«Дистанционка» из-за рубежа: налоговая легализация и ограничение сфер деятельности

Логотип компании
«Дистанционка» из-за рубежа: налоговая легализация и ограничение сфер деятельности
Дистанционную работу на российские компании из-за рубежа могут ограничить. Какими будут эти ограничения, и в какой части под них попадут уехавшие сотрудники российских ИТ-компаний?

Информацию о разработке нового законопроекта обнародовал в СМИ Андрей Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Как прокомментировал сенатор, в настоящее время он сам работает над составлением этого документа. На рассмотрение в Госдуму он должен поступить еще до конца текущего года.

Нормы нового закона наложат те или иные требования к дистанционной работе на компании-резиденты РФ, осуществляемой ее сотрудниками из-за рубежа. Предполагается, что, прежде всего, будут выведены из тени и ограничены «серые» схемы выплаты зарплат, позволяющие работникам-нерезидентам избежать уплаты полагающихся налогов. И, во-вторых, россиянам, получившим статус нерезидента, запретят удаленно работать, полностью или частично, в «чувствительных сферах» экономики.

Только за первые две недели после объявления в России частичной мобилизации страну покинули, по различным подсчетам, от 700 тыс. до 1 млн человек. Самым привлекательным для эмиграции государством показался Казахстан, принявший около 200 тыс. граждан РФ. В Грузию уехали больше 80 тыс. россиян, в Армению – порядка 100 тыс., Финляндия приняла 65 тыс., Монголия – более 6 тыс., и Кыргызстан – свыше 3,5 тыс. Узбекистан для релокации предпочли более 395 тыс. россиян, Киргизию – более 192 тыс. Часть этих данных предоставлена за период с начала текущего года, часть - после начала частичной мобилизации в РФ.

Какая часть из россиян-релокантов надеется найти работу в стране пребывания, какая - живет на накопленные средства, а какая продолжает работать на российские компании в удаленном режиме, подсчитать сложно. Известно только, что «дистанционных» работников среди них – достаточное количество. При этом часть из них работает на фрилансе и получает «серую зарплату», а часть продолжает трудиться в рамках ранее заключенных трудовых договорах о дистанционной работе.

«Многие сбежали, но продолжают работать в российских компаниях дистанционно. Можем ли мы менять закон в этом плане и ограничивать схемы, которые позволяют людям работать там за рубежом, а деньги получать отсюда, и мы не можем понять, платят ли они все налоги? Можем», - комментирует в СМИ Андрей Клишас.

Еще в августе месяце заняться «удаленщиками», работающими из-за рубежа, собирался Минфин РФ. Чиновники предлагали обязать таких работников уплачивать НДФЛ в российский бюджет не только первые полгода после релокации, но и после утраты ими статуса российского резидента, причем по повышенной ставке (30%).

Пока неизвестно, каким образом новый закон обеспечит поступление всех налогов, уплачивать которые обязаны работающие из-за рубежа сотрудники российских компаний-резидентов. Но, как комментируют его разработчики, предполагается и еще одно изменение. А именно – в некоторых сферах отечественной экономики работать удаленно из-за границы будет запрещено полностью.

В настоящее время к числу таких «чувствительных» сфер законодатели относят, например, разработку в сфере госсектора (создание и развитие государственных информационных систем – ГИС), информационной безопасности, ряда транспортных проектов и транспортной безопасности и других критически важных проектах. К этой инициативе присоединилось и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. При этом министерство выступило против полного запрета на удаленную работу из-за границы в отечественных ИТ-компаниях.

Выступая на правительственном часе в Госдуме, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сообщил, что за приближающийся к концу 2022 г. из России уехало почти 10% от общего числа ИТ-сотрудников, или около 100 тыс. специалистов. Это много, учитывая острый дефицит специалистов в этой сфере, который наблюдался на российском рынке труда последние несколько лет. И 80% из уехавших в дружественные страны сегодня продолжают работать на российские проекты. Тотальный запрет на такую «удаленку» подтолкнет их к поиску работы в зарубежных компаниях. Российским работодателям это грозит снижением темпов развития цифровых платформ и решений, что, в итоге, негативно скажется на их конкурентоспособности, - комментируют представители Минцифры в СМИ.

Уж сегодня некоторые страны, куда уехали российские айтишники, отмечают рост ВВП и рост потребления за счет приехавших. Например, по подсчетам аналитиков S&P Global Ratings, только в первом квартале 2022 г. благодаря росту внутреннего спроса из-за массового притока россиян ВВП Армении вырос на 13,1%, Грузии - на 10,3%. Резкий рост денежных переводов из России поддерживает платежный баланс этих стран. С начала марта грузинский лари и армянский драм стали лидерами по росту курса среди валют развивающихся стран, укрепившись по отношению к доллару США на 20% и 30%, соответственно.

Российские ИТ-компании должны сами решать, в каком именно формате будут работать ее сотрудники над теми или иными проектами, убеждены в Минцифры. Но все риски удаленной работы нужно предварительно проанализировать. А такие риски, в том числе юридические, налоговые, риски утечки данных или даже саботажа, вполне реальны.

По закону, спустя полгода проживания за рубежом сотрудник теряет статус резидента РФ, соответственно, его нужно оформлять в штат как иностранца, - говорит Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch и председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». – Эти усилия будут оправданы, если ИТ-компания собирается оформить в штат какого-то уникального специалиста. Но обычному программисту, скорее всего, будет грозить перевод на договор гражданско-правового характера или даже увольнение. После этого ему придется либо искать работу в стране пребывания, что становится все сложнее, либо возвращаться обратно в Россию. При этом неизвестно, кто делает «вербовочные подходы» к программисту, работающему в российской компании из-за границы. Поэтому сегодня многие российские компании, и в первую очередь из госсектора, накладывают запрет на работу сотрудников из-за границы, увольняя релокантов, - продолжила спикер.

Опубликовано 22.12.2022

Похожие статьи