в очень широком смысле слова) сроков. Кроме того, аналитика сегодня существенно затруднена – слишком много внешних факторов. «Знаю много партнеров, у которых в 2021 году оборот вообще не вырос именно из-за дефицита, а объем заказов со стороны клиентов превышает все мыслимые пределы. Это тяжело, это несет массу проблем, но так сегодня живет весь мир. Как говорится, особенности текущего момента», – поясняет г-жа Янборисова. По ее мнению, говорить в этом году о конкретных сегментах в каком-то смысле скучно, ибо он был хорошим практически для всех сегментов. Если все-таки что-то выделять, то это компоненты, персональные системы, серверы, СХД. Но и говорить об их драматическом отрыве от остальных не приходится: все сдвиги колеблются в пределах 1–2,5%. «Радует также, что удалось реализовать множество инфраструктурных проектов и задумок в иных областях. Однако расстраивает, что даже в период сильного дефицита рынок не смог удержаться от демпинга», – добавляет г-жа Янборисова.
![Павел АНОХИН (HP Inc.): Павел АНОХИН (HP Inc.):](/upload/iblock/e2d/resize_65_65_ra8b0mz3cr4d1r4lxoyw739widwjw14t_s.webp)
Генеральный директор HP Inc. в России Павел АНОХИН полагает, что рынок продолжит развитие, пусть и менее бурно, за счет повсеместного перехода компаний к гибридному формату работы сотрудников, предполагающему не только оснащение домашних рабочих мест, но и трансформацию пространства в традиционных офисах. 80% руководителей меняют офисный уклад в своих компаниях, чтобы сотрудники могли больше сосредоточиться на коллективной работе. Перед IT-командами также стоит задача поддерживать взаимодействие между пользователями за счет передовых и безопасных технологий, а решения для конференцсвязи и совместной работы остаются главным приоритетом для 67% IT-подразделений, резюмирует он.
![Григорий СВЕРДЛИКОВ (Treolan): Григорий СВЕРДЛИКОВ (Treolan):](/upload/iblock/379/resize_65_65_hlzk6uns255qikh9ej0sia03lcgg11k1_s.webp)
Генеральный директор компании Treolan (ГК «ЛАНИТ») Григорий СВЕРДЛИКОВ утверждает, что рынок дистрибуции вырос примерно на 15-20%, превысив ожидания. Большой вклад в рост внесли продажи комплектующих для компьютеров. При этом продажи десктопов, ноутбуков и печатной техники показали незначительное увеличение. Как прогнозирует г-н Свердликов, в 2022 году этот рынок будет расти за счет спроса в первую очередь на продукты Enterprise-сегмента – сетевое оборудование, серверы, СХД.
![Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Юрий РОДНЫЙ (diHouse):](/upload/iblock/950/resize_65_65_yxnfcb8p1eiumccczfygsjc2s3g3g9es_s.webp)
Генеральный директор diHouse (ГК «ЛАНИТ») Юрий РОДНЫЙ важным фактором, влияющим на рынок дистрибуции в России, называет выбор канальной стратегии, используемой вендорами: какова доля прямых продаж по отношению к поставкам через посредников (дистрибьюторов) и каков приоритет непрямых каналов. С этой точки зрения в 2021 году структура продаж была благоприятна для дистрибьюторов. Исключением, пожалуй, стал рынок ноутбуков, на котором выросла доля HP – вендора, который существенную долю поставок осуществляет напрямую в розничные сети.
«Что касается итогов года, то мы их оцениваем по достигнутым бизнес-показателям, и тут все хорошо: мы закончили год с ростом оборота на 27%, продажи декабря стали рекордными за всю историю компании», – комментирует он. Тем не менее рынок рос не во всех категориях равномерно. Например, показатели diHouse по продажам смартфонов по отношению к прошлому году увеличились на 12% в штуках, а в деньгах – на 36%. По направлению же «умной» бытовой техники, гаджетов и аксессуаров продажи выросли вдвое, а вот в категории ноутбуков остались примерно на уровне прошлого года, что напрямую связано с дефицитом товара.
«Сложно объяснить, почему при постоянно уменьшающихся реальных доходах населения растет средний чек за единицу техники, но могу предположить, что это связано с перераспределением личных бюджетов людей, в частности сокращением расходов на путешествия и более дорогие покупки», – продолжает он. А кроме того, г-н Родный отмечает изменение в структуре рынка с точки зрения основных игроков вследствие потери доли Honor и Huawei в связи с наложенными на них в прошлом году санкциями.
![Александр ЩЕРБИНА (Hewlett Packard Enterprise): Александр ЩЕРБИНА (Hewlett Packard Enterprise):](/upload/iblock/f03/resize_65_65_8ox1lsrqwhlkt2w17quetg1yhuleqgon_s.webp)
Генеральный директор Hewlett Packard Enterprise (HPE) в России Александр ЩЕРБИНА отмечает, что в 2021 году в первую очередь вырос рынок серверов. Во-вторых, был зафиксирован рост услуг технической поддержки. Кроме того, отмечается двузначный рост сферы услуг ‘as a service’, которые у HPE представлены продуктом под брендом GreenLake. В то же время СХД остались на уровне 2020 года. Что касается конкретных сегментов продаж, то второе полугодие показало рост телеком-сферы, что обусловлено ограничениями, связанными с пандемией: большое количество людей работали в удаленном режиме и, следовательно, потребляли больше трафика и услуг. «Из отраслей наибольший рост показала металлургия. Традиционно с 2019 года растет и финансовый сектор. А оживление во втором полугодии в МСП и коммерческих сегментах связано с тем, что все больше людей выходили из своих домашних офисов и начинали покупать товары и услуги», – говорит г-н Щербина.
![Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»): Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):](/upload/iblock/b8e/resize_65_65_qctqpuhx1dbgeubpm9hp6yo1qdehli8e_s.webp)
Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ») Олег ГОЛОВКО отмечает, что и государственный, и коммерческий секторы, переориентируясь на «цифру», все больше нуждаются в услугах системных интеграторов. В последние годы драйверами рынка стали облачные технологии, кибербезопасность и сервисы для коммуникации, добавляет он.
![Вячеслав БАРХАТОВ (Axoft Global): Вячеслав БАРХАТОВ (Axoft Global):](/upload/iblock/c3f/resize_65_65_jcvken9755drnwrxazz8f7xq2rlg9ve4_s.webp)
Генеральный директор Axoft Global Вячеслав БАРХАТОВ добавляет, что все категории решений по отдельности показывают положительную динамику. Среди исторически сильных направлений Axoft можно отметить не только информационную безопасность, но и DevSecOps (Development, Security & Operations). Рынок диктует свои приоритеты, и сегодня заметен большой интерес к методологии: многие компании разрабатывают собственные решения, соответственно потребность в обеспечении безопасности разработки очень высока. Если же говорить о практике импортозамещения, то доля отечественных решений в этой сфере с каждым годом увеличивается. Рост качества российских продуктов и повышение доверия к ним стимулируют увеличение числа проектов и их размеров не только в государственных организациях, но и в бизнесе. «Здесь нужно отметить не только направление софта, но и hardware – мы видим большой потенциал в замещении импортного “железа” российским», – говорит г-н Бархатов. И Axoft делает последовательные шаги в этом направлении: недавно был заключен дистрибьюторский контракт с Kraftway – одним из крупнейших российских производителей доверенного компьютерного оборудования с интегрированными средствами защиты информации.
![Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB) Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB)](/upload/iblock/cc4/resize_65_65_d1w8baoljhyxya9y9vu6wlphe6mcmh1z_s.webp)
Коммерческий директор NETLAB Виктория ТАРАНТИНА характеризует итоги 2021 года как «укрепление позиций и опережающее развитие». «Если говорить о сегментации рынка в нашем канале, то драйверами роста были ИБ-компании, поставщики компьютерного оборудования и ПО, в том числе в сфере импортозамещения, а также интеграторы IT-услуг и майнеры, – резюмирует она. – Спад отмечался в сегменте продуктов для офисной инфраструктуры, что обусловлено общим смещением спроса в пользу решений для удаленной работы и облачных сервисов».
![Александр РОЖКОВ («Т1»): Александр РОЖКОВ («Т1»):](/upload/iblock/611/resize_65_65_hd91zv7anmununoi1nznw0t53dwwl1cb_s.webp)
По словам директора по продуктам и технологиям группы «Т1» Александра РОЖКОВА, традиционные IT-инфраструктуры не позволяют быстро создавать цифровые и гибридные рабочие места, цифровые маркетплейсы, развивать бизнес на основе прогнозирования, принимать решения с использованием больших данных и ИИ, внедрять продукты и сервисы на основе IoT, периферийные вычисления. Поэтому на замену дорогостоящим длительным интеграционным проектам с применением решений Middleware/SOA приходят более быстрые и экономически эффективные проекты на основе микросервисной архитектуры, платформ API Management. Что касается ключевых направлений, благодаря которым крупным интеграторам удалось удержать свои позиции, то это, по мнению г-на Рожкова, массовый переход на удаленную работу, IT-услуги, ускоренная цифровая трансформация компаний-заказчиков, импортозамещение в сфере ИТ.
![Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com): Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):](/upload/iblock/dd7/resize_65_65_0erjixhc4xad1j14ka6uesj4fc3b2c2y_s.webp)
Руководитель департамента продуктового менеджмента компании X-Com Дмитрий ПЕТРОВ отмечает, что ключевыми драйверами роста рынка на протяжении всего года оставались госсектор, добывающие и перерабатывающие предприятия, финансово-банковский сектор, а также транспортно-логистические компании и ретейл. Кроме того, значительную роль сыграло продолжение реализации программы импортозамещения технологического парка госучреждений и стратегически важных коммерческих предприятий. Малые и средние компании на фоне растущей инфляции вынуждены были сокращать расходы на ИТ, ограничиваясь эксплуатацией ранее созданных инфраструктур. Крупные же предприятия, наоборот, активно инвестировали в технологии, создавая на их базе эффективные инструменты развития бизнеса, заключает г-н Петров.
![Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group): Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):](/upload/iblock/2c3/resize_65_65_5n1sf4qer8iuxx2gnwsqpple2kn9rk9p_s.webp)
Директор департамента корпоративных информационных систем (ДКИС) ALP Group Светлана ГАЦАКОВА говорит, что интерес российских организаций к отечественным технологиям будет возрастать: об этом можно судить уже сегодня по обращениям как существующих, так и новых клиентов. К наиболее перспективным сегментам г-жа Гацакова относит автоматизацию и управление рабочими и бизнес-процессами, цифровизацию инструментов совместной работы, обусловленную продолжением пандемии и необходимостью обеспечивать эффективность взаимодействия специалистов и рабочих групп, направленного на поддержку и развитие IT-систем заказчиков. Кроме того, стоит отметить появление все большего числа программных инструментов для решения прикладных задач российских предприятий и их интеграцию в комплексные ИС.
![Ирина СТЕПАНОВА (Logitech): Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):](/upload/iblock/cd1/resize_65_65_fm4us78t9npe0ofwlwqy7o6tg702a9ub_s.webp)
Руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы компании Logitech Ирина СТЕПАНОВА отмечает, что сегмент IT-рынка, связанный с оборудованием для видеокоммуникаций и совместной работы, продолжает расти. По наблюдениям специалистов компании, доля систем ВКС в портфеле дистрибьюторов увеличивается.
Опубликовано 18.02.2022